Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2008 г. по делу № 3-93-2008

Пермский краевой суд в лице
председательствующего судьи Васильевой О.А.,
при секретаре Н.Е.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой С.М., представителей Законодательного Собрания Пермского края Н.Д. и губернатора Пермского края - Я.В. рассмотрел 14 мая 2008 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части Закона Пермского края "О бюджете Пермского края на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" от 26.12.2007 года № 169-ПК,

установил:

14 декабря 2007 года Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края "О бюджете Пермского края на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" № 169-ПК, подписанный губернатором Пермского края 26 декабря 2007 года и опубликованный в газете "Звезда" № 219 от 29 декабря 2007 года.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 33 данного Закона установлена плата за пользование бюджетными кредитами, предоставляемыми из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных образований края, по ставке 0%.
Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что предоставление, использование и возврат бюджетных кредитов, полученных из краевого бюджета, осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующей части 2 статьи 33 Закона края в части слова "по ставке 0%", а также части 3 указанной статьи, ссылаясь на противоречие данных положений Закона статьям 6, 7, 14, 29, 93.2, 153 Бюджетного кодекса РФ.
По его мнению, абзацем 2 части 2 этой статьи нарушено установленное в статье 6, части 2 статьи 93.2 Бюджетного кодекса РФ условие возмездности предоставления средств другому бюджету. На основании ч. 2 ст. 93.2 и ст. 153 Бюджетного кодекса РФ условия и порядок предоставления бюджетных кредитов устанавливаются при утверждении бюджета законодательными (представительными) органами государственной власти, в связи с чем заместитель прокурора края полагал, что у Правительства края отсутствуют полномочия по установлению порядка предоставления бюджетных кредитов.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Сысоева С.М. заявление поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края Н.Д. и представитель губернатора Пермского края - Я.В. возражали против удовлетворения заявления заместителя прокурора Пермского края. В обоснование своих возражений они ссылались на то, что оспариваемая правовая норма соответствует действующему законодательству, а именно части 2 статьи 93.2 и части 2 статьи 93.3 Бюджетного кодекса РФ.
Заслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Статьей 2 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетным кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
На основании части 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.
Согласно части 2 той же статьи бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.
При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.
Анализ статьи 6 и части 2 статьи 93.2 Бюджетного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что общими условиями предоставления бюджетного кредита являются возмездность и возвратность, однако соответствующими законами о бюджете могут быть предусмотрены основания предоставления бюджетных кредитов и на безвозмездной основе.
Частью 1 статьи 33 Закона Пермского края "О бюджете Пермского края на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" от 26.12.2007 года № 169-ПК установлено, что в 2008, 2009 и 2010 годах бюджетные кредиты бюджетам муниципальных образований края предоставляются из краевого бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных по источникам финансирования дефицита краевого бюджета на эти цели, ежегодно в сумме до 250000 тыс. рублей на срок, не выходящий за пределы соответствующего финансового года, для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных образований края, и осуществления муниципальными образованиями края мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Таким образом, данной нормой Закона определены получатели (заемщики) бюджетных кредитов - муниципальные образования края, а также цели предоставления кредитов и бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года.
Частью 2 статьи 33 оспариваемого Закона установлена плата за пользование указанными бюджетными кредитами, которая согласно абзацу 2 данной правовой нормы для бюджетных кредитов, предоставляемым муниципальным образованиям края на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении их бюджетов, установлена в размере 0%.
Установление законом субъекта РФ о бюджете края процентной ставки в размере 0%, то есть предоставление бюджетного кредита на указанные выше цели на безвозмездной основе, соответствует положениям части 2 статьи 93.2 Бюджетного кодекса РФ и потому не противоречит иным его положениям.
В соответствии со статьей 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, субъект Российской Федерации правомочен в законе о бюджете установить ставки за пользование бюджетными кредитами, предоставляемыми из бюджета края, а также предусмотреть основания предоставления таких кредитов на безвозмездной основе, в связи с чем оснований для признания оспариваемого Закона в части установления беспроцентной ставки за пользование бюджетными кредитами для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных образований края, недействующим не имеется.
Отсутствуют основания и для признания противоречащим федеральному закону положений части 3 статьи 33 оспариваемого Закона края.
Данной нормой оспариваемого Закона закреплена компетенция высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в сфере нормативного регулирования отношений, связанных с предоставлением бюджетных кредитов из бюджета края бюджетам муниципальных образований края, что соответствует положениям части 2 статьи 93.3 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на срок до одного года устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов образуют порядок предоставления бюджетных кредитов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 статьи 33 Закона Пермского края от 26.12.2007 № 169-ПК, а не часть 2 статьи 33.

Частью 2 статьи 33 оспариваемого Закона края предусмотрено, что порядок предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов из краевого бюджета устанавливается нормативным правовым актом Правительства Пермского края, являющегося высшим государственным органом исполнительной власти края. Таким образом, оспариваемой нормой установлен порядок предоставления бюджетных кредитов.
Кроме того, предоставление денежных средств в виде бюджетных кредитов из бюджета Пермского края в бюджеты муниципальных образований края является одной из форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых в порядке ст. 139.1 Бюджетного кодекса РФ.
Межбюджетными трансфертами, в силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям исполнительных органов государственной власти относится разработка и утверждение методики распределения и(или) порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
Таким образом, закрепление в части 3 статьи 33 оспариваемого Закона полномочий Правительства Пермского края по установлению нормативным правовым актом порядка предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов, полученных из бюджета края, не нарушает положения части 2 статьи 93.2 и статьи 153 Бюджетного кодекса РФ, а также и иные нормы настоящего Кодекса.
При разрешении заявленных требований суд принимает во внимание и то обстоятельство, что аналогичным образом регламентирован вопрос предоставления бюджетных кредитов в 2008 году и на уровне Российской Федерации.
Так, на основании пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 24.07.2007 года № 198-ФЗ установлена плата за пользование бюджетными кредитами, предоставляемыми из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, по ставке 0%, а частью 3 этой же статьи предусмотрено, что предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных в части 1 настоящей статьи бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Несмотря на иной уровень бюджетной системы и ее участников, в части 3 статьи 33 оспариваемого Закона фактически повторяются положения части 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 198-ФЗ, имеющие наибольшую юридическую силу. Статья 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" не признана в установленном законом порядке недействующей.
Доводы о противоречии оспариваемых норм Закона Пермского края положениям статей 7, 14, 29 Бюджетного кодекса РФ заместителем прокурора края и участвующим в деле прокурором приведены не были. Такое противоречие судом по делу также не выявлено.
Таким образом, заявление заместителя прокурора Пермского края подлежит оставлению без удовлетворения, как не основанное на законе.
Руководствуясь ст. 194-199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления о признании недействующей части 2 статьи 33 Закона Пермского края "О бюджете Пермского края на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" от 26.12.2007 года № 169-ПК в части слова "по ставке 0%", а также части 3 указанной статьи данного Закона.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд.

Судья
ВАСИЛЬЕВА О.А.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Пермского краевого суда от 14.05.2008 по делу № 3-93-2008
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими части 2 в части слов "по ставке 0%", части 3 статьи 33 Закона Пермского края от 26.12.2007 № 169-ПК "О бюджете Пермского края на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru