Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 апреля 2010 г. № 33-2798

Судья: Бушмина А.Е.

06 апреля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В., судей: Крашенинниковой М.В. и Пятовой Н.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Погорелко О.В.
при секретаре С.,
по кассационной жалобе Министра социальной политики Нижегородской области Г/Н.Ю.
с участием П.П.В., представителя администрации г. Н.Новгорода по доверенности - М.О.В.
на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 02 декабря 2009 года
по иску П.П.В. к Администрации г. Нижнего Новгорода, Администрации Автозаводского района г. Н.Новгорода, Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении вне очереди жилого помещения,

установила:

П.П.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Нижнего Новгорода, Администрации Автозаводского района г. Н.Новгорода, Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении вне очереди жилого помещения, указав, что является выпускником детского дома № <...> г. Н.Новгорода, находится на гособеспечении, в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ стоит в очереди на получение жилого помещения. При выходе из учреждения в 31.08.2003 году была направлена по месту регистрации <...>. В данном помещении кроме истца и ее дочери зарегистрировано и проживают еще 5 человек, общая площадь квартиры составляет 56,65 кв. м. Администрацией Автозаводского района г. Н.Новгорода принято решение поставить ее в льготную очередь на получение жилого помещения. П.П.В. просила суд обязать Администрацию г. Н.Новгорода предоставить ей жилое помещение (квартиру) в черте г. Н.Новгорода не менее 13,0 кв. м вне очереди.
В судебном заседании П.П.В. исковые требования, поддержала.
Представитель Администрации г. Н.Новгорода по доверенности М.О.В. (л.д. 21), представитель Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности С.А.А. (л.д. 22) исковые требования не признали.
Представители ответчиков Администрации Автозаводского района г. Н.Новгорода, Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явились.
Решением суда от 02 декабря 2009 года исковые требования П.П.В. удовлетворены, на Администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность за счет средств областного бюджета Нижегородской области предоставить П.П.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям г. Н.Новгорода и расположенное в черте г. Н.Новгорода жилое помещение общей площадью не менее 13 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В кассационной жалобе Министра социальной политики Нижегородской области Г.Н.Ю. поставлен вопрос об изменении решения суда в части указания на удовлетворение исковых требований П.П.В. за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода. В обоснование кассационной жалобы указано на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно кассационной жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ), права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения государственного жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ЖК РФ, регулирующей порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (п. 1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2).
По смыслу п. 4, 5 указанной статьи ЖК РФ, решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
На основании ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 16.03.2005 № 14 (ред. от 25.10.2006) "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в городе Нижнем Новгороде" на территории города Нижнего Новгорода установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 10 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере 13 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как видно из материалов дела, П.П.В., <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - П.Т.Ф. по решению суда от 29.01.1998 г. лишена родительских прав в отношении дочери, отец был записан со слов матери (л.д. 9, 10).
П.П.В. решением исполкома Автозаводского районного Совета народных депутатов от 17.12.1991 г. № 1314/1 направлена в детский дом. Этим же решением за П.П.В. сохранена до совершеннолетия жилплощадь по адресу <...> (л.д. 10).
Согласно справке Муниципального образовательного учреждения "Детский дом № <...>" от 10.12.2004 г. П.П.В. являлась воспитанницей муниципального образовательного учреждения "Детский дом № <...>" с 31.08.1995 г. по 31.08.2003 г. и находилась на полном государственном обеспечении. Выбыла на учебу в Нижегородский областной колледж культуры 01.09.2003 г., находится там на полном государственном обеспечении (л.д. 6).
Истец имеет дочь - П.В.В., <...> года рождения (л.д. 14).
Распоряжением № <...> от 22.09.2009 г. Администрации Автозаводского района г. Н.Новгорода истец П.П.В. проживающая по адресу <...>, признана малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 2 человека (л.д. 12).
Распоряжением № <...> от 08.10.2009 г. Администрации Автозаводского района г. Н.Новгорода П.П.В. проживающая по адресу <...>, признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 2 человека (л.д. 8). Номер очереди истца в едином списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент принятия на учет № <...> (л.д. 7).
В ЕГРП регистрация прав П.П.В. не производилась (л.д. 48).
Квартира по адресу <...> включена в реестр муниципального имущества, по состоянию на 01.10.2009 г. не приватизирована (л.д. 46).
Согласно выписке из лицевого счета и домовой книги трехкомнатная квартира по адресу <...> имеет общую площадь 56,65 кв. м, жилую площадь - 42,1 кв. м. В указанной квартире зарегистрировано постоянно 7 человек и временно отсутствует 3 человека, истец и ее дочь также зарегистрированы в данной квартире (л.д. 34, 35)
Из Сводных списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2009 г., на 2010 г. видно, что П.П.В. в данные списки не включена (л.д. 53 - 60, 61 - 70).
Разрешая заявленные П.П.В. исковые требования о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, установив, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончившим пребывание в МОУ "Детский дом № <...>" и не имеет жилого помещения, отвечающего учетной норме площади жилого помещения, установленной Жилищным кодексом РФ, признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении - суд первой инстанции с соблюдением требований ст. ст. 49, 50, 57 ЖК РФ пришел к законному и обоснованному выводу о том, что П.П.В. имеет право на внеочередное обеспечение благоустроенным жилым помещением применительно к условиям г. Н.Новгорода, расположенным в черте города общей площадью не менее нормы предоставления (13 кв. м), отвечающим санитарным и техническим правилам и нормам по договору социального найма Администрацией города Нижнего Новгорода.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что данное обеспечение должно быть осуществлено за счет средств бюджета Нижегородской области в связи со следующим.
Согласно статьям 14, 16 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории местного поселения, городского округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и в пределах своих полномочий самостоятельны, в том числе и в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. 130).
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Закон Нижегородской области от 10.12.2004 г. № 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области" предусматривает дополнительные гарантии прав указанной категории лиц на имущество и жилое помещение, при условии, что они не имеют закрепленного жилого помещения (ст. 5).
Категории граждан, имеющих право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области предусмотрены ст. 13 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. № 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области".
К таким гражданам, в частности, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан).
Согласно ст. 2 Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 г. № 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 11 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. № 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", с целью осуществления участия Нижегородской области в обеспечении граждан, проживающих на территории Нижегородской области, жильем органы исполнительной власти Нижегородской области в соответствии со своими полномочиями производят организационно-распорядительные действия, в том числе связанные с использованием средств областного бюджета, жилых помещений и иных материальных ресурсов, находящихся в собственности Нижегородской области.
Долгосрочное и среднесрочное планирование использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов для участия Нижегородской области в обеспечении граждан, проживающих на территории Нижегородской области, жилыми помещениями производится путем формирования областных целевых программ.
Законом Нижегородской области от 09.09.2005 г. № 126-З утверждена Областная целевая межведомственная Программа "Дети-сироты" на 2006 - 2010 годы, которая устанавливает объем финансирования из областного бюджета расходов на обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
По смыслу приведенных норм права, законодательством Нижегородской области предусмотрены дополнительные гарантии прав лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных учреждениях по предоставлению жилого помещения, относящиеся к расходным обязательствам субъекта РФ, однако круг данных лиц ограничен критерием закрепления за такими лицами жилого помещения.
Принимая во внимание, что за П.П.В. по окончании пребывания в образовательном учреждении (МОУ "Детский дом № <...>") было закреплено жилое помещение (трехкомнатная квартира по адресу <...>), внеочередное предоставление ей жилого помещения по договору социального найма не может быть отнесено к расходным обязательствам Нижегородской области.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации пункт 1.2 отсутствует.

При таких обстоятельствах, требование П.П.В. о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма не менее нормы предоставления (13 кв. м) подлежит удовлетворению на основании п. п. 1.2 ст. 49, ст. 57 ЖК РФ путем возложения обязанности предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда на Администрацию города Нижнего Новгорода.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части.
Возложить на Администрацию города Нижнего Новгорода обязанность предоставить П.П.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям г. Н.Новгорода и расположенное в черте г. Н.Новгорода жилое помещение муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 13 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Дополнить резолютивную часть указанием об отказе П.П.В. в удовлетворении иска к Администрации Автозаводского района г. Н.Новгорода, Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 02 декабря 2009 года изменить.
Возложить на Администрацию города Нижнего Новгорода обязанность предоставить П.П.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям г. Н.Новгорода и расположенное в черте г. Н.Новгорода жилое помещение муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 13 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Дополнить резолютивную часть указанием об отказе П.П.В. в удовлетворении иска к Администрации Автозаводского района г. Н.Новгорода, Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Определение Нижегородского областного суда от 06.04.2010 по делу № 33-2798
Решение суда об удовлетворении предъявленного к администрации города, к администрации района, к правительству области и к министерству социальной политики области требования о предоставлении вне очереди жилого помещения частично изменено, поскольку Областная целевая межведомственная программа "Дети-сироты" на 2006 - 2010 годы устанавливает объем финансирования из областного бюджета расходов на обеспечение жилыми помещениями только детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru