Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


СОВЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2010 г. № 2-37/374

О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О ПАТРОНАТНОМ
ВОСПИТАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН" И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ГОРОДСКОМ
ОКРУГЕ ГОРОД САЛАВАТ

Заслушав информацию начальника отдела опеки и попечительства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан Труновой Т.Я. о реализации Закона Республики Башкортостан "О патронатном воспитании в Республике Башкортостан" и деятельности органов опеки и попечительства в городском округе город Салават, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Законом Республики Башкортостан от 11.07.2006 № 342-з "О патронатном воспитании в Республике Башкортостан", Уставом городского округа город Салават Республики Башкортостан, Совет городского округа город Салават Республики Башкортостан решил:
1. Принять к сведению информацию начальника отдела опеки и попечительства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан Т.Я.Труновой (прилагается).
2. Отделу опеки и попечительства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан продолжить работу по оказанию помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетним лицам из числа данной категории, гражданам, признанным судом недееспособными, а также гражданам, которые по состоянию здоровья не могут защищать свои права.

Председатель
Совета городского
округа город Салават
Республики Башкортостан
А.С.МИХАЙЛОВ





Приложение
к решению Совета городского
округа город Салават
Республики Башкортостан
от 23 сентября 2010 г. № 2-37/374

ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О ПАТРОНАТНОМ
ВОСПИТАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН" И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ГОРОДСКОМ
ОКРУГЕ ГОРОД САЛАВАТ

Отдел опеки и попечительства Администрации городского округа город Салават, исполняя законы и нормативные акты, связанные с гарантированной защитой прав детей, проводит целенаправленную и систематическую работу по оказанию помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетним лицам из числа данной категории, гражданам, признанным судом недееспособными, а также гражданам, которые по состоянию здоровья не могут защищать свои права.
Главными задачами отдела опеки в деле обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
- своевременное выявление и учет детей этой категории,
- обеспечение оптимальной формы устройства выявленных детей и осуществление контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с действующим законодательством специалисты отдела опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей. В течение последних трех лет количество детей, выявленных как оставшиеся без попечения родителей, постоянно увеличивается.

┌────────────────────────────┬──────────────┬─────────────┬───────────────┐
│Выявление детей, оставшихся │   2008 г.    │   2009 г.   │ На 01.08.2010 │
│  без попечения родителей   │              │             │               │
├────────────────────────────┼──────────────┼─────────────┼───────────────┤
│                            │           139│          167│            138│
└────────────────────────────┴──────────────┴─────────────┴───────────────┘


При этом с каждым годом увеличивается количество детей, родители которых лишены родительских прав или ограничены в них по причине злостного уклонения от выполнения родительских обязанностей, асоциального поведения (пьянство, наркомания, тунеядство, аморальный образ жизни), жестокого обращения родителей со своими детьми.

┌────────────────────────────┬──────────────┬─────────────┬───────────────┐
│     Родители, лишенные     │   2008 г.    │   2009 г.   │ На 01.08.2010 │
│    родительских прав в     │              │             │               │
│отношении несовершеннолетних│              │             │               │
│           детей            │              │             │               │
├────────────────────────────┼──────────────┼─────────────┼───────────────┤
│                            │37 родителей в│74 родителя в│30 родителей  в│
│                            │отношении   39│отношении  92│отношении    36│
│                            │детей         │детей        │детей          │
└────────────────────────────┴──────────────┴─────────────┴───────────────┘

За 8 месяцев текущего года в отношении 4 родителей было возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ за жестокое обращение со своими детьми.
Имеет тенденцию к росту количество детей в нашем городе, которые изымаются из семей работниками отдела опеки и попечительства, работниками ОДН УВД в связи с тем, что они находятся в состоянии, угрожающем их жизни и здоровью, и доставляются на социальные койки детской городской больницы. Как правило, это дети от 0 до 6 - 7 лет. Так, если в 2008 г. в ДГБ было доставлено 44 ребенка, в 2009 г. уже 102, а на 01.08.2010 таких детей - 53 человека. В большинстве своем это дети, не имеющие каких-либо документов, зачастую даже свидетельств о рождении, социальных номеров, часто нигде не зарегистрированные.
Огромной проблемой в городском округе стало решение вопроса об определении детей подросткового возраста в ситуации их немедленного изъятия из семей. Детская городская больница отказывает в приеме таких детей в связи с тем, что для них не созданы условия, отсутствуют специалисты, которые осуществляли бы контроль за поведением и местом нахождения подростков, часто отличающихся неуравновешенностью, агрессивным поведением. Определение таких детей в социальные приюты сопряжено с рядом условий, как то - обязательное прохождение медицинской комиссии, наличие всех документов по определенному перечню. Подготовка этих документов требует времени и не гарантирует получения путевки для определения в социальные приюты. Большая часть наших детей определяется в социальный приют села Урман - Бишкадак Ишимбайского района и республиканский социальный приют, однако в связи с отсутствием свободных мест в 2009 г. отделом опеки было получено 4 отказа, в 2010 г. - 3 отказа.
Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, поступают в отдел опеки и попечительства из разных источников: учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, УВД, жителей города. Следует отметить, что более полной и оперативной информацией о таких детях располагают прежде всего школы и дошкольные образовательные учреждения, при этом доля их сообщений о таких детях невысока. Имеют место случаи, когда отделом опеки выявляются дети, родители которых длительное время отсутствуют, не проживают совместно с детьми, оставляя их на родственников, а то и на посторонних людей, не являющихся законными представителями детей. Так, только за 2009 год было выявлено 32 таких ребенка в отношении которых впоследствии были оформлены опека, попечительство, в текущем году было выявлено 12 таких детей.
Семейным кодексом Российской Федерации определено несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Приоритетной формой является усыновление (удочерение) - самая сложная правовая форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. Усыновители приобретают не только права, но и обязанности по отношению к усыновляемому ребенку. При этом усыновление не пользуется государственной поддержкой. Процент детей, отданных на усыновление по нашему городу, невелик. В 2008 г. ни один ребенок не был усыновлен, в 2009 г. на усыновление ушло 8 несовершеннолетних, на 01.08.2010 таких детей - 6.
Согласно статистическим данным, основная доля усыновления посторонними гражданами приходится на детей от 0 до 3-х лет. При этом кандидаты в усыновители отдают большее предпочтение девочкам, чем мальчикам.
Наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство).
Так, за 2008 г. под опеку отдано 82 ребенка, в 2009 г. - 100 детей, на 01.08.2010 - 75 н/летних. На 01.08.2010 в банке данных отдела опеки и попечительства 455 опекаемых детей. Большая часть н/летних, оставшихся без попечения родителей, передается под опеку, попечительство бабушкам и дедушкам (78%: 70% - бабушкам, 8% - дедушкам).
Чаще всего это пенсионеры, а это означает, что в массе своей опекунские семьи нуждаются в постоянной индивидуальной поддержке и помощи.
Анализ, проведенный специалистами отдела опеки, показал, что большая часть детей, заканчивая школу, вынуждена идти в ПТУ, так как нет возможности и поддержки для получения более качественного образования.
Проводя обследование жилищно-бытовых условий опекунских семей, мы констатируем специфические проблемы, которые затрудняют социальную адаптацию опекаемых детей.
Среди них - преклонный возраст опекунов, плохое психофизическое состояние, материальные затруднения, не позволяющие детям получить качественное образование, развить способности и интересы. Не справляясь с воспитанием, бабушки и дедушки выбирают потворствующую гиперопеку и гиперпротекцию.
На сегодняшний день имеют место 3 случая отмены опеки (попечительства) и 2 случая отстранения опекунов от своих обязанностей в связи с тем, что опекуны использовали опеку в корыстных целях.
Особую группу опекаемых детей составляют дети, недавно пережившие смерть родителей. Опекуны не знают, как помочь ребенку, часто неправильными действиями усугубляют его состояние.
На 01.08.2010 в банке данных отдела опеки 211 детей, родители которых либо один из них умерли.
Отделом опеки и попечительства предпринимаются меры по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в общении со сверстниками, в адаптации в школьных коллективах, в выездных загородных лагерях и др., в организации и проведении психологической коррекции и реабилитации, опекунским семьям, которым часто необходимы поддержка, совет, консультация, реальная помощь.
Следует отметить низкую обращаемость детей-сирот и родителей из замещающих семей к школьным психологам, при этом количество обращений в городской центр медико-социальной и психолого-педагогической помощи имеет тенденцию к росту.
На сегодняшний день назрела необходимость грамотного психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.
С этой целью отдел опеки и попечительства разрабатывает соглашение, которое будет заключено с городским центром медико-социальной и психолого-педагогической помощи для разработки психолого-педагогического инструментария, используемого в работе с семьями, взявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для работы с биологической семьей в целях профилактики социального сиротства.
Учитывая приоритетность семейных форм устройства детей, отдел опеки и попечительства целенаправленно работает над созданием приемных семей. Если в 2008 г. и в 2009 г. было создано по 4 приемных семьи, то на 01.08.2010 создано уже 8 приемных семей (в 3 семьях по 2 приемных ребенка, в 1 семье - 3 приемных детей).
В соответствии с законодательством одной из форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является патронат. При устройстве на патронатное воспитание ребенок остается воспитанником детского дома, при этом фактически проживает в семье патронатного воспитателя. Договором между органами опеки и попечительства, детским домом и патронатным воспитателем все права и обязанности по содержанию и воспитанию ребенка распределяются между участниками договора. На основании Постановления Администрации городского округа город Салават от 17.01.2007 служба патронатного воспитания создана на базе городского детского дома.
Статистика по детскому дому показывает, что количество детей, взятых на патронатное воспитание, имеет тенденцию к увеличению.
Так, если в 2007 г., 2008 г., 2009 г. по 4 ребенка уходили на патронат, то на 01.08.2010 на патронатное воспитание оформлено уже 8 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день в детском доме 49 детей от 7 до 18 лет, из них в 5 случаях по двое детей из одной семьи. Патронатные воспитатели, также как и приемные родители, в соответствии с законодательством получают по 4600 на содержание каждого ребенка и 5050 рублей в качестве вознаграждения.
В феврале текущего года Приказом Министерства образования РБ на базе городского детского дома создан центр по подготовке кандидатов в замещающие семьи - в приемные родители, опекуны (попечители), патронатные воспитатели, усыновители. С 15 февраля текущего года 46 кандидатов в замещающие родители прошли обучение в детском доме. Однако Министерством образования не решен вопрос введения дополнительных штатных единиц для организации этой работы. На сегодняшний день в детском доме необходимо ввести ставки психолога, социального педагога, юриста в целях оказания помощи замещающим семьям, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также кандидатам в замещающие родители, которые должны проходить обучение, психолого-педагогическое обследование и получать сертификат. Кроме того, следует отметить, что детский дом не располагает помещением для организации работы по обучению кандидатов в замещающие родители, что вызывает серьезные сложности для исполнения приказа Министерства образования.
Одной из важных функций отдела опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц является защита жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. Это самое объемное направление нашей деятельности: только за 8 месяцев 2010 года выдано более 1500 разрешений произвести отчуждение жилых помещений и около 15 отказов на вышеуказанное действие.
Уже не первый год риэлторское лобби пытается внести изменения в ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены предварительного разрешения органа опеки и попечительства на сделки с имуществом несовершеннолетних. Частично это удалось. С 1 января 2005 года изменено содержание ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации. Теперь при совершении сделок с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние дети, не являющиеся собственниками данных жилых помещений, нашего разрешения не требуется. Жилищные права этих детей мы уже не в силах защитить. Мы лишь предполагаем объемы негативных социальных последствий данных процессов, учитывая огромное количество асоциальных семей, готовых "за копейки" расстаться с тем немногим, что осталось у них и их детей.
Практика показывает, что объемы частной собственности, субъектами которой являются несовершеннолетние, растут. Для сохранения имущества несовершеннолетнего, не имеющего в полном объеме гражданской дееспособности, государство предпринимает особые меры. Именно поэтому сегодня остаются неизменными положения ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие защиту имущественных прав несовершеннолетних. А осуществление этой правозащитной функции возложено государством на органы опеки и попечительства. И все требования опеки и попечительства основаны на законе.
Задачей отдела опеки и попечительства является тщательная проверка всех обстоятельства и существенных условий сделок, необходимость просчитать возможные риски для ребенка, подстраховать его в случае недобросовестных или необдуманных действий родителей. Наша задача - не позволить оставить ребенка без собственности, проверить сделку на предмет соответствия его интересам, не допустить ущемления прав ребенка.
Согласно законодательству дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Так, 317 опекаемых детей получают пособие на содержание в размере 4600 рублей, 188 детей имеют возможность бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте, дети-сироты имеют право на получение второго профессионального образования на бюджетной основе. Обучающиеся в ПТУ и ссузах дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право, кроме обычной, еще и на социальную стипендию, на получение денежных средств на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, на бесплатное питание в учебное время и на получение сухого пайка в каникулярное время, на получение единовременного пособия по окончании учебного заведения, на бесплатное медицинское обслуживание. Кроме того, дети этой категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, имеют право встать на учет, а потом на очередь на получение жилого помещения либо его денежного эквивалента на приобретение жилья от государства. Выпускники учреждений НПО и СПО, не устроившиеся на работу, имеют право встать на учет в Центр занятости и получать в течение полугода 18000 рублей ежемесячно. Вопросы реализации государственных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находятся под постоянным контролем отдела опеки и попечительства.
Обеспечивая защиту прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18 до 23 лет, отдел опеки и попечительства столкнулся с рядом проблем, требующих рассмотрения и решения.
В соответствии с законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, имеют право встать на учет, а затем на очередь на получение жилого помещения.
Нормы закона требуют предоставления жилых помещений детям этой категории в течение 3 месяцев. Однако лимит финансовых средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на эти цели, недостаточен. В связи с этим выпускники детских домов, учреждений НПО и СПО оказываются в ситуации, когда им просто негде жить, в силу чего некоторые из них пополняют ряды лиц без определенного места жительства, быстро криминализируются, совершают преступления и правонарушения. Эта проблема актуальна и для подростков и совершеннолетних граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
На сегодняшний день 26 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, зарегистрированы в качестве нуждающихся в получении жилья в жилищном отделе Администрации городского округа. В 2009 г. и текущем году было выделено по 2 жилых помещения.
Проблемой для многих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала ситуация, когда они, возвращаясь из государственного учреждения, встают перед фактом огромной задолженности по коммунальным платежам в квартирах, где остались проживать их родители, лишенные родительских прав, не работающие и продолжающие вести асоциальный образ жизни, приводящие жилые помещения в состояние, непригодное для проживания.
В соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", вступившим в действие в сентябре 2008 г., отдел опеки и попечительства организует работу по защите прав недееспособных граждан, а также граждан, которые по состоянию здоровья не могут защищать свои права. При этом следует отметить, что на законодательном уровне вопросы, регламентирующие порядок и механизм защиты прав граждан этой категории, полномочий отделов опеки и попечительства, не отработаны, в связи с чем имеют место факты непредставления требуемой информации о таких гражданах со стороны медицинских учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, так как в Федеральном законе "О персональных данных" указываются лишь службы дознания, следствия, судебных приставов и прокуратуры. Отсутствие информации о том, состоит ли тот или иной гражданин на учете у психиатра, невролога, проходил ли он лечение в психоневрологическом диспансере, является ли его заболевание фактом, препятствующим выполнению родительских обязанностей, влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних, в отношении которых затрудняется решение вопроса о выплате денежных средств на содержание. Кроме того, достаточно сложна и не отработана процедура определения недееспособных граждан в соответствующие интернаты. Необходимостью при этом является наличие инвалидности и опекуна. В связи с тем, что опека над недееспособными гражданами не пользуется государственной поддержкой, желающих стать опекунами и взять на себя бремя ответственности над гражданином, признанным судом недееспособным, практически нет.
Сопряжена с определенными процедура доставки граждан в республиканскую психиатрическую больницу специалистами отдела опеки и попечительства.
Передача органам опеки и попечительства полномочий по защите прав недееспособных граждан была осуществлена без учета необходимости в выделении дополнительных штатных единиц специалиста, фельдшера.
В рамках законодательства отдел опеки и попечительства выявляет граждан, признанных судом недееспособными, граждан, которые по состоянию здоровья не могут защищать свои права, подбирает по возможности опекунов гражданам этой категории, оформляет патронаж, решает вопросы получения инвалидности, устройства в психоневрологические интернаты, вопросы защиты имущественных прав этих граждан, оформления им пенсии по инвалидности, по решению суда организует доставку граждан для проведения экспертизы в республиканскую психиатрическую больницу, проводит акты обследования жилищно-бытовых условий недееспособных граждан, а также граждан, находящихся под патронажем, ведет банк данных по гражданам этой категории, надзор за исполнением своих обязанностей опекунами.
С 2008 г. количество недееспособных граждан увеличилось в разы. Так, если в 2008 г. было выявлено 2 человека, в 2009 г. - 13, а на 01.08.2010 уже 19 человек. Недееспособными были признаны также 6 несовершеннолетних, опека в отношении которых была оформлена их родителями. На 01.08.2010 в банке данных отдела опеки и попечительства состоят 40 человек.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Совета городского округа г. Салават РБ от 23.09.2010 № 2-37/374
"О реализации Закона Республики Башкортостан "О патронатном воспитании в Республике Башкортостан" и деятельности органов опеки и попечительства в городском округе город Салават"

Решение
Приложение. Информация о реализации Закона Республики Башкортостан "О патронатном воспитании в Республике Башкортостан" и деятельности органов опеки и попечительства в городском округе город Салават

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru