АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2010 г. по делу № А76-45390/2009-27-702/81/2-95
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи В.В. Бушуева,
при ведении протокола судебного заседания судьей В.В. Бушуевым,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уралпром (управляющая компания)", г. Челябинск,
к муниципальному образованию Ашинский муниципальный район Челябинской области в лице Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области,
о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 2501950 руб. 59 коп.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района и муниципального учреждения "Муниципальная служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", г. Аша, при участии в судебном заседании:
от истца: Н. - директора (решение участника от 09.02.2010); предъявлен паспорт;
от ответчика: Р. - представителя по доверенности от 29.03.2010, предъявлен паспорт,
от третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района: М. - и.о. председателя (распоряжение № 138 от 26.03.2010), предъявлен паспорт,
от третьего лица муниципального учреждения "Муниципальная служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам": Р. - представителя по доверенности от 25.03.2010, предъявлен паспорт,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уралпром (управляющая компания)", г. Челябинск (далее - истец, ООО "Уралпром (УК)"), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному образованию Ашинский муниципальный район Челябинской области в лице Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области (далее - ответчик) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 2501950 руб. 59 коп.
В обоснование исковых требований истец ссылается на ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и на отсутствие у первоначального должника муниципального учреждения "Муниципальная служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" денежных средств для оплаты долга.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Муниципальная служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", г. Аша.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения исковых требований мотивам недоказанности факта отсутствия денежных средств у учреждения.
Третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района представил отзыв на исковое заявление с доводами аналогичного содержания.
Третье лицо муниципальное учреждение "Муниципальная служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" отзыв на исковое заявление не представило.
В судебном заседании истец, ответчик и третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района поддержали свои доводы, изложенные выше.
Третье лицо муниципальное учреждение "Муниципальная служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" с исковыми требованиями не согласилось по мотивам, аналогичным доводам ответчика.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.11.2007 по делу № А76-17390/2007-48-286 с муниципальное учреждение "Муниципальная служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в пользу муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик", г. Аша, взыскано 2501950 руб. 59 коп. долга по оплате оказанных услуг по очистке дорог и тротуаров от снега и подсыпке противогололедным материалом, оказанных в феврале - мае 2005 года (л.д. 53 - 54).
Во исполнение указанного решения арбитражным судом 27.12.2007 выдан исполнительный лист № 168809 (л.д. 9).
Определением Арбитражного суда Челябинской области 16.04.2009 по делу № А76-17390/2007-48-286 произведена процессуальная замена взыскателя по исполнительному листу № 168809 МУП "Коммунальщик" на ООО "Уралпром (УК)" на основании договора уступки права требования от 18.02.2009 № 1 (л.д. 7 - 8).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ашинского ГОСП от 14.09.2009 на основании исполнительного листа № 168809 возбуждено исполнительное производство.
Согласно справке судебного пристава-исполнителя Ашинского ГОСП от 11.02.2010 на исполнении в Ашинском ГОСП находятся исполнительные производства в отношении должника муниципального учреждения "Муниципальная служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам":
- № 75/34/16751/317/2009 по исполнительному листу № 168809 на сумму 2501950 руб. 59 коп.
- № 75/34/16752/317/2009 по исполнительному листу № 169227 на сумму 246812 руб. 76 коп.
- № 75/34/16753/317/2009 по исполнительному листу № 168811 на сумму 2501950 руб. 59 коп.
По указанным исполнительным документам взыскание не производится ввиду нахождения в Ашинском ГОСП исполнительных производств о взыскании задолженности по заработной плате в пользу ряда граждан, а также о взыскании задолженности по налогам и пени (л.д. 46).
Согласно справке судебного пристава-исполнителя Ашинского ГОСП от 22.03.2010 в 2009 году поступившие от должника муниципального учреждения "Муниципальная служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" денежные средства были распределены по:
- 44 исполнительным производствам о взыскании задолженности по заработной плате на сумму 310000 руб.,
- 12 исполнительным производствам о взыскании задолженности по государственной пошлине на общую сумму 3672 руб. 14 коп.,
- 3 исполнительным производствам о взыскании недоимки по страховым взносам в ГУ УПФ в Ашинском районе на сумму 36721 руб. 11 коп.,
- 1 исполнительному производству в пользу ГУ ЧРО ФСС на сумму 769 руб. 26 коп.
По состоянию на 22.03.2010 на исполнении находятся исполнительные производства о взыскании налогов и пени на общую сумму 809381 руб. 46 коп., недоимки по страховым взносам, пени на общую сумму 42942 руб. 46 коп. (л.д. 45).
Неисполнение основным должником муниципальным учреждением "Муниципальная служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" судебного акта по делу № А76-17390/2007-48-286 явилось поводом для обращения ООО "Уралпром (УК)" в арбитражный суд за взысканием задолженности с муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности.
В силу п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23, по смыслу п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Недостаточность денежных средств у непосредственного должника - учреждения подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Представленные в материалы дела документы с определенностью свидетельствуют об отсутствии у должника денежных средств, достаточных для погашения задолженности.
Названные обстоятельства являются основанием для возложения на собственника имущества учреждения субсидиарной ответственности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 38 - 40) учредителем муниципального учреждения "Муниципальная служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" при его создании выступил Комитет по управлению имуществом г. Аши и Ашинского района.
Таким образом собственником имущества учреждения в момент его создания являлось муниципальное образование город Аша и Ашинский район.
В связи с реформой местного самоуправления, проведенной на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Законом
Челябинской области от 24.06.2004 № 239-ЗО были установлены статус и границы Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе. Согласно ст.ст. 1
, 4
Закона Челябинской области от 24.06.2004 № 239-ЗО муниципальное образование город Аша и Ашинский район наделены статусом Ашинского муниципального района.
В пункте 11.1 ст. 154 Закона № 122-ФЗ определен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с разграничением вопросов местного значения. Основанием такой передачи является правовой акт субъекта Российской Федерации, принимаемый по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, который и является основанием и подтверждением возникновения права собственности. Муниципальное образование, имущество которого передано в соответствии с настоящей частью, несет субсидиарную ответственность по обязательствам переданных им учреждений и казенных предприятий, возникшим до перехода права собственности.
Согласно Закону
Челябинской области от 28.10.2004 № 308-ЗО "О наименованиях органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Челябинской области" исполнительно-распорядительным органом Муниципального образования "Ашинский муниципальный район" является Администрация Ашинского муниципального района.
В соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к муниципальному образованию по обязательствам созданного им учреждения, выступает от имени публично правового образования главный распорядитель средств местного бюджета.
При обращении истца с исковым заявлением в арбитражный суд ему была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Администрация Муниципального образования "Ашинский муниципальный район" освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому таковая с нее не взыскивается.
Руководствуясь ст. 11, 167, 168, ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Уралпром (управляющая компания)", г. Челябинск, удовлетворить.
Взыскать с Ашинского муниципального района за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Уралпром (управляющая компания)", г. Челябинск, 2501950 руб. 59 коп. основного долга.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья
В.В.БУШУЕВ