Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2009 г. по делу № А47-2893/2009

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2009 года
В полном объеме решение изготовлено 26 мая 2009 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Л.Н. Книгиной, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью магазин № 35 "Форштадт", г. Оренбург к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга
о признании незаконным Постановления № 7 от 30.03.2009 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии представителей:
от заявителя - представитель С. доверенность от 08.04.2009 г.; представитель В. доверенность от 08.04.2009 г.
от ответчика - не явился (извещен)

установил:

общество с ограниченной ответственностью магазин № 35 "Форштадт", г. Оренбург (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным Постановления № 7 от 30.03.2009 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Судебное заседание в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ проведено в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени его проведения.
Отводов и ходатайств суду не заявлено.
В ходе судебного заседания от заявителя поступило устное ходатайство об уточнении заявленных требований, просит признать незаконным оспариваемое Постановление, ссылаясь на процессуальные нарушения, допущенные налоговым органом в ходе проверки. Уточнение заявленных требований принято судом.
Как следует из материалов дела, 03.02.2009 г. сотрудниками Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга на основании распоряжения № 10 от 03.02.2009 г. проведена проверка в принадлежащем заявителю отделе "Бытовая химия, косметика, парфюмерия" расположенном в магазине № 35 "Форштадт" по адресу: г. Оренбург, ул. Потехина, д. 31.
В результате проверки был установлен факт розничной торговли спиртосодержащей продукции без ценника:
- лосьон после бритья Gillett Series "COOL WAVE", емк. 50 мл, спирт денатурированный, страна производителя Великобритания;
- лосьон после бритья Gillett Series "COOL WAVE", емк. 100 мл, спирт денатурированный, страна производителя Великобритания;
- лосьон после бритья Mennen Энергия Стихии "Солнечный ветер", емк. 100 мл, 50 % об. денатурата, страна изготовителя Польша;
- лосьон после бритья Mennen Cool Breeze, емк. 100 мл, денатурат 50 %, страна изготовителя Польша;
- лосьон после бритья Gillett "AFTER SHAVE LOTION", емк. 50 мл, спирт этиловый денат. 69 % об., страна производителя Великобритания;
- освежающий лосьон после бритья NIVEA for ME№ "ENERGY", емк. 100 мл, алкоголь денатурат 30 % об., страна производителя Германия;
- лосьон после бритья Gillett SERIES "POWER RUSH", емк. 50 мл, спирт денатурированный, страна производителя Великобритания - чем нарушен п. 19 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г. (с изменениями и дополнениями).
На лосьон после бритья Gillett Series "COOL WAVE", емк. 50 мл, спирт денатурированный, страна производителя Великобритания - не были представлены товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требования, чем нарушен п. 12 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г. (с изменениями и дополнениями).
Однако, отсутствующие в момент проверки документы были представлены в налоговый орган на следующий день 04.02.2009 г.
В ходе проверки составлен акт покупки удостоверяющий факт денежных расчетов б/н от 03.02.2009 г.; протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу № 000010 от 03.02.2009 г.
Взяты объяснения к акту проверки с директора общества К. и продавца М.
По результатам проверки налоговым органом 20.03.2009 г. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 000010, на основании которого начальником Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга 30.03.2009 г. вынесено Постановление № 7 по делу об административном правонарушении, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным Постановлением, общество оспорило его в судебном порядке. В обоснование своих требований заявитель ссылается на процессуальные нарушения, допущенные налоговым органом при проведении проверки.
Налоговый орган считает обжалуемое Постановление законным и обоснованным, не подлежащим отмене по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Согласно пункту 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55, при продаже товаров продавец обязан обеспечить наличие у каждого образца имеющегося в продаже товара наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В результате проведенной проверки установлен факт отсутствия ценника на вышеуказанную спиртосодержащую продукцию.
Тем самым обществом нарушены иные правила розничной продажи спиртосодержащей продукции, за что предусмотрена ответственность по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Как следует из материалов административного дела, во время проверки не были представлены товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.
Данные документы были представлены обществом в административный орган на следующий день после проверки - 04.02.2009 г.
Наличие документов у общества, но представление их после проверки, образует состав правонарушения по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Заявитель признает факт несвоевременного представления документов.
С учетом вышеизложенного, административным органом с позиции ст. 65, части 4 ст. 210 АПК РФ доказан факт совершения заявителем административного правонарушения.
Однако, при рассмотрении материалов дела суд установил, что имеются существенные процессуальные нарушения, влекущие незаконность Постановления. А именно, налоговой инспекцией составлен протокол об административном правонарушении № 000010 от 20.03.2009 г. и вынесено Постановление № 7 по делу об административном правонарушении от 30.03.2009 г. в одностороннем порядке при отсутствии доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов проверки.
В материалах дела имеется письмо № 21-13/05003 от 05.02.2009 г. о приглашении общества на составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение материалов по делу об административном правонарушении, которое было вручено продавцам общества (Сусиной и Сафоневой), не имеющим доверенности на получение корреспонденции от имени общества, о чем свидетельствует ответ Оренбургского почтамта, данный на запрос арбитражного суда (письмо № 56.52.10-5/298 от 22.05.2009 г.).
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором фиксируется событие и обстоятельства административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Судом установлено, что доказательств извещения общества (почтового уведомления или доказательств извещения нарочным) о месте и времени составления протокола в материалах дела не содержится.
Следовательно, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя общества и без доказательств его надлежащего извещения о месте и времени составления протокола.
Кроме того, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ административный орган обязан рассматривать дело об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо в отсутствие указанного лица лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что оспариваемое Постановление было вынесено в отсутствие заявителя. Доказательств его извещения о месте и времени рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении и вынесения оспариваемого Постановления в материалах дела не содержится.
В результате данного нарушения ответчиком были ущемлены права заявителя на участие в рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, установленные ч. 1 ст. 25.1, ст. 24.4 КоАП РФ, согласно которым лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предоставлено право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом, а также право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Поскольку протокол об административном правонарушении № 000010 от 20.03.2009 г. составлен и Постановление № 7 по делу об административном правонарушении от 30.03.2009 г. вынесено административным органом в одностороннем порядке без участия заявителя и в отсутствие достаточных, достоверных доказательств своевременного извещения заявителя о времени и месте их составления, указанные нарушения носят существенный характер, устранить которые невозможно при рассмотрении настоящего дела и влекут безусловную отмену оспариваемого Постановления.
Кроме того, вина общества в форме умысла или неосторожности в силу требований ст. 2.2 КоАП РФ и ст. 210 АПК РФ должна быть установлена и доказана административным органом.
При этом при проверке законности Постановления о привлечении к административной ответственности, суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении Постановления.
Между тем из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого Постановления вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения инспекцией не исследовался. В нарушение ст. 29.10 КоАП РФ в обжалуемом Постановлении административного органа не указано, в чем конкретно состоит вина общества, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, Постановление № 7 от 30.03.2009 г. Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга признается незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 202, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Уточнение заявленных требований принять.
2. Требования заявителя удовлетворить.
3. Признать незаконным и отменить Постановление № 7 по делу об административном правонарушении от 30.03.2009 г., вынесенное Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга о привлечении общества с ограниченной ответственностью магазин № 35 "Форштадт", г. Оренбург к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Жалоба подается через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
Л.Н.КНИГИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.05.2009 по делу № А47-2893/2009
Поскольку протокол об административном правонарушении составлен и Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, вынесено административным органом в одностороннем порядке без участия заявителя и в отсутствие достаточных достоверных доказательств своевременного извещения заявителя о времени и месте их составления, указанные нарушения носят существенный характер, устранить которые невозможно при рассмотрении настоящего дела, и влекут безусловную отмену оспариваемого постановления.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru