Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край

Документ изменён вышестоящим судом.

Подробнее см. Справку
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2008 г. по делу № 3-163-2008

Пермский краевой суд в лице
председательствующего судьи Васильевой О.А.,
при секретаре Н.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Б., представителя ОАО "СГ-Транс" Л., настаивавшего на заявленном требовании, представителя Правительства Пермского края Ш., возражавшей против удовлетворения заявления, рассмотрел 11 июля 2008 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению ОАО "СГ-Транс" о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 11.05.2007 года № 91-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края",

установил:

ОАО "СГ-Транс" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 11.05.2007 года № 91-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края", опубликованного в газете "Звезда" № 196 от 24.11.2007 года.
В обоснование заявления ОАО "СГ-Транс" указало, что Приложением к данному Постановлению Правительства края установлена кадастровая стоимость земель Пермского городского округа Пермского края применительно к номеру кадастрового квартала и виду функционального использования земель. Так, определено 14 видов функционального использования земель:
- земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки;
- земли под домами индивидуальной жилой застройки;
- земли садоводческих объединений граждан;
- земли гаражей и автостоянок;
- земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса;
- земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами;
- земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, связи;
- земли под административно-управленческими и общественными объектами и земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения;
- земли под военными объектами;
- земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения;
- земли сельскохозяйственного использования;
- земли под лесами в поселениях (в том числе городскими лесами), под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд (в том числе лесопарками, парками, скверами, бульварами);
- земли под обособленными водными объектами;
- прочие земли поселений.
По мнению заявителя, установление кадастровой стоимости земель в соответствии с данными видами функционального использования противоречит федеральному законодательству, а именно части 2 статьи 66, статье 70 Земельного кодекса РФ, пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункту 11 Правил проведения государственной кадастровой оценке земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, пункту 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов предусмотрено определение кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного, а не функционального использования.
При принятии Постановления Правительства Пермского края от 11.05.2007 года № 91-п была использована Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 года № П/337, утратившая юридическую силу в связи с принятием Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39.
Предусмотренный Приложением к постановлению краевого Правительства порядок определения кадастровой стоимости земель противоречит принципам ведения государственного кадастра недвижимости на основе единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации.
Нарушение оспариваемым правовым актом прав ОАО "СГ-Транс" выразилось в том, что предприятию на праве собственности принадлежит земельный участок под административно-бытовым корпусом и гаражом по адресу: г. Пермь, ул. Промышленная, 100а. Согласно кадастрового плана земельного участка, выданного Управлением Роснедвижимости, удельный показатель кадастровой стоимости земель составляет 3 100,04 руб./кв. м, что соответствует удельному показателю кадастровой стоимости земель для данного кадастрового квартала по предусмотренному Приложением к постановлению краевого Правительства функциональному использованию для земель под административно-управленческими и общественными объектами, земель предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения. ОАО "СГ-Транс", будучи не согласным с произведенной кадастровой оценкой земельного участка по указанному виду функционального использования, лишено возможности требовать произведения кадастровой оценки по иному виду функционального использования без признания оспариваемого нормативного акта недействующим.
В судебном заседании представитель ОАО "СГ-Транс" Л., действующий на основании доверенности, на заявлении настаивал, пояснив о несогласии акционерного общества с отнесением принадлежащего ему земельного участка к виду функционального использования "земли под административно-управленческими и общественными объектами и земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения", полагая, что земельный участок подлежал отнесению к иному виду использования, указанному в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39. Неправильное определение вида использования земельного участка влечет необоснованное увеличение налоговой ставки за пользование землей. По мнению представителя ОАО "СГ-Транс", основанием для признания оспариваемого постановления Правительства края недействующим является то обстоятельство, что кадастровая стоимость земель Пермского городского округа была определена на основании Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утратившей силу.
Представитель Правительства Пермского края Ш., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в установленном порядке, соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов ОАО "СГ-Транс". На момент проведения государственной кадастровой оценки земель действовала Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 года № П/337.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Богомоловой Е.П., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 10 данных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 11 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 г.) методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
На основании Указа губернатора Пермского края от 23.06.2006 года № 110 "О кадастровой оценке земель" было решено провести до 1 августа 2007 года государственную кадастровую оценку земель Пермского края.
8 августа 2006 года между Департаментом имущественных отношений Пермской области и Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" был заключен государственный контракт на выполнение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории г. Перми и Пермского района. Определение результатов государственной кадастровой оценки земель произведено в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 года № П/337.
Письмом от 27 марта 2007 года № 01-09-23 результаты определения кадастровой стоимости земель по г. Перми были направлены Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю Правительству Пермского края.
11 мая 2007 года Правительством Пермского края принято Постановление № 91-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края", в соответствии с пунктом 1 которого утверждена прилагаемая кадастровая стоимость земель Пермского городского округа, а пунктом 2 постановления предусмотрено, что утвержденная кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно Приложению к данному постановлению кадастровая стоимость земель Пермского городского округа Пермского края была определена по 14 видам функционального использования земель, предусмотренных Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений.
Между тем, на момент принятия Правительством Пермского края оспариваемого постановления Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 года № П/337, не действовала. Она утратила силу 10 мая 2007 года в связи с изданием Приказа Минэкономразвития РФ от 10.05.2007 года № 150 "О неприменении Приказа Росземкадастра от 17 октября 2002 г. № П/337 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель поселений".
Утвердив на основании указанной Методики кадастровую стоимость земель Пермского городского округа, Правительство Пермского края приняло постановление, противоречащее пункту 11 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, поскольку данная Методика была принята не Министерством экономического развития и торговли РФ, а иным органом - Росземкадастром, который в связи с принятием 11.04.2006 года новой редакции пункта 11 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 утратил полномочия на разработку и утверждение методических указаний по государственной кадастровой оценке земель. Кроме того, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта данная Методика утратила силу и потому указанные в ней виды функционального использования земель не могли быть учтены при определении кадастровой стоимости.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, предусмотревшие 16 видов разрешенного использования земель, в том числе земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (п. 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
Данные Методические указания были официально опубликованы 21.05.2007 года и вступили в силу 26.05.2007 года. В настоящее время Приложение к Постановлению Правительства Пермского края от 11.05.2007 года № 91-п также вступило в противоречие с Методическими указаниями, предусмотревшими иные виды использования земель.
Оспариваемым нормативным правовым актом, а именно его пунктами 1 и 2, и Приложением нарушены права ОАО "СГ-Транс". Нарушение его прав и законных интересов заключается в том, что на основании оспариваемого постановления Правительства края принадлежащий ОАО "СГ-Транс" земельный участок под административно-бытовым корпусом и гаражом по адресу: г. Пермь, ул. Промышленная, 100а, при составлении Управлением Роснедвижимости кадастрового плана был отнесен к виду функционального использования - земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения. Кадастровая стоимость участка, исходя из вида его функционального использования, была определена в размере 9420711,556 рублей. Именно из этой стоимости исчисляется земельный налог.
Однако, как указано выше, на момент принятия Постановления Правительства края от 11.05.2007 года Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, предусмотревшая соответствующий вид функционального использования земель, утратила силу. Действующие в настоящее время Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов не предусматривают такого вида использования земель, к какому был отнесен земельный участок ОАО "СГ-Транс".
При таком положении следует признать, что оспариваемое постановление Правительства Пермского края противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права ОАО "СГ-Транс" и подлежит признанию недействующим в части его пунктов 1, 2 и Приложения "Кадастровая стоимость земель Пермского городского округа Пермского края" к данному Постановлению.
Оснований для признания Постановления Правительства Пермского края от 11.05.2007 года № 91-п недействующим в части его пунктов 3-6 не имеется.
Данными пунктами предусмотрено внесение в Указ губернатора Пермской области от 01.09.2004 года № 132 изменений, определены порядок вступления постановления в силу и должностное лицо, на которое возложен контроль за исполнением постановления.
В указанной части суд не усматривает несоответствия постановления федеральному законодательству. Кроме того, заявитель не привел доказательств того, что положениями этих пунктов постановления нарушены его права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198, 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня его принятия Постановление Правительства Пермского края от 11.05.2007 года № 91-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края" в части его пунктов 1, 2 и Приложение "Кадастровая стоимость земель Пермского городского округа Пермского края" к данному Постановлению.
Отказать ОАО "СГ-Транс" в удовлетворении заявления о признании недействующим пунктов 3-6 Постановления Правительства Пермского края от 11.05.2007 года № 91-п.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Звезда".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 14 июля 2008 года.

Судья п.п.
ВАСИЛЬЕВА О.А.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 15.10.2008 № 44-Г10-43 данное решение отменено в части признания недействующими пунктов 1, 2 Постановления Правительства Пермского края от 11.05.2007 № 91-п и приложения к Постановлению, в удовлетворении указанных требований отказано.

Решение Пермского краевого суда от 11.07.2008 по делу № 3-163-2008
<О признании недействующими пунктов 1, 2 Постановления Правительства Пермского края от 11.05.2007 № 91-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края" и приложения, утвержденного указанным Постановлением>


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru