АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2008 г. по делу № А14-6575/2008/156/24
(извлечение)
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Борисоглебскому району Воронежской области обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя А. 266,6 руб. финансовых санкций. При этом заявитель ссылается на нарушение ответчиком срока представления индивидуальных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2006, 2007 год.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, заявитель извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Ответчик отзыва не представил, заявленные требования не оспорил, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства.
С учетом изложенного, дело рассматривалось в порядке ч. 1 ст. 123, ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд установил.
Индивидуальный предприниматель А. зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, регистрационный № <...>.
Заявителем была проведена проверка соблюдения ответчиком срока представления индивидуальных сведений о стаже и заработке за 2006, 2007 годы. По результатам проверки было принято решение № 154 от 13.05.2008 г. о привлечении ответчика к ответственности за нарушение срока представления вышеуказанных сведений в виде взыскания 266,60 руб. финансовых санкций.
Ответчик принятое решение не оспорил, в добровольном порядке сумму штрафа не уплатил, в связи с чем заявитель обратился в Арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы штрафа с ответчика.
Пунктом 7 ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что органы внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 30, статьи 34.1, части 2 статьи 82 НК РФ органы государственного внебюджетного фонда при осуществлении функций налогового контроля в пределах их компетенции наделяются правами и обязанностями налоговых органов.
В соответствии со статьей 31 НК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски (заявления), в том числе и о взыскании финансовых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о пенсионном страховании.
Таким образом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении своих полномочий по контролю действует на основе специального законодательства и норм НК РФ и его обращение с настоящими требованиями основано на нормах действующего законодательства.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" № 165-ФЗ имеет дату 16.07.1999, а не 16.09.1999.
В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.09.1999 г. № 165-ФЗ (далее - Закон № 165-ФЗ) обязательное пенсионное страхование является обязательной составной частью обязательного социального страхования, подчиняется его общим принципам и задачам.
Органы Пенсионного фонда, выступая в качестве страховщика, на основании пункта 4 части 1 статьи 11 вышеуказанного Закона, имеют право налагать на страхователей финансовые санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 1 Закона № 165-ФЗ был принят Федеральный закон № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. (далее Закон № 167-ФЗ), устанавливающий организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования. Настоящим Законом (абзацем 3 статьи 2) закреплена возможность применения к правоотношениям, возникающим из уплаты обязательных платежей и контроля за указанной уплатой, норм законодательства о налогах и сборах, если иное не установлено пенсионным законодательством.
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ (далее Закон № 27-ФЗ), устанавливающий правовую основу и принципы организации индивидуального учета, был принят в целях контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами, а также создания условий для назначения пенсий.
Как установлено частью 1 статьи 11 Закона РФ № 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 8 Закона РФ № 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых они уплачивает страховые взносы. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, сами представляют индивидуальные сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.
Вышеназванные сведения страхователь обязан представить один раз в год, но не позднее 1 марта (часть 2 статьи 11 Закона РФ № 27-ФЗ). В силу части 3 статьи 17 названного Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчик индивидуальные сведения о стаже и заработке за 2006 и 2007 годы не представил, в то время как указанные сведения должны были быть представлены не позднее 01.03.2007 г. и 01.03.2008 г. соответственно.
Таким образом, ответчик нарушил установленные сроки представления индивидуальных сведений о стаже и заработке за 2006 и 2007 годы. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспариваются.
Вместе с тем, учитывая безусловный характер обязанности ответчика по уплате страховых взносов в виде минимального фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование, а соответственно по представлению вышеназванных индивидуальных сведений, суд пришел к выводу, что заявитель обладал необходимыми сведениями о совершении нарушения ответчиком в момент наступления срока представления индивидуальных сведений - с учетом их непредставления страхователем.
При этом характер правонарушения свидетельствует об отсутствии необходимости в проведении каких-либо дополнительных контрольных мероприятий. Следовательно, течение срока для давности для взыскания соответствующей суммы финансовых санкций следует исчислять с законодательно установленной даты представления индивидуальных сведений за соответствующий год.
Как было отмечено выше, характер правонарушения, за которое ответчик привлекается к ответственности, и обстоятельства его совершения свидетельствуют об отсутствии необходимости проведения каких-либо дополнительных контрольных мероприятий для установления указанного нарушения.
Сумма финансовых санкций, исчисленных ответчику в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ № 27-ФЗ за 2006 год, с учетом даты регистрации в качестве страхователя составляет по 81,80 руб. (10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ).
Таким образом, размер примененных к ответчику финансовых санкций может быть определен заявителем вне зависимости от непредставления страхователем в установленный срок индивидуальных сведений исходя из установленного минимального размера фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, подлежащего уплате по итогам года.
Согласно п. 1 ст. 115 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При этом следует учитывать, что в силу ст. ст. 69, 70 НК РФ требование об уплате штрафа должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления правонарушения и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования.
Как было отмечено выше, вышеназванные индивидуальные сведения страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года.
В силу вышеизложенного, при исчислении срока давности для взыскания указанных санкций следует учитывать совокупный срок, в пределах которого они могут быть взысканы (3 месяца + 10 дней + 6 месяцев). Соблюдение отдельных сроков при привлечении страхователя к ответственности при одновременном нарушении вышеуказанного совокупного срока не может является основанием для правомерного взыскания штрафа.
Учитывая изложенное выше, суд пришел к выводу, что предельным сроком для обращения в суд с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений за 2006 год является 10.12.2007 г.
Заявление уполномоченного органа поступило в Арбитражный суд 28.07.2008 г. (л.д. 2), что подтверждается датой регистрации поступления заявления канцелярией Арбитражного суда.
Таким образом, заявителем пропущен предельный срок давности для взыскания с ответчика финансовых санкций за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений за 2006 год.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что факт несвоевременного представления ответчиком индивидуальных сведений за 2007 год подтвержден материалами дела, проверив расчет финансовых санкций, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, суд пришел к выводу, что ответчик правомерно привлечен к ответственности за несвоевременное представление индивидуальных сведений за 2007 год.
При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению частично. С ответчика следует взыскать 184,80 руб. финансовых санкций. В остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Государственная пошлина в силу ч. 3 ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований. Таким образом, с ответчика следует взыскать 7,4 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, на основании п. 7 ст. 9, ч. 1 ст. 30, ст. 31, ст. 34.1, ч. 2 ст. 82, ст. 112, ст. 114 НК РФ, ст. 1, п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации "Об основах обязательного социального страхования", абз. 3 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", абз. 2 ч. 1 ст. 8, ч. 1 и ч. 2 ст. 11, ч. 3 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", руководствуясь ст. ст. 110, 156, 167 - 170, 216 АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
взыскать с индивидуального предпринимателя А., основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации <...>, проживающего по адресу: <...>, д. 6; 184,80 руб. штрафа.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя А., основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации <...>, проживающего по адресу: <...>; 7,40 руб. государственной пошлины в доход Федерального бюджета Российской Федерации.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.