Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 сентября 2010 г. № 56-Г10-13

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова,
судей Л.А. Калининой и Л.В. Борисовой,
при секретаре П.В. Алешиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Приморского краевого суда от 12 июля 2010 года, которым прокурору Приморского края отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Администрации Приморского края от 5 марта 2010 г. № 82-па "О формировании заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Администрации Приморского края С.Т., возражавшей против удовлетворения кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Администрацией Приморского края 5 марта 2010 г. принято постановление № 82-па "О формировании заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.
Данное постановление официально опубликовано в издании "Приморская газета", № 17(08), от 12 марта 2010 г.
Постановлением утверждены:
Порядок формирования заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием для приоритетных отраслей экономики Приморского края учреждениями высшего профессионального образования, расположенными на территории Приморского края, в 2010 - 2015 годах за счет средств федерального бюджета,
Перечень специальностей (направлений подготовки) высшего профессионального образования, приоритетных для отраслей экономики Приморского края, на которые производится целевой прием и целевая контрактная подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием на 2010 - 2015 годы по заявкам администрации Приморского края.
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим указанного постановления, ссылаясь на то, что утвержденный им порядок формирования заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием противоречит положениям действующего федерального законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах контрольных цифр, финансируемых за счет средств учредителя, целевой прием обучающихся в соответствии с договорами, заключенными с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
Аналогичные положения закреплены в пункте 26 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71.
Пунктом 14 Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 г. № 442, высшему учебному заведению предоставлено право осуществлять в пределах бюджетных мест целевой прием обучающихся в соответствии с договорами, заключенными с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего профиля, и организовывать на эти места отдельный конкурс.
Данным приказом утвержден порядок организации целевого приема, согласно которому высшее учебное заведение рассматривает заявки на целевой прием, поступившие от органов государственной власти или органов местного самоуправления, и принимает решение о выделении целевых мест по каждому направлению подготовки (специальности) с указанием их количества в пределах бюджетных мест, заключает договоры на целевой прием с учетом конкурсной основы приема в высшее учебное заведение (пункт 66 приказа).
В соответствии с пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), пунктом 8 Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать объемы и порядок организации целевой контрактной подготовки специалистов только из числа лиц, обучающихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, по мнению прокурора, утвержденный оспариваемым постановлением Администрации Приморского края порядок формирования заявок касается высших учебных заведений края, финансируемых за счет федерального бюджета, а не за счет средств бюджета Приморского края.
Кроме того, прокурор полагал, что Администрация края, вменяя департаменту образования и науки края в обязанность ежегодно до 1 мая принимать от муниципальных образований списки выпускников общеобразовательных учреждений, направляемых в высшие учебные заведения в порядке целевого приема, ущемляет право органов местного самоуправления на самостоятельное, минуя органы государственной власти, заключение соответствующих договоров с учебными заведениями.
Решением Приморского краевого суда от 12 июля 2010 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурор, участвующий в деле, ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" финансирование образовательной деятельности высших учебных заведений за счет средств соответствующих бюджетов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с контрольными цифрами подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников.
Высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах таких контрольных цифр, финансируемых за счет средств учредителя, целевой прием обучающихся в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 утверждено Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, из пункта 2 которого следует, что задания на целевую контрактную подготовку специалистов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования устанавливаются в пределах контрольных цифр приема студентов на обучение за счет средств федерального бюджета на основе предложений (заявок) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений.
Пунктом 26 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71, предусмотрено, что контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, устанавливаются ими ежегодно по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Высшее учебное заведение вправе осуществлять в пределах контрольных цифр, финансируемых за счет средств учредителя, целевой прием обучающихся в соответствии с договорами, заключенными с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
Таким образом, из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе заключать с высшими учебными заведениями договоры на целевую подготовку специалистов в пределах установленных контрольных цифр и квот по целевому приему в том числе и в том случае, если такие высшие учебные заведения финансируются и обучение в них осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Правильность такого вывода подтверждается и содержанием пунктов 12 и 14 Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 442, которыми установлено, что федеральные органы исполнительной власти по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации устанавливают контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, и квоты на целевой прием в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении соответствующих органов государственной власти, а высшие учебные заведения в пределах бюджетных мест вправе осуществлять целевой прием обучающихся на основании договоров, заключенных с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Организация целевого приема предусмотрена пунктом 66 названного выше Порядка, в соответствии с которым высшее учебное заведение рассматривает заявки на целевой прием, поступившие от органов государственной власти или органов местного самоуправления, и принимает решение о выделении целевых мест по каждому направлению подготовки (специальности) с указанием их количества в пределах бюджетных мест.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд, проанализировав изложенные положения федерального законодательства, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый правовой акт принят Администрацией Приморского края в пределах предоставленных ей полномочий, так как органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право обращаться в высшие учебные заведения с заявками на целевой прием и впоследствии заключать с ними договоры на целевое обучение студентов в том числе и за счет средств федерального бюджета.
Правомерно были признаны судом необоснованными и доводы прокурора об ограничении оспариваемым постановлением прав органов местного самоуправления на заключение договоров с высшими учебными заведениями на целевую подготовку специалистов.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что им урегулированы организационные вопросы подготовки заявок на целевой прием и целевую подготовку специалистов учреждениями высшего профессионального образования для приоритетных отраслей экономики Приморского края, определен орган исполнительной власти Приморского края, осуществляющий такую деятельность, - департамент образования и науки Приморского края, установлена его компетенция в данной сфере.
Таким образом, содержащееся в пункте 3.1 оспариваемого Порядка положение о том, что департамент принимает ежегодно в срок до 1 мая от муниципальных образований Приморского края списки выпускников общеобразовательных учреждений, направляемых на обучение в рамках целевого приема и целевой контрактной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, представляет собой организационное полномочие департамента и по существу ничем не ограничивает прав органов местного самоуправления на самостоятельное участие в деятельности по направлению обучающихся на целевую контрактную подготовку в высшие учебные заведения.
Данный вывод подтверждается также материалами дела, из которых следует, что органы местного самоуправления на территории Приморского края самостоятельно заключают с высшими учебными заведениями договоры на целевую подготовку специалистов.
При указанных обстоятельствах судом постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы кассационного представления отмену судебного решения повлечь не могут, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права, фактически воспроизводят доводы первоначального заявления прокурора, получившие в соответствии с требованиями статей 196, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ надлежащую правовую оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Приморского краевого суда от 12 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Б.ХАМЕНКОВ

Судьи:
Л.А.КАЛИНИНА
Л.В.БОРИСОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2010 № 56-Г10-13
<Об оставлении без изменения заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Администрации Приморского края от 05.03.2010 № 82-па "О формировании заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru