ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2010 г. № 02-10/59-10
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии Бутенко Игоря Васильевича - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов Комиссии: Бердниковой Т.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Рыжковой Л.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии представителя ОАО "ТГК № 11" С. по доверенности № 03-03/188ТФ от 18.02.2010, Б. по доверенности № 03-03/490ТФ от 17.08.2009, представителя ФГОУ ВПО "Томский военно-медицинский институт" Д. по доверенности № 975 от 05.05.2010, рассмотрев дело № 02-10/59-10, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Территориальная генерирующая компания № 11" (далее - ОАО "ТГК № 11") ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области обратился с заявлением ФГОУ ВПО "Томский военно-медицинский институт", в котором он просит провести проверку на соответствие действующему законодательству Российской Федерации действий ОАО "ТГК № 11", выразившихся в требовании подписать соглашение от 01.10.2010, в котором определена оплата на холодную воду от ЦТП для нужд горячего водоснабжения, а также в счет-фактуре № 5622/2 от 28.02.2010 выставлена оплата за холодную воду на горячее водоснабжение.
В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.
Между ОАО "ТГК № 11" и ФГОУ ВПО "Томский военно-медицинский институт" заключен государственный контракт № 1899 от 01.01.2010 на пользование энергией в горячей воде, в котором в подпункте в) пункта 2.1.1 определена нагрузка на горячее водоснабжение.
В счетах-фактурах № 5622/2 от 28.02.2010, № 9738/2 от 31.03.2010, предъявленных ОАО "ТГК № 11" ФГОУ ВПО "Томский военно-медицинский институт", указана холодная вода на нужды, а в актах приема-передачи тепловой энергии в горячей воде № 1899 от 28.02.2010 и от 31.03.2010 указана холодная вода на нужды ГВС. В проекте дополнительного соглашения к государственному контракту № 1899 от 01.02.2010 предлагается дополнить пункт 2.1 подпунктом 2.1.5 следующего содержания: "Отпускать АБОНЕНТУ (с учетом субабонентов) холодную воду от центрального теплового пункта (далее - ЦТП) для нужд горячего водоснабжения 0,7033 куб. м/час, ориентировочно в объеме 6626,77 куб. м/год, что в стоимостном выражении определяется ориентировочно на сумму 134419 руб./год.". Дополнительное соглашение ФГОУ ВПО "Томский военно-медицинский институт" не подписано.
В заседании Комиссии представитель ФГОУ ВПО "Томский военно-медицинский институт" пояснил, что оплату за коммунальные услуги по неутвержденному тарифу "за холодную воду от ЦТП для нужд горячего водоснабжения" производить не могут.
Представитель ОАО "ТГК № 11" пояснил, что услуга ГВС является комплексной и представляет собой технологический процесс, состоящий из поставки МУП "Томский энергокомплекс" холодной воды до ЦТП и подготовки (подогрева), транспортировки и передачи ОАО "ТГК № 11" подготовленной воды для нужд ГВС конечным потребителям.
Согласно ст. 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для органа коммунального комплекса, осуществляющего непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной в расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Для ОАО "ТГК № 11" постановлением администрации г. Томска от 30.11.2009 № 1202 на период с 01.01.2010 по 31.12.2010 установлен тариф
на горячую воду, а согласно примечанию
к приложению № 1 этого постановления при определении тарифов на горячую воду использована стоимость одного кубического метра холодной воды и тарифа на тепловую энергию за 1 Гкал (приказ
РЭК Томской области от 17.11.2009 № 58/347). Расчетным путем стоимость 1 куб. м горячей воды будет равна стоимости 1 куб. м горячей воды, установленной постановлением
. ОАО "ТГК № 11" считает, что не допустило нарушения прав ФГОУ ВПО "Томский военно-медицинский институт".
Изучив представленные сторонами материалы, заслушав представителей сторон по делу, Комиссия Томского УФАС России пришла к следующему выводу.
В государственном контракте № 1899 от 01.01.2010 на пользование энергией в горячей воде, заключенном между ОАО "ТГК № 11" и ФГОУ ВПО "Томский военно-медицинский институт", понятие "холодная вода для нужд горячего водоснабжения" отсутствует. В счетах-фактурах № 5622/2 от 28.02.2010, № 9738/2 от 31.03.2010 указана холодная вода на нужды, наименование "горячая вода" в счетах-фактурах отсутствует.
В приложении 1 к постановлению администрации города Томска от 30.11.2009 № 1202 указаны тарифы
на горячую воду для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению в пределах муниципального образования "Город Томск". Для ОАО "ТГК № 11" Томский филиал установлен тариф на горячую воду с учетом открытой и закрытой схем водозабора в рублях за один куб. м. В примечании
к приложению дано разъяснение, из чего складывается стоимость одного куб. метра горячей воды, со ссылкой на приказ
РЭК Томской области от 17.11.2009 № 58/347.
Постановлением Администрации города Томска от 30.11.2009 № 1202 утвержден тариф
на горячую воду для ОАО "ТГК № 11" Томского филиала, который и должен применяться при расчетах между ОАО "ТГК № 11" и другими организациями. Тариф "холодная вода от ЦТП для нужд горячего водоснабжения" для ОАО "ТГК № 11" Томского филиала РЭК Томской области не утверждался.
ОАО "ТГК № 11" предъявил ФГОУ ВПО "Томский военно-медицинский институт" платеж за услугу, не предусмотренную действующим законодательством.
В соответствии с приказом Томского УФАС России от 22.05.2009 № 119 ОАО "ТГК № 11" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по виду деятельности "снабжение тепловой энергией в горячей воде". Включение в указанный Реестр осуществлено на основании анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), оказываемых ОАО "ТГК № 11", который проведен Томским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108. Согласно ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Как свидетельствует указанный анализ рынка, ОАО "ТГК № 11" занимает на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде в географических границах муниципального образования "Город Томск" доминирующее положение, следовательно, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектом.
ОАО "ТГК № 11", предъявляя к оплате коммунальную услугу, не предусмотренную действующим законодательством, нарушает антимонопольное законодательство, а именно часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
ОАО "ТГК № 11", пользуясь своим доминирующим положение на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде, выставляя в счетах оплату коммунальной услуги, не предусмотренной действующим законодательством "холодная вода на нужды", ущемляет интересы ФГОУ ВПО "Томский военно-медицинский институт".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ОАО "ТГК № 11" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем выставления в счетах ФГОУ ВПО "Томский военно-медицинский институт" оплаты за услугу, не предусмотренную действующим законодательством.
2. Выдать ОАО "ТГК № 11" предписание
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "ТГК № 11" и должностного лица за злоупотребление доминирующим положении на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде.
Решение федерального антимонопольного органа (его территориального органа) может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО
Члены Комиссии:
Т.Н.БЕРДНИКОВА
Л.М.РЫЖКОВА
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 5 мая 2010 г. № 02-10/59-10
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя комиссии Бутенко И.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности, членов Комиссии: Бердниковой Т.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Рыжковой Л.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения
от 05.05.2010 по делу № 02-10/59-10 о нарушении ОАО "ТГК № 11" (г. Новосибирск, ул. Советская, д. 5) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. ОАО "Территориальная генерирующая компания № 11" до 01.06.2010 прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся путем выставления в счетах ФГОУ ВПО "Томский военно-медицинский институт" оплаты за услугу, не предусмотренную действующим законодательством.
2. ОАО "Территориальная генерирующая компания № 11" до 01.06.2010 внести изменения в счета-фактуры № 5622/2 от 28.02.2010, № 9738/2 от 31.03.2010. Оплата за горячую воду согласно установленному тарифуй.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Томское УФАС России до 10 июня 2010 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленной срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО
Члены Комиссии:
Л.М.РЫЖКОВА
Т.Н.БЕРДНИКОВА