ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 18 августа 2010 г. № 06-11/53-10
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления В.И.Шевченко,
члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Н.В.Базарова, старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования Е.В.Чуклина,
рассмотрев дело № 06-11/53-10 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы страховых компаний о проведении стимулирующего мероприятия, в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО "Бакчарский центр информации и печати", представитель Ч.А.В., действующий на основании Устава;
заинтересованного лица - ОАО "Страховая группа "Региональный Альянс", представители: Ч.В.Н., действующий на основании доверенности от 02.07.2010 № Ф/12-10, С.Е.В., действующая на основании доверенности от 17.08.2010 № б/н;
без участия заявителя, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление ОАО "Российская государственная страховая компания" по факту распространения рекламы совместного проекта СК "Медика-Томск" и СК "Коместра" о проведении розыгрыша среди страхователей ОСАГО, заключивших договор обязательного страхования в СК "Медика-Томск". Также заявитель указал на отсутствие лицензий у СК "Коместра" и СК "Медика-Томск" на осуществление деятельности по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. По мнению заявителя, размещение указанной рекламы противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки фактов, изложенных в заявлении, установлено, что в газете "Бакчарская жизнь" № 8(395) от 30.01.2010 на странице 10 размещена реклама следующего содержания: "Совместный проект "Коместра" и "Медика-Томск". Внимание, автовладелец! Продли полис ОСАГО в "Медика-Томск" и выиграй 500 литров бензина...". Аналогичная информация распространяется с использованием рекламных листовок.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о сроках проведения розыгрыша, что свидетельствует о признаках нарушения ст. 9 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В соответствии со ст. 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию. Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.
В сведениях Единого государственного реестра субъектов страхового дела у ООО "Страховая компания "Медика-Томск" отсутствует указание на вид деятельности по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Из содержания рекламного текста следует, что страхователи могут продлить полис ОСАГО в страховой компании "Медика-Томск". Вместе с тем ООО "СК "Медика-Томск" не вправе оказывать услугу по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, что свидетельствует о наличии в рекламе признаков нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Определением от 29.07.2010 Томским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5, ст. 9 Федерального закона "О рекламе".
На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе представитель ООО "Бакчарский центр информации и печати" пояснила, что между издателем и индивидуальным предпринимателем К.С.В. заключен договор от 08.01.2010 № 2, в соответствии с которым ООО "Бакчарский центр информации и печати" обязуется по заданию ИП К.С.А. опубликовать в печатном издании "Бакчарская жизнь" подготовленные им информационные материалы. Услуги по размещению рекламы оплачены. Нарушение, выразившееся в неуказании сроков проведения розыгрыша, произошло вследствие невнимательности ответственного исполнителя за подготовку рекламы к размещению. Реклама была опубликована только в одном номере газеты.
Представитель ОАО "СГ "Региональный Альянс" пояснил, что между филиалом "Коместра-Авто" ОАО "Страховая группа "Региональный Альянс" в г. Томске и ООО "Медика-Томск" заключен агентский договор от 02.04.2009 № 32, в соответствии с которым ООО "Медика-Томск", в частности, осуществляет поиск и привлечение к обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств физических и юридических лиц, осуществляет все необходимые действия, направленные на заключение, изменение договоров обязательного страховая гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данное обстоятельство послужило поводом для указания в рекламе информации о продлении полиса ОСАГО в "Медика-Томск". Также представитель пояснил, что филиал "Коместра-Авто" ОАО "Страховая группа "Региональный Альянс" в г. Томске заключил договор с индивидуальным предпринимателем К.С.А. об оказании комплекса услуг по размещению рекламы филиала. При этом рекламный макет для размещения в газете "Бакчарская жизнь" не был согласован с филиалом "Коместра-Авто". Рекламные листовки, содержащие аналогичную информацию, что и в объявлении печатного издания "Бакчарская жизнь", отличаются указанием срока проведения розыгрыша. Указанные листовки распространялись через почтовые ящики автовладельцев с. Бакчар. В настоящий момент розыгрыш проведен, приз вручен победителю.
Рассмотрев материалы дела и выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия считает установленным следующее.
В газете "Бакчарская жизнь" № 8(395) от 30.01.2010 на странице 10 и в рекламных листовках размещена информация следующего содержания: "Совместный проект "Коместра" и "Медика-Томск". Внимание, автовладелец! Продли полис ОСАГО в "Медика-Томск" и выиграй 500 литров бензина...".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация обладает всеми признаками рекламы, определенными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рекламе, размещенной в газете "Бакчарская жизнь" № 8(395) от 30.01.2010, на странице 10 отсутствует информация о сроках проведения розыгрыша, что свидетельствует о нарушении ст. 9 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ст. 9 указанного Закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО "СГ "Региональный альянс" в лице филиала "Коместра-Авто" ОАО "СГ "Региональный Альянс" в городе Томске, рекламораспространителем - ООО "Бакчарский центр информации и печати" (договор от 11.01.2010, договор от 08.01.2010 № 2, платежное поручение от 05.02.2010 № 68).
В соответствии пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Кроме того, из содержания рекламы следует, что полис ОСАГО можно продлить в страховой компании "Медика-Томск". Вместе с тем Комиссией установлено, что между филиалом "Коместра-Авто" ОАО "Страховая группа "Региональный Альянс" в г. Томске и ООО "Медика-Томск" заключен агентский договор от 02.04.2009 № 32, в соответствии с которым ООО "Медика-Томск", в частности, осуществляет поиск и привлечение к обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств физических и юридических лиц, осуществление всех необходимых действий, направленных на заключение, изменение договоров обязательного страховая гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данные обстоятельства послужили указанию в рекламе информации о продлении полиса ОСАГО в "Медика-Томск". При этом лицензия на осуществление страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств выдана ОАО "Страховая группа "Региональный Альянс" (лицензия от 26.12.2007 С № 2923 77 выдана Федеральной службой страхового надзора).
С учетом изложенного, по результатам рассмотрения дела признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" Комиссия считает неподтвержденными.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете "Бакчарская жизнь" № 8(395) от 30.01.2010 на странице 10 следующего содержания: "Совместный проект "Коместра" и "Медика-Томск". Внимание, автовладелец! Продли полис ОСАГО в "Медика-Томск" и выиграй 500 литров бензина...", поскольку в ней нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "Бакчарский центр информации и печати" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО
Члены Комиссии:
Н.В.БАЗАРОВА
Е.В.ЧУКЛИНА