Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2010 г. по делу № А04-1068/2010

(извлечение)

19 мая 2010 года объявлена резолютивная часть решения.
26 мая 2010 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "Энергия-3"
к администрации города Зеи
о признании недействующим нормативного акта
третьи лица: ООО "Тепло-10"; ООО "Тепло-12"; ООО "Тепло-16"; управление государственного регулирования цен и тарифов администрации Амурской области

установил:

ООО "Энергия-3" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с требованием о признании недействующим приложения № 1 к постановлению № 163 от 8 февраля 2008 г. "О внесении изменений в постановление главы города от 26 декабря 2007 г. № 1391 "О нормативах потребления коммунальных услуг, оказываемых на территории г. Зея в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г.". Письмом № 04-871 от 17 мая 2010 г. общество указало, что просит проверить постановление от 8 февраля 2008 г. № 163 главы гор. Зеи на соответствие Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.
Заявитель в обоснование своих требований указал, что у ответчика не было оснований для изменения нормативов потребления коммунальных услуг, т.к. в жилом фонде на момент принятия постановления № 163 не изменились конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирных домов, климатические условия и т.п. В результате применения единого норматива потребления коммунальных услуг в 2009 году, у ООО "Энергия-3" возникли выпадающие доходы (неполученные денежные средства) из-за установленного постановлением № 163 единого низкого норматива.
Также заявитель просил взыскать с администрации судебные издержки (расходы представителей). В судебном заседании 19 мая 2010 года ООО "Энергия-3" заявлено ходатайство об отказе от заявленных требований в части взыскания судебных расходов в сумме 38087,46 руб. Суд на основании ст. 49 АПК РФ принимает частичный отказ заявителя, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Ответчик в письменном отзыве указал, что решением Зейского городского Собрания № 12 от 29 января 1997 года "Об утверждении ставок оплаты за жилье и коммунальные услуги" с 1 февраля 1997 года были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, в соответствии с которым норма тепловой энергии на отопление жилых помещений составляла 0,025 Гкал/кв. м.
Решением Зейского городского Совета народных депутатов (далее - ЗГСНД) № 120 от 29 декабря 2005 года в вышеуказанное решение были внесены изменения в части нормы тепловой энергии на отопление жилых помещений, которая была утверждена в размере 0,027 Гкал/кв. м.
Решением ЗГСНД № 166 (21/84) от 7 июня 2006 года действие решения ЗГСНД № 120 от 30 декабря 2005 года было приостановлено с 1 января 2006 года, следовательно, с указанного времени продолжала действовать норма равная 0,025 Гкал/кв. м.
Решением ЗГСНД № 395 (49/429) от 28 декабря 2007 года "О внесении изменений в решение Зейского городского Собрания от 29 января 1997 г. № 12 "Об утверждении ставок оплаты за жилье и коммунальные услуги", приложение № 3, которым утверждалась, в том числе и норма тепловой энергии на отопление жилых помещений, было признано утратившим силу с 1 января 2008 года.
В соответствии с решением Зейского городского Совета народных депутатов № 393 (48/426) от 26 декабря 2007 года "О наделении полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг", указанными полномочиями, в том числе и по установлению нормативов потребления услуг по теплоснабжению была наделена администрация города Зеи.
На этом основании администрацией города было издано постановление № 1391 от 26 декабря 2007 года "О нормативах потребления коммунальных услуг, оказываемых на территории города Зеи в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г.", в котором были предусмотрены дифференцированные нормативы потребления услуг по теплоснабжению.
Однако в связи с указаниями Правительства РФ о необходимости сдерживании роста платежей граждан за коммунальные услуги и мер по обеспечению сохранения в 2008 году нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в 2007 году, постановлением администрации города Зеи № 163 от 8 февраля 2008 года в вышеуказанное постановление № 1391 были внесены изменения в части рассматриваемых нормативов потребления, которые вновь составили 0,025 Гкал/кв. м.
Таким образом, по мнению ответчика, оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления - администрацией города Зеи в пределах своих полномочий и не противоречит федеральному законодательству и нормативным правовым актам органов государственной власти Российской Федерации и Амурской области. На основании изложенного администрация города Зеи просит в удовлетворении исковых требований ООО "Энергия-3" отказать в полном объеме.
Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в судебное заседание направило письменный отзыв, в котором сообщило следующее. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ нормативы потребления коммунальных услуг, кроме нормативов потребления по электроснабжению и газоснабжению, утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с Правилами установления и определении нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль, в том числе за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг.
ООО "Тепло-10", ООО "Тепло-12", ООО "Тепло-16" представили письменные отзывы, в которых указали, что просят признать недействующим приложение № 1 к постановлению № 163 от 8 февраля 2008 г. "О внесении изменений в постановление главы города от 26 декабря 2007 г. № 1391 "О нормативах потребления коммунальных услуг, оказываемых на территории г. Зея в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г.". Также ООО "Тепло-10", ООО "Тепло-12", ООО "Тепло-16" просят взыскать судебные издержки. В судебном заседании представитель ООО "Тепло-10", ООО "Тепло-12", ООО "Тепло-16" пояснил, что поддерживает позицию заявителя в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. В уточнениях к отзыву указал, что в связи с неучастием в предварительном судебном заседании, не возникли судебные расходы представителя ООО "Тепло-10", ООО "Тепло-12", ООО "Тепло-16", поэтому судебные расходы могут быть предъявлены к взысканию с ответчика после вступления в силу решения по данному делу.
Исследовав материалы дела, и заслушав пояснения сторон, судом установлены следующие обстоятельства.
ООО "Энергия-3" с 1 января 2007 года является управляющей организацией по управлению частью жилого фонда города Зеи.
26 декабря 2007 года администрацией города Зеи принято постановление № 1391 "О нормативах потребления коммунальных услуг, оказываемых на территории г. Зея в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г.", которое устанавливало дифференцированный норматив потребления услуг по теплоснабжению.
8 февраля 2008 года принято постановление № 163 "О внесении изменений в постановление главы города от 26 декабря 2007 г. № 1391 "О нормативах потребления коммунальных услуг, оказываемых на территории г. Зея в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г.", которым приложение № 1 изложено в новой редакции: "норматив потребления услуг по теплоснабжению - 1,025 Гкал/кв. м в месяц". 14 февраля 2008 г. в общественно-политической газете "Зейский вестник" № 17 (10545) опубликовано постановление № 163 от 8 февраля 2008 г. "О внесении изменений в постановление главы города от 26 декабря 2007 г. № 1391 "О нормативах потребления коммунальных услуг, оказываемых на территории г. Зея в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г.".
Оценив указанные обстоятельства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. № 2 определено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В силу пункта 1 статьи 29 АПК Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при применении статьи 29 кодекса необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон 131-ФЗ) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Следовательно, Закон 131-ФЗ прямо определяет арбитражный суд в качестве суда, компетентного рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если они затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила) предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с решением Зейского городского Совета народных депутатов № 393 (48/426) от 26 декабря 2007 года "О наделении полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг", указанными полномочиями, в том числе и по установлению нормативов потребления услуг по теплоснабжению была наделена администрация города Зеи.
В связи с чем оспариваемый акт принят администрацией города Зеи в пределах своих полномочий.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 16, а не пункт 12 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

В соответствии с положениями пунктов 12, 13 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Как установлено судом, предшествующие нормативы потребления коммунальных услуг администрацией города Зеи были утверждены постановлением от 26 декабря 2007 года № 1391 "О нормативах потребления коммунальных услуг, оказываемых на территории г. Зея в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г.". Оснований, установленных законом для изменения нормативов потребления коммунальных услуг, ответчиком не представлено. Ссылка администрации на указания Правительства Российской Федерации о необходимости сдерживания роста платежей граждан за коммунальные услуги и мер по обеспечению сохранения в 2008 году нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в 2007 году, судом отклонена, как неподтвержденная документально. Сохранение действующих нормативов потребления не может рассматриваться в отрыве от действующего законодательства и наделять администрацию правом устанавливать нормативы не в установленном законом порядке. Следовательно, оспариваемое постановление от 8 февраля 2008 года № 163 "О внесении изменений в постановление главы города от 26 декабря 2007 г. № 1391 "О нормативах потребления коммунальных услуг, оказываемых на территории г. Зея в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г.", принято администрацией города Зеи без законных оснований.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 12, а не пункт 6 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Правил изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.
Согласно подпункту "д" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Пунктами 9, 10 Правил установлено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод (пункт 20 Правил).
Материалы дела свидетельствуют о том, что оспариваемым приложением установлен единый норматив потребления теплоснабжения для всех многоквартирных и жилых домов, без учета конструктивных и технических параметров, степени благоустройства отапливаемых домов и без применения методов, перечисленных в пункте 20 Правил, то есть с отступлением от предусмотренных Правилами положений.
При таких обстоятельствах суд считает, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг без отсутствия экономического обоснования, без учета конструктивных и технических параметров и степени благоустройства отапливаемых домов, без применения методов установленных Правилами, с нарушением сроков их изменения, не соответствует Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.
Судом также установлено и материалами дела подтверждается, что оплата гражданами услуг по теплоснабжению исходя из единого норматива потребления на территории муниципального образования город Зея влечет невозможность возмещения фактически произведенных ООО "Энергия-3" затрат, связанных с теплоснабжением жилищного фонда.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования удовлетворить.
Приложение № 1 к постановлению № 163 от 8 февраля 2008 г. главы города Зеи "О внесении изменений в постановление главы города от 26 декабря 2007 г. № 1391 "О нормативах потребления коммунальных услуг, оказываемых на территории г. Зея в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г.", признать не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306., и недействующим.
Решение вступает в законную силу с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 26.05.2010 № А04-1068/2010
<О признании недействующим приложения № 1 к постановлению главы города Зеи от 08.02.2008 г. № 163 "О внесении изменений в постановление главы города от 26 декабря 2007 г. № 1391 "О нормативах потребления коммунальных услуг, оказываемых на территории г. Зея в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2011 г.">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru