Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2010 г. по делу № 3-145-2010

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Спиридонова Е.В.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой И.А., представителя Законодательного Собрания Пермского края С., представителя губернатора Пермского края К., рассмотрел 11 августа 2010 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании противоречащими закону и недействующими строки 9 приложения 9, строк со 165 по 170 приложения 14 к Закону Пермского края от 07.12.2009 года № 548-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района",

установил:

Законодательным Собранием Пермского края 19 ноября 2009 года принят Закон Пермского края "О внесении изменений в Закон Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района". Закон подписан губернатором Пермского края 07 декабря 2009 года за № 548-ПК, опубликован в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, № 49, 14 декабря 2009 года и вступил в силу с 25 декабря 2009 года.
Названым Законом внесены изменения в Закон Пермского края от 18 декабря 2006 года № 3398-795 в части дополнения перечня имущества, передаваемого из собственности Кунгурского муниципального района в собственность Насадского сельского поселения и Филипповского сельского поселения, указанного в приложении к данному Закону.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими строки 9 приложения 9, строк со 165 по 170 приложения 14 к Закону Пермского края от 07.12.2009 года № 548-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района" по мотиву их противоречия федеральному законодательству.
В обоснование своего требования прокурор указал, что в строке 9 приложения 9, строках со 165 по 170 приложения 14 к Закону Пермского края от 07.12.2009 года № 548-ПК значатся как подлежащие передаче из собственности Кунгурского муниципального района в собственность Насадского и Филипповского сельских поселений внутрипоселковые дороги: с. Насадка, с. Филипповка, д. Беркутово, д. Зыковка, д. Исаковка, д. Долматы, д. Песчанка.
Между тем, указанные дороги не подлежат передаче из собственности муниципального района в собственность сельских поселений, поскольку в нарушение требований части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 209, 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" передаваемые сельским поселениям дороги в границах населенных пунктов в реестре муниципальной собственности Кунгурского муниципального района не числились, объекты недвижимости (дороги) не индивидуализированы, так как данные о существовании дорог не подтверждаются сведениями кадастрового учета, в связи с чем они не могли быть переданы в собственность сельских поселений Кунгурского муниципального района.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор краевой прокуратуры Кузнецова И.А. заявленные требования поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края С. с заявлением не согласилась, указав, что Закон Пермского края от 07.12.2009 года № 548-ПК в оспариваемой части принят на основании согласованного перечня имущества, передаваемого Кунгурским муниципальным районом в собственность сельских поселений. Перечень объектов, подлежащих передаче сельским поселениям, был согласован органами местного самоуправления муниципального района и сельских поселений в соответствии с Законом Пермского края от 26.02.2009 г. № 395-ПК "О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края".
Представитель губернатора Пермского края К. с заявлением не согласилась, указав, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений могут находиться дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, следовательно, переданные в соответствии с оспариваемыми прокурором положениями Закона № 548-ПК дороги подлежали передаче в собственность Насадского и Филипповского сельских поселений в силу прямого указания закона в целях осуществления полномочий муниципальных образований. Перечни имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность сельских поселений Кунгурского муниципального района, согласованы с сельскими поселениями.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены муниципальное образование "Кунгурский муниципальный район Пермского края", Насадское сельское поселение и Филипповское сельское поселение.
Представитель муниципального образования "Кунгурский муниципальный район" просил о рассмотрении дела без его участия, направив в суд отзыв, в котором с заявлением не согласился, указав, что поскольку дороги, переданные в собственность Насадского и Филипповского сельских поселений в соответствии с оспариваемыми прокурором нормами Закона Пермского края от 07.12.2009 г. № 548-ПК являются внутрипоселковыми, то есть дорогами местного значения, находящимися в границах населенных пунктов сельских поселений, то в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" осуществление дорожной деятельности в отношении указанных автомобильных дорог относится к вопросам местного значения поселений.
Представители Насадского и Филипповского сельских поселений, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 года № 122-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в целях обеспечения выполнения требований статей 85 и 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указанной статьей Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что разграничение имущества осуществляется между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 1 Закона Пермского края от 07.12.2009 года № 548-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района", утверждены перечни объектов муниципальной собственности Кунгурского муниципального района, передаваемых в собственность сельских поселений, включая Насадское и Филипповское сельские поселения.
Согласно строке 9 приложения 9 перечня объектов муниципальной собственности Кунгурского муниципального района, передаваемых в собственность Насадского сельского поселения, в собственность последнего передана дорога внутрипоселковая протяженностью 23 км, расположенная в с. Насадка.
Согласно строкам со 165 по 170 приложения 14 перечня объектов муниципальной собственности Кунгурского муниципального района, передаваемых в собственность Филипповского сельского поселения, в собственность последнего переданы дороги внутрипоселковые: дорога протяженностью 25,6 км и расположенная в с. Филипповка; дорога протяженностью 8,7 км и расположенная в д. Беркутово; дорога протяженностью 1,2 км и расположенная в д. Зыковка; дорога протяженностью 1,3 км и расположенная в д. Исаковка; дорога протяженностью 0,3 км и расположенная в д. Долматы; дорога протяженностью 0,5 км и расположенная в д. Песчанка.
Оспариваемые прокурором положения Закона Пермского края от 07.12.2009 года № 548-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района" не противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции ФЗ-257 от 08 ноября 2007 года) к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 50 того же Федерального закона (в редакции ФЗ-257 от 08 ноября 2007 года) в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Из материалов дела (сообщений комитета имущественных и земельных отношений Кунгурского муниципального района от 31.12.2009 г., от 11.05.2010 г. и глав сельских поселений, справок Дорожного агентства Пермского края от 11.02.2010 г., Управления Росреестра по Пермскому краю от 25.05.2010 г.) следует, что внутрипоселковые дороги, переданные по Закону Пермского края от 07.12.2009 года № 548-ПК в собственность сельских поселений находятся в границах населенных пунктов, до вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находились в пользовании дорожного комитета Пермской области, право собственности на дороги не зарегистрировано.
Таким образом, поскольку указанные дороги являются внутрипоселковыми, то есть дорогами местного значения, находящимися в границах населенных пунктов сельских поселений, то в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 2 ч. 2 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача их в собственность Насадского и Филипповского сельских поселений в целях осуществления дорожной деятельности при решении вопросов местного значения поселений соответствует требованиям указанных федеральных законов, предусматривающих, что такие дороги должны находиться в собственности поселений. То обстоятельство, что дороги не были зарегистрированы на праве собственности, в том числе за Кунгурским муниципальным районом, не влияет на необходимость их нахождения в собственности сельских поселений, на территории которых эти дороги расположены.
То обстоятельство, что переданные в собственность сельских поселений дороги не индивидуализированы, так как данные о существовании дорог не подтверждаются сведениями кадастрового учета, не указывает на противоречие строки 9 приложения 9, строк со 165 по 170 приложения 14 к Закону Пермского края от 07.12.2009 года № 548-ПК федеральному законодательству.
В соответствии п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусмотрена обязательная регистрация прав на автомобильные дороги. Согласно ч. 1 ст. 9 указанного ФЗ в редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ допускается только государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа, и сделок с такими объектами недвижимого имущества федеральным органом в области государственной регистрации или государственная регистрация прав на такие объекты недвижимого имущества и сделок с ними по месту их нахождения в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации.
При этом действующим законодательством предусмотрена регистрация дорог в Едином государственном реестре автомобильных дорог.
Статьей 10 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, представляющего собой федеральный информационный ресурс и содержащий сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения. Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральным дорожным агентством. В нем содержатся сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги; наименование автомобильной дороги; идентификационный номер автомобильной дороги; протяженность автомобильной дороги; сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги; вид разрешенного использования автомобильной дороги; иные сведения.
В силу п. 3 ч. 6 ст. 8 указанного Федерального закона автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения поселений присваиваются органами местного самоуправления поселений.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года, пунктам 15, 16 Правил формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 20.05.2009 г. № 80, подготовку и заполнение информационной карты автомобильной дороги осуществляет владелец автомобильной дороги, физическое или юридическое лицо, являющееся собственником автомобильной дороги, или уполномоченная собственником автомобильной дороги организация. Информационная карта, содержащая сведения об автомобильной дороге, а также надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие эти сведения, представляются в Федеральное дорожное агентство для внесения их в реестр.
Таким образом, отсутствие данных о постановке дорог на кадастровый учет не препятствует органам местного самоуправления Насадского и Филипповского сельских поселений, которые в соответствии со статьей 2 Закона Пермского края от 07.12.2009 г. № 548-ПК, предусматривающей, что передаваемое в соответствии с этим Законом имущество, становится собственностью поселений с 01.12.2009 г., являются с указанного времени собственниками дорог, в целях идентификации переданных в их собственность дорог представить сведения о них в Единый государственного реестр автомобильных дорог в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 15, 16 Правил формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог от 20.05.2009 г. № 80.
Указание прокурором в заявлении на то обстоятельство, что решением Совета депутатов Насадского сельского поселения от 31.05.2010 г. № 100 и решением Совета депутатов Филипповского сельского поселения от 24.06.2010 г. № 15 из перечня имущества, передаваемого поселениям Кунгурским муниципальным районом, исключены внутрипоселковые дороги, не является основанием для признания оспариваемых положений Закона Пермского края от 07.12.2009 года № 548-ПК недействующими, поскольку указанные решения представительных органов местного самоуправления сельских поселений приняты после вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации и противоречат ему как нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, заявление первого заместителя прокурора Пермского края подлежит оставлению без удовлетворения, как не основанное на законе.
Руководствуясь 194-199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать первому заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления о признании противоречащими закону и недействующими строки 9 приложения 9, строк со 165 по 170 приложения 14 к Закону Пермского края от 07.12.2009 года № 548-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района".
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 12 августа 2010 года.

Председательствующий п.п.
Е.В.СПИРИДОНОВ

Судья
Е.В.СПИРИДОНОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 20.10.2010 № 44-Г10-43 данное решение оставлено без изменения.

Решение Пермского краевого суда от 11.08.2010 по делу № 3-145-2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими строки 9 приложения 9, строк со 165 по 170 приложения 14 к Закону Пермского края от 07.12.2009 № 548-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кунгурского муниципального района">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru