Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2010 г. по делу № А60-10864/2010-С8

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2010 года
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Н.Л. Дегонской, судей Г.Г. Лихачевой, Ю.А. Куричева при ведении протокола судебного заседания судьей Г.Г. Лихачевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Тандем" (ИНН 6668006298)
к Нижнетагильской городской Думе (ИНН 6623001099),
Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил (ИНН 6623000472)
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Е.М. Соловьева, представитель по доверенности от 19.04.2010,
от заинтересованных лиц:
Нижнетагильская городская Дума: Н.А. Киселева, представитель по доверенности от 23.04.2010 № 331,
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил: М.А. Черепанин, представитель по доверенности от 11.04.2010 № 1.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Заявлений и ходатайств не поступало.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

ООО "Тандем" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) к Нижнетагильской городской Думе о признании пункта 2 Приложения № 1 "Методика расчета величины арендной платы за пользование нежилыми помещениями, зданиями, сооружениями" к Положению о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Нижний Тагил, утвержденному Решением Нижнетагильской городской Думы от 26 марта 2009 № 20 (в ред. Решений Нижнетагильской городской Думы от 22.10.2009 № 70, от 24.12.2009 № 93) недействующим полностью со дня его принятия.
Одновременно заявитель просит обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил произвести перерасчет арендной платы, подлежащей внесению ООО "Тандем" по договору аренды муниципального имущества от 02.02.1004 № 562 в соответствии с Методикой расчета величины арендной платы за пользование нежилыми помещениями, зданиями, сооружениями, действующей в редакции Решения Нижнетагильской городской Думы от 26 марта 2009 № 20, без применения коэффициента К6, учитывающего площади, сдаваемые в субаренду.
Нижнетагильская городская Дума (далее - заинтересованное лицо) представила суду отзыв, возражает в отношении заявленных требований, мотивируя тем, что решение принято в соответствии с имеющимися полномочиями на основании действующего законодательства и не нарушает права заявителя.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил (далее - заинтересованное лицо) представил суду письменный отзыв, мотивируя тем, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил (арендодателем) и ООО "Тандем" (арендатором) заключен договор аренды от 02.02.2004 № 561, в соответствии с которым арендодатель передает арендатору за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество общей площадью 1318,1 кв. метра, находящееся по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Газетная, 95 для использования в качестве магазина.
Срок действия договора аренды согласно пункту 4.1 договора установлен с 24.02.2004 по 24.02.2029.
Нежилое помещение передано арендодателем арендатору 02.02.2004 по акту приема-передачи помещения (здания) сданного в аренду.
Договор аренды от 02.02.2004 № 561 зарегистрирован в установленном законом порядке 20.02.2004.
В период действия договора Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил ежегодно направлял обществу расчет арендной платы, являющийся неотъемлемой частью договора, в связи с утверждением Нижнетагильской городской Думой базовых ставок расчета годовой арендной платы.
По условиям дополнительного соглашения от 07.04.2004 пункт 5.4 договора аренды 02.02.2004 № 561 дополнен пунктом 5.4.2, которым Арендатору предоставлено право сдавать арендованное имущество в субаренду, а также вносить арендные права в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ, на срок, не превышающий срок действия договора аренды.
Дополнительное соглашение от 07.04.2004 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.06.2004.
Заявителю 27.01.2010 был представлен на согласование расчет арендной платы на 2010 год на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Газетная, 95, в котором указан ранее не предусмотренный повышающий коэффициент К6=1,6 (субаренда).
Расчет арендной платы на 2010 год, представленный заявителю, произведен на основании Методики расчета величины арендной платы за пользование нежилыми помещениями, зданиями, сооружениями, утвержденной Решением Нижнетагильской городской Думы от 26 марта 2009 № 20.
ООО "Тандем" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Нижнетагильской городской Думе о признании недействующим пункта 2 Приложения № 1 "Методика расчета величины арендной платы за пользование нежилыми помещениями, зданиями, сооружениями" к Положению о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Нижний Тагил, утвержденному Решением Нижнетагильской городской Думы от 26 марта 2009 № 20 (в ред. Решений Нижнетагильской городской Думы от 22.10.2009 № 70, от 24.12.2009 № 93) в части установления корректировочного коэффициента 1,6 к базовой ставке арендной платы, включаемый в расчетную формулу арендной платы за пользование нежилыми помещениями, зданиями и сооружениями, при сдаче имущества в субаренду, как не соответствующего статьям 7, 13, 20, 38 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и ст. 10, ч. 4 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Изучив материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу п. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые государственными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Статьей 21 Устава города Нижний Тагил (в ред. Решений Нижнетагильской городской Думы от 01.08.2006 № 119, от 20.12.2007 № 64, от 02.10.2008 № 45, от 26.03.2009 № 18, от 24.09.2009 № 61) установлено, что в исключительной компетенции городской Думы находится утверждение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
П/п 12 пункта 6 статьи 26 Устава города Нижний Тагил предусмотрено, что Глава города Нижний Тагил представляет городской Думе проекты нормативных правовых актов, определяющих порядок управления имуществом, находящегося в муниципальной собственности.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах имеющейся компетенции.
Согласно пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 11 информационного письма от 11.01.2002 № 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", разъяснил, что при применении пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления.
Как установлено судом, и не оспаривается Нижнетагильской городской Думой, пунктом 2 Приложения № 1 "Методика расчета величины арендной платы за пользование нежилыми помещениями, зданиями, сооружениями" к Положению о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Нижний Тагил, утвержденному Решением Нижнетагильской городской Думы от 26 марта 2009 № 20 (в ред. Решений Нижнетагильской городской Думы от 22.10.2009 № 70, от 24.12.2009 № 93) установлен корректировочный коэффициент 6 к базовой ставке арендной платы, включаемый в расчетную формулу арендной платы за пользование нежилыми помещениями, зданиями и сооружениями, при сдаче имущества в субаренду. Коэффициент 6 установлен в размере от 1 до 2,5 в зависимости от процента сдачи в аренду общей площади арендуемого объекта и не применяется при сдаче в субаренду объектов универсальных рынков.
Решение Нижнетагильской городской Думы 26 марта 2009 № 20 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Нижний Тагил" опубликовано в официальном печатном издании "Горный край", № 22, 03.04.2009 (Начало), "Горный край", № 23, 07.04.2009 (Окончание).
Решение Нижнетагильской городской Думы от 22.10.2009 № 70 "О внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Нижний Тагил" опубликовано в официальном печатном издании "Горный край" № 82, 10.11.2009.
Решение Нижнетагильской городской Думы от 24.12.2009 № 93 "О внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Нижний Тагил" опубликовано в официальном печатном издании "Горный край", № 96, 29.12.2009.
Таким образом, заинтересованным лицом соблюдено требование об обязательном официальном опубликовании нормативного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, условиями договора аренды нежилого помещения предусмотрен порядок (механизм) исчисления арендной платы, которая является не постоянной, а расчетной, определяемой по установленной уполномоченным органом формуле. Поэтому фактическое изменение арендной платы в результате корректировки коэффициентов базовой ставки не является изменением условия договора о размере арендной платы в смысле пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель вправе в соответствии с заключенным договором аренды использовать арендуемое помещение в собственных целях с учетом его назначения. Расчет арендной платы в данном случае будет производиться без учета коэффициента 6. В случае сдачи части арендуемых площадей в субаренду (с согласия собственника) расчет арендной платы будет произведен с учетом коэффициента 6, за исключением, когда в субаренду сдаются объекты универсальных рынков. Для всех арендаторов муниципального имущества арендная плата за пользование нежилыми помещениями определяется расчетным путем, по единой формуле путем умножения базовой годовой ставки арендной платы на общую площадь передаваемого имущества и корректирующие коэффициенты в зависимости от материалов постройки, расположения, степени благоустройства, характера использования, месторасположения объекта недвижимости, при сдаче имущества в субаренду.
Как пояснил представитель заявителя, ООО "Тандем" не имеет универсальных рынков, о чем произведена соответствующая запись в протоколе судебного заседания.
Представитель Нижнетагильской городской Думы указал, что условие о не применении при сдаче в субаренду объектов универсальных рынков коэффициента 6 обусловлено тем, что данные объекты относятся к социально значимым. В качестве дополнительного довода в обоснование своих возражений Нижнетагильской городской Думой представлен акт проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области органов местного самоуправления городского округа город Нижний Тагил от 17 июля 2009, из которого следует, что оспариваемое решение Думы было рассмотрено на предмет соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушений антимонопольного законодательства выявлено не было.
Суд полагает, что заинтересованным лицом доказана экономическая обоснованность установления указанного коэффициента, арендная плата установлена в размере, соответствующем доходности нежилого помещения, предоставляемого в субаренду.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах имеющейся компетенции, опубликовано в установленном порядке, соответствует положениям законодательства (статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 7, 13, 20, 38 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и ст. 10, ч. 4 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции") и не нарушает права и законные интересы ООО "Тандем" в сфере предпринимательской и какой-либо иной экономической деятельности, поскольку в договор аренды включено условие о расчете арендной платы исходя из размера коэффициентов, используемых в формуле расчета арендной платы, установленных по решению органов местного самоуправления. Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем суду не представлено.
На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований ООО "Тандем" отказать.
2. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Н.Л.ДЕГОНСКАЯ

Судьи
Г.Г.ЛИХАЧЕВА
Ю.А.КУРИЧЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2010 по делу № А60-10864/2010-С8
Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Решения Нижнетагильской городской Думы от 26.03.2009 № 20 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Нижний Тагил".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru