Направлено письмом от 29 октября 2010 г. № 02-14/10322
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 29 октября 2010 г. № 1564н
НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 1 СЕНТЯБРЯ 2009 Г. № 463/02 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
ПО ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЙ НА ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ)
ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 28 ОКТЯБРЯ 2009 Г. № 282/02,
ОТ 1 МАРТА 2010 Г. № 121/01, ОТ 26 МАРТА 2010 Г. № 169/01,
ОТ 31 АВГУСТА 2010 Г. № 567/01)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза приказа
Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 1 сентября 2009 г. № 463/02 "Об утверждении административного регламента Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" (в редакции от 28 октября 2009 г. № 282/02, от 1 марта 2010 г. № 121/01, от 26 марта 2010 г. № 169/01, от 31 августа 2010 г. № 567/01) (далее - проект Приказа), на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа
Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 31 августа 2010 г. № 567/01 "О внесении изменения в приказ Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 1 сентября 2009 г. № 463/02 "Об утверждении административного регламента Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом
утвержден административный регламент
Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа
являются общественные отношения в области охраны окружающей среды.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.10.2010 № 261-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (в редакции от 22.04.2009 № 351);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 № 779);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 № 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов" (в редакции от 16.06.2000 № 461);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (в редакции от 13.09.2010 № 717);
- приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 № 288 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду" (в редакции от 29.04.2010 № 136);
- Уставом
(Основным законом) Волгоградской области;
- Законом
Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 19.04.2010 № 2025-ОД);
- постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 № 1693 "Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области" (в редакции от 13.09.2010 № 1495).
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пункт 1 статьи 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" определяет, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1
Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 № 1693, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, охраны и использования природных ресурсов, в том числе геологического изучения, использования и охраны недр и водных объектов, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы.
В соответствии с абзацем 4 статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.
Пунктом 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679, установлено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействия федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим Постановлением.
Следовательно, исследуемый Приказ
издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34
Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Приложением
к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно абзацу 10 подпункта 2.1.2 пункта 2.1
Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 № 1693, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет в пределах своей компетенции в установленном порядке выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42
Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Таким образом, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области как орган исполнительной власти вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме приказа.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте рассматриваемого Приказа
выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с пунктом 5.7.3
Регламента на обращение (жалобу) Заявителя не дается ответ, если текст обращения (жалобы), а также почтовый адрес Заявителя не поддается прочтению или текст жалобы содержит нецензурные либо оскорбительные выражения.
Вместе с тем согласно частям 3, 4 статьи 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
На основании изложенного выше следует, что федеральное законодательство содержит требования об обязательном уведомлении в семидневный срок гражданина, направившего обращение, в том числе в случае если текст письменного обращения не поддается прочтению.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части установления иного порядка рассмотрения отдельных обращений граждан.
Кроме того, в тексте исследуемого Приказа
выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. Пункт 2.2.1
дублирует пункт 3.2.3
.
2. В целях уточнения срока, в течение которого заявителю направляется обращение с разъяснением порядка обжалования судебного решения, предлагаем пункт 5.7.2
Регламента после слова "решение", дополнить словами "в течение семи дней со дня регистрации".
3. Согласно пункту 5.9
Регламента письменный ответ с указанием причин отказа в рассмотрении обращения (жалобы) направляется Заявителю в течение тридцати дней со дня его регистрации.
В данном положении не указаны конкретные случаи, при которых отказывается заявителю в рассмотрении обращения (жалобы).
Порядок рассмотрения отдельных обращений, а также различные сроки уведомления о результатах рассмотрения граждан, направляющих обращения, предусмотрены статьей 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Ввиду некорректной формулировки предлагаем исключить из текста Регламента пункт 5.9
.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 16 сентября 2009 г. № 172.
Приказы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 28 октября 2009 г. № 282/02
, от 1 марта 2010 г. № 121/01
, от 26 марта 2010 г. № 169/01
, от 31 августа 2010 г. № 567/01
, которыми вносятся изменения в анализируемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 6 ноября 2009 г. № 208, от 10 марта 2010 г. № 41, от 7 апреля 2010 г. № 61, от 8 сентября 2010 г. № 166.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что приказ
Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 1 сентября 2009 г. № 463/02 "Об утверждении административного регламента Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" (в редакции от 28 октября 2009 г. № 282/02, от 1 марта 2010 г. № 121/01, от 26 марта 2010 г. № 169/01, от 31 августа 2010 г. № 567/01) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем учесть замечания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
II класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ