Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2010 г. по делу № А14-393-2010/7/34

(извлечение)

Администрация городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Управлению Федеральной почтовой связи Воронежской области филиалу Федерального государственного унитарного предприятия "П" (далее - ответчик) об освобождении незаконно занимаемого жилого помещения (квартиры № 31), площадью 46,9 кв. м, находящейся на первом этаже и расположенной по адресу: <...> (дело № А14-393-2010-7/34).
Определением суда от 09.02.2010 к участию в данном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие Воронежской области "В" (далее - ГУП ВО "В").
Определением суда от 09.03.2010 произведена замена ответчика - Управление Федеральной почтовой связи Воронежской области - филиала ФГУП "П" на Федеральное государственное унитарное предприятие "П", к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области.
В свою очередь Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к муниципальному образованию городское поселение город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области в лице Администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области о признании права собственности Российской Федерации на нежилое встроенное помещение, литера А/1, площадью 46,9 кв. м, находящемся в здании, расположенном по адресу: <...>, исключении данного помещения из реестра муниципальной собственности (дело № А14-863-2010-19/34).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области уточнило заявленные исковые требования и просило признать право собственности Российской Федерации на нежилое помещение, лит. А/1, общей площадью 46,9 кв. м, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: <...>.
Определением суда от 09.03.2010 на основании статьи 130 АПК РФ дело № А14-393-2010-7/34 и дело № А14-863-2010-19/34 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер № А14-393-2010-7/34.
Представитель ГУП ВО "В" в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие указанного лица.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 12.04.2010 объявлялся перерыв до 19.04.2010.
Администрация городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области в представленном отзыве и дополнениях к нему возражала против удовлетворения исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, ссылаясь на то, что спорное помещение не переведено из жилого фонда в нежилой в установленном законодательством порядке и является муниципальной собственностью.
ГУП ВО "В" в представленных пояснениях указало, что уполномоченным органом принято решение об использовании спорного помещения в качестве нежилого. Кроме того, жилищное законодательство, действовавшее на дату разграничения государственной собственности, не предусматривало возможности включения в жилищный фонд помещений в жилых домах, предназначенных для торговых, бытовых и иных нужд.
Федеральное государственное унитарное предприятие "П" поддержало требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области и возражало против удовлетворения требований Администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области, указало, что спорное помещение является имуществом предприятия почтовой связи, из владения которого оно не выбывало и используется предприятием до настоящего времени, а, следовательно, является федеральной собственностью.
Из материалов дела следует, что решением № 35 от 20.01.1987 исполнительного комитета Россошанского городского Совета народных депутатов Воронежской области квартира № 31 в жилом доме <...> распределена под почту.
Согласно сообщению Бюро технической инвентаризации Россошанского района Воронежской области от 07.12.2009 № 1626 в помещении, расположенном по адресу: <...>, лит. А/1, встроенное помещение I, расположено отделение почтовой связи № 10, общей площадью 46,9 кв. м.
21.12.2006 филиалом ГУП ВО "В" - Бюро технической инвентаризации Россошанского района Воронежской области составлен технический паспорт на отделение почтовой связи № 10, лит. А/1, инвентарный номер 9306, площадью 46,9 кв. м, расположенное по адресу: <...>.
Администрация городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области указывает, что спорное помещение включено в реестр муниципальной собственности городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области на основании Постановления городского Совета народных депутатов Воронежской области от 28.06.2002 № 63, что подтверждается выпиской № 74 от 18.12.2009 из реестра муниципальной собственности муниципального образования городское поселение город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области.
Полагая, что имеются основания для признания права федеральной собственности на спорный объект недвижимости, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области обратилось в Арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения требований).
Администрация городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области обратилась в Арбитражный суд с требованием обязать Федеральное государственное унитарное предприятие "П" освободить незаконно занимаемое спорное помещение, полагая, что указанный объект недвижимости относится к муниципальной собственности.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области подлежащими удовлетворению, требования Администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Из пункта 4 части 2 статьи 125 АПК РФ следует, что в исковом заявлении должно быть сформулировано требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), а в соответствии с пунктом 5 части 2 данной нормы исковое заявление должно содержать фактическое обоснование заявленного требования (обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, то есть основания иска).
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Для защиты гражданских прав, возможно, использование одного из перечисленных в статье способов, либо нескольких из них. Однако если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.
Предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу.
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (подпункт 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ).
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 № 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, необоснованно включенных в соответствующие перечни или реестры собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется Приложениями № 1, 2, 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991.
В соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 объекты государственной собственности, указанные в данном Приложении, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В пункте 6 раздела IV Приложения № 1 к указанному Постановлению в качестве объекта относящегося исключительно к федеральной собственности названы в том числе предприятия связи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" организации Федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
В силу статьи 24 вышеназванного Закона имущество организаций Федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью.
Поскольку спорное помещение с 1987 года было занято отделением связи, оно в соответствии с приложением № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 относится исключительно к федеральной собственности как имущество учреждения федеральной почтовой связи, финансирование которого осуществляется из бюджета Российской Федерации.
Доказательства того, что спорное помещение на момент разграничения государственной собственности в установленном порядке выбыло из федеральной собственности, в деле отсутствуют.
Согласно утвержденному 23.11.2003 генеральным директором ФГУП "П" перечню отделений почтовой связи Управления Федеральной почтовой связи Воронежской области - филиала ФГУП "П" в его состав входит отделение почтовой связи Россошь-10 Россошанского почтамта УФПС Воронежской области - филиала ФГУП "П".
Следовательно, спорный объект недвижимости относится к федеральной собственности в силу указания на такие объекты (предприятия связи) в Приложении № 1 к Постановлению № 3020-1 от 27.12.1991 и включение его в реестр муниципальной собственности является нарушением действующего законодательства.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном законом порядке по вопросам, относящимся к его компетенции.
Довод ответчика о том, что спорное помещение не переведено из жилого в нежилой фонд в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, не принимается судом во внимание исходя из следующего.
Статьей 22, 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), введенным в действие с 01.03.2005, предусмотрены условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение.
Судом установлено, что спорное помещение распределено под почту решением № 35 от 20.01.1987 исполнительного комитета Россошанского городского Совета народных депутатов Воронежской области, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Законодательство, действовавшее в период распределения указанного помещения под почту, не предусматривало перевода жилого помещения в нежилое, не регулировало порядок данного перевода, не устанавливало условий перевода жилого помещения в нежилое.
Орган, уполномоченный на тот период принимать решение о распределении и использовании жилых помещений, выразил волю на использование этого помещения в качестве нежилого.
В соответствии с частью 2 статьи 4 ЖК РСФСР, действовавшего на дату разграничения государственной собственности, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, в жилищный фонд не включаются нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд.
Целевое назначение спорного помещения в момент сдачи жилого дома в эксплуатацию как квартиры при последующем размещении в нем отделения связи не является основанием для отнесения в дальнейшем данного помещения к муниципальному уровню собственности.
С 1987 года по настоящее время помещение, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: <...>, занято отделением почтовой связи и используется по назначению. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.
Как следует из пояснений ГУП ВО "В" от 15.03.2010 спорное помещение было учтено по его первоначальному и единственному использованию, а именно, в качестве нежилого помещения. По итогам проведения технической инвентаризации 21.12.2006 филиалом ГУП ВО "В" - Бюро технической инвентаризации Россошанского района Воронежской области составлен технический паспорт на нежилое помещение - отделение почтовой связи № 10, расположенное по адресу: <...>.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Российской Федерацией приобретено право собственности на спорный объект недвижимости в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ.
На основании вышеизложенного требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области подлежат удовлетворению. Следует признать право собственности Российской Федерации на нежилое помещение, лит. А/1, общей площадью 46,9 кв. м, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: <...>.
Статьей 301 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
С учетом установленных обстоятельство в удовлетворении требований Администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области к Федеральному государственному унитарному предприятию "П" об освобождении незаконно занимаемого жилого помещения (квартиры № 31), площадью 46,9 кв. м, находящейся на первом этаже и расположенной по адресу: <...>, следует отказать.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на Администрацию городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации последняя освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать право собственности Российской Федерации на нежилое помещение, лит. А/1, общей площадью 46,9 кв. м, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: <...>.
Отказать в удовлетворении требований Администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области к Федеральному государственному унитарному предприятию "П" об освобождении незаконно занимаемого жилого помещения (квартиры № 31), площадью 46,9 кв. м, находящейся на первом этаже и расположенной по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.04.2010 по делу № А14-393-2010/7/34
В удовлетворении требований администрации муниципального района к государственному унитарному предприятию об освобождении незаконно занимаемого жилого помещения отказано, так как судом признано право собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru