Направлено письмом от 28 сентября 2010 г. № 02-14/9236
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 28 сентября 2010 г. № 1414н
НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ И ПРОДОВОЛЬСТВИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 6 АВГУСТА 2010 Г.
№ 140 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА КОМИТЕТА
ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ И ПРОДОВОЛЬСТВИЮ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
"ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА КОМПЕНСАЦИЮ ЗАТРАТ
НА УПЛАТУ ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТАМ, ПОЛУЧЕННЫМ В РОССИЙСКИХ
КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, И ЗАЙМАМ, ПОЛУЧЕННЫМ
В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
КООПЕРАТИВАХ, ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ
МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза приказа
Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию от 6 августа 2010 г. № 140 "Об утверждении Административного регламента Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги "Организация предоставления субсидий на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, хозяйствующими субъектами, за исключением малых форм хозяйствования" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом
утверждается Административный регламент
Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги "Организация предоставления субсидий на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, хозяйствующими субъектами, за исключением малых форм хозяйствования" (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа
являются общественные отношения, возникающие в сфере организации исполнения органом государственной власти государственных функций по организации предоставления субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, хозяйствующими субъектами, за исключением малых форм хозяйствования.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 27.07.2010 № 191-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2010 № 126-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 № 779);
- Уставом
(Основным законом) Волгоградской области;
- Законом
Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 19.04.2010 № 2025-ОД);
- Законом
Волгоградской области от 04.02.2010 № 1994-ОД "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (в редакции от 03.09.2010 № 2087-ОД);
- постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 19.10.2007 № 1801 "Об утверждении Положения о Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области";
- постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 02.07.2010 № 1065 "Об утверждении перечней государственных услуг (работ), оказываемых Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и подведомственными ему государственными учреждениями";
- постановлением
Администрации Волгоградской области от 04.05.2009 № 113-п "О возмещении в 2010 году сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам Волгоградской области части затрат на уплату процентов по кредитам и займам".
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Абзацем 5 части 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации осуществляют бюджетные полномочия по утверждению и исполнению расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Абзацем 9 пункта 1 статьи 10
Закона Волгоградской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрены средства на предоставление субсидий возмещение части затрат на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных кооперативах в 2004 - 2010 годах на срок от 2 до 10 лет: в 2010 году в сумме 131347,9 тыс. рублей, в 2011 году - 54624,7 тыс. рублей, в 2012 году - 54624,7 тыс. рублей.
Пунктами 1, 5 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679, определено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
При разработке административных регламентов федеральный орган исполнительной власти предусматривает оптимизацию (повышение качества) исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), в том числе:
а) упорядочение административных процедур и административных действий;
б) устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, если это не противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
в) сокращение количества документов, представляемых заявителями для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации принципа "одного окна", использование межведомственных согласований при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги) без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
г) сокращение срока исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку административного регламента, может установить в административном регламенте сокращенные сроки исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроки исполнения административных процедур в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) по отношению к соответствующим срокам, установленным в законодательстве Российской Федерации;
д) указание об ответственности должностных лиц за соблюдение ими требований административных регламентов при выполнении административных процедур или административных действий;
е) предоставление государственной услуги в электронной форме.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим постановлением.
Следовательно, исследуемый Приказ
издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34
Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Приложением
к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" определено, что Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 6
Перечня государственных услуг (работ), оказываемых Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и подведомственными ему государственными учреждениями, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 02.07.2010 № 1065, определено, что организация предоставления субсидий на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, хозяйствующими субъектами, за исключением малых форм хозяйствования, входит в Перечень государственных услуг (работ), оказываемых Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Положение о Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области утверждено постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 19.10.2007 № 1801, а не постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 02.07.2010 № 1065.
Согласно пункту 3.5.1
Положения о Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 02.07.2010 № 1065, председатель Комитета издает приказы и распоряжения, контролирует их исполнение.
Таким образом, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области как орган исполнительной власти вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем издания нормативного правового акта в форме приказа.
На момент проведения юридической экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Пунктом 37
Регламента определено, что в жалобе указываются причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием) должностных лиц; обстоятельства, на основании которых получатель государственной услуги считает, что нарушены его права и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность; излагаются требования об отмене решения, о признании незаконными действия (бездействия) должностных лиц, а также иные сведения, которые претендент считает необходимым сообщить.
К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в ней обстоятельства. В таком случае в жалобе приводится перечень прилагаемых к ней документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение гражданина (далее - обращение) - направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 3 указанного выше Федерального закона определено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в вопросы, относящиеся к ведению Российской Федерации, в части расширения перечня обязательных требований к письменному обращению (жалобе).
2. Согласно пункту 39
Регламента обращение получателя государственной услуги не рассматривается в следующих случаях:
отсутствие сведений об обжалуемом решении, действии (бездействии), о лице, обратившемся с жалобой (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица);
отсутствие подписи получателя государственной услуги;
предметом жалобы является решение, принятое в судебном или досудебном порядке.
Пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определяет, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 указанного выше Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем порядок рассмотрения отдельных обращений установлен статьей 11 указанного выше Федерального закона.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части определения порядка подготовки ответа на обращение (жалобу).
Кроме того, необходимо отметить, что 30 июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регулирующий отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 указанного выше Федерального закона структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
1) общие положения;
2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
4) формы контроля за исполнением административного регламента;
5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Статьей 14 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлены требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно пункту 2 статьи 29 указанного выше Федерального закона административные регламенты, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 2012 года.
Содержание и форма исследуемого Приказа
соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта не опубликован.
Вместе с тем следует отметить, что рассматриваемый нормативный правовой акт не затрагивает права и свободы человека и гражданина, следовательно, его неопубликование не будет являться нарушением требований пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что приказ
Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию от 6 августа 2010 г. № 140 "Об утверждении Административного регламента Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги "Организация предоставления субсидий на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, хозяйствующими субъектами, за исключением малых форм хозяйствования" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемый Приказ
в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ