Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2010 г. № А54-4128/2010

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Паскаль" г. Рязань (далее - заявитель; общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора Октябрьского района г. Рязани (далее - отдел пожарного надзора; надзорный орган) о признании недействительным предписания отдела пожарного надзора от 08.06.2010 № 117/75/1-2 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, заключающихся в отсутствии прямой телефонной связи торгового центра общества "Паскаль" с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи.
По инициативе Арбитражного суда в соответствии с частью 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) в качестве заинтересованного по делу лица привлечено Главное управление МЧС России по Рязанской области (далее - Управление МЧС). В судебном заседании объявлен перерыв на период с 11 по 13 октября 2010 года (статья 163 АПК РФ).
Представитель общества "Паскаль" в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав на неосновательность предписания органа государственного пожарного надзора, так как общество "Паскаль", а также используемое им в предпринимательской деятельности помещение мебельного торгового центра (или инновационного центра) нельзя считать организацией или объектами "с массовым пребыванием людей".
Представители Управления и отдела государственного пожарного надзора не признали заявление общества "Паскаль", указав на правомерность предписания, так как мебельный торговый и инновационный центры, используемые обществом в своей предпринимательской деятельности, являются объектами с массовым пребыванием людей, что влечет необходимость обеспечения прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи согласно пункту 39 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (утверждены приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313; далее - Правила ПБ 01-03).
В ходе рассмотрения материалов дела установлено: Общество с ограниченной ответственностью "Паскаль" является собственником доли (1873/3815) нежилого помещения Н1, литера Б, общей площадью 3814,9 кв. метра, находящегося на первом и втором этажах здания, расположенного по адресу: 390011, г. Рязань, проезд Яблочкова, 4б.
Принадлежащее обществу нежилое помещение используется для размещения мебельного торгового центра и инновационного центра. По результатам проведенной внеплановой выездной проверки Отделом пожарного надзора Октябрьского района г. Рязани обществу 08.06.2010 выдано предписание № 117/75/1-2 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Отмеченное нарушение заключалось в непринятии обществом мер по обеспечению торгового и инновационного центров прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи.
Обществу в срок до 30.11.2010 предписано устранить нарушение требований пожарной безопасности. Общество не согласилось с предписанием надзорного органа, пояснив свою позицию тем, что на него не распространяется действие пункта 39 Правил ПБ 01-03, так как торговый и инновационный центры нельзя признать "организацией с массовым пребыванием людей". В связи с этим общество просит признать недействительным предписание надзорного органа.
Оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление общества. По мнению надзорного органа общество нарушает требования пункта 39 Правил ПБ 01-03, которым предусмотрено, что организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.
Дополнительно, в судебном заседании представители надзорного органа пояснили, что пунктом 16 указанных Правил признано считать "массовым пребыванием людей" на объектах - одновременное присутствие свыше 50 человек. С учетом требований пункта 5.23 строительных норм и правил СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" (утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 01.09.2009 № 390) число покупателей или посетителей предприятий бытового обслуживания, одновременно находящихся в торговом зале или помещении для посетителей, следует принимать из расчета на одного человека: для магазинов в городах и поселках городского типа, а также для предприятий бытового обслуживания - 3,0 кв. метра площади торгового зала или помещения для посетителей, включая площадь, занятую оборудованием.
Площадь, занимаемая мебельным торговым центром и инновационным центром (свыше 800 кв. метров) явно свидетельствует о возможном одновременном нахождении на данных объектах посетителей более 250 человек. Доводы надзорного органа Арбитражный суд находит неосновательными.
Рассматриваемый спор касается обязательности соблюдения обществом, как хозяйствующим субъектом в сфере торговли, требований правил пожарной безопасности, связанных с инженерным оснащением объектов (мебельного и инновационного центров) средствами связи.
В данном случае разрешению подлежит вопрос технического характера, предусматривающий необходимость установления прямой телефонной связи (или отсутствие таковой) с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи.
Из содержания абзаца 2 пункта 16 Правил ПБ 01-03 следует, что на объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Согласно пункту 5.23 строительных норм и правил СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" для расчета путей эвакуации число покупателей или посетителей предприятий бытового обслуживания, одновременно находящихся в торговом зале или помещении для посетителей, следует принимать из расчета на одного человека: для магазинов в городах и поселках городского типа, а также для предприятий бытового обслуживания - 3,0 м2 площади торгового зала или помещения для посетителей, включая площадь, занятую оборудованием.
Арбитражный суд считает необходимым отметить неосновательность применения надзорным органом понятия объекты "с массовым пребыванием людей", предусмотренного пунктом 16 Правил ПБ 01-03, и порядка определения числа покупателей торгового центра (или посетителей инновационного центра) в целях расчета путей эвакуации к решению технического вопроса о необходимости инженерного оснащения объектов средствами прямой телефонной связи.
Пункт 16 Правил ПБ 01-03 и пункт 5.23 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" устанавливают данные варианты расчета исключительно для определения условий эвакуации покупателей объектов торговли и посетителей предприятий бытового обслуживания. Расширять сферу данных расчетов для определения необходимости инженерного оснащения объектов нет оснований.
Раздел 5 поименованных строительных норм и правил предусматривает обеспечение надежности и безопасности зданий и сооружений при эксплуатации последних, а также содержит конкретные требования к площади и объему помещений, габаритам лестничных маршей, площадок; требования к габаритам оконных и дверных проемов, устройству различных ограждений балконов и лестниц и т.д.
Указанный СНиП не содержит требований к техническому оснащению зданий и сооружений, в том числе и инженерному обеспечению средствами связи. Арбитражный суд считает необходимым отметить, что требования к объектам торговли непосредственно изложены в разделе 7 Правил ПБ 01-03 (пункты 159 - 178). Согласно пункту 163 Правил ПБ 01-03 при проведении распродаж, рекламных акций и других мероприятий с массовым пребыванием людей руководитель должен принять дополнительные меры по обеспечению их безопасности (ограничить доступ посетителей, выставить дополнительных дежурных и т.п.).
Других требований (включая требования о наличии для торговых залов прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны) раздел 7 Правил ПБ 01-03 не предусматривает. В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Из содержания статьи 20 поименованного Закона следует, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. В настоящее время эти вопросы предусмотрены положениями Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон № 123-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 5 Закона № 123-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Поименованные три группы систем обеспечения пожарной безопасности не предусматривают конкретные условия инженерного оснащения объектов средствами связи. Не предусмотрены эти условия и положениями "ГОСТ 12.1.004-91. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования". В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В данном случае надзорным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что торговый и инновационный центры общества "Паскаль" являются объектами с массовым пребыванием людей и на них распространяется действие пункта 39 Правил ПБ 01-03. Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ при установлении Арбитражным судом несоответствия решений и действий государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушении при этом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Арбитражный суд принимает решение о признании решений и действий государственного органа незаконными. В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы заявителя подлежат взысканию с Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Рязанской области.
Руководствуясь статьями 167, 170 и 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительным, как не соответствующее требованиям Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и требованиям приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" предписание Отдела государственного пожарного надзора Октябрьского района г. Рязани от 09.06.2010 № 117/75/1-2. Обязать Отдел государственного пожарного надзора Октябрьского района г. Рязани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Паскаль", вызванное принятием предписания от 09.06.2010 № 117/75/1-2.
2. Взыскать с Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Рязанской области, расположенного по адресу: 390000, г. Рязань, ул. Семинарская, д. 11, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Паскаль", расположенного по адресу: 390011, г. Рязань, проезд Яблочкова, д. 6, судебные расходы в сумме 2000 руб., связанные с оплатой государственной пошлины.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд г. Тулы.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.11.2010 № А54-4128/2010
<Предписание отдела пожарного надзора признано недействительным, поскольку надзорным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что торговый и инновационный центры общества являются объектами с массовым пребыванием людей и на них распространяется действие пункта 39 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru