АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2010 г. по делу № А23-676/10А-3-27
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 18 марта 2010 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Калужской области, г. Калуга,
к государственному предприятию Калужской области "Калугафармация", г. Калуга,
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - старшего инспектора Понамарева С.А. на основании доверенности от 05.03.2010 № 99/1182, удостоверение;
ответчика - представителя Петровского В.М. на основании доверенности от 12.03.2010, паспорт;
установил:
Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Калужской области обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении государственного предприятия Калужской области "Калугафармация" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении КЖ № 018693/247 от 25.02.2010.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Просил привлечь к административной ответственности государственное предприятие Калужской области "Калугафармация" по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал и изложил представленные письменные пояснения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя и ответчика, суд установил следующее.
Государственное предприятие Калужской области "Калугафармация" зарегистрировано в качестве юридического лица и имеет лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности от 11.03.2009 № ЛО-40-02-000073 со сроком действия до 10.03.2014, где имеется указание на территориально обособленное подразделение и объект, используемый для осуществления фармацевтической деятельности: Калужская область, с. Барятино, ул. Советская, д. 9 (л.д. 26).
Как следует из материалов дела, на основании рапорта от 04.02.2010 начальника отделения Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Калужской области Ларина В.В. проведена проверка аптеки, расположенной по адресу: Калужская область, с. Барятино, ул. Советская, д. 9 (л.д. 10).
В соответствии с актом от 04.02.2010 (л.д. 11) произведена покупка в аптеке ГП "Калугафармация" Барятинский филиал по адресу: Калужская область, с. Барятино, ул. Советская, д. 9, где указано, что покупатель Дерин А.В. просил продать ему "Аскорил Экспекторант" сироп от кашля, серия 01900160, дата производства 01/2009, срок годности 12/2010, емкостью 100 мл, и амоксициллин "Амосин" 10 таблеток таблетки 500 мг, серия 771109 (л.д. 11). За указанную покупку продавец-фармацевт Красовская Ю.С. потребовала и получила от покупателя деньги в сумме 183 рублей 20 копеек, с применением контрольно-кассовой техники и выдачей чека покупателю. По протоколу изъятия вещей и документов от 04.02.2010 указанный товар изъят (л.д. 15).
По итогам осмотра 04.02.2010 составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 14-15).
В ходе проверки, установлено, что 04.02.2010 в аптеке, расположенной по адресу: Калужская область, с. Барятино, ул. Советская, д. 9, государственного предприятия Калужской области "Калугафармация" допущена реализация лекарственных средств: "Аскорил Экспекторант" сироп от кашля; амоксициллин "Амосин" без рецепта врача.
Определением от 04.02.2010 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении государственного предприятия Калужской области "Калугафармация" (л.д. 19).
На основании чего 25.02.2010 в отсутствие законного представителя Государственного предприятия Калужской области "Калугафармация" составлен протокол КЖ № 018693/247 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 7).
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтической деятельностью является деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.
В силу пункта 5 указанного Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" пункта 4 данного Положения.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (подпункт "в").
Пунктами 3 и 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" установлено, что правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет данным федеральным органом исполнительной власти. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.
В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, который согласуется с пунктом 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785, установлено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Как установлено судом, лекарственные препараты: "Аскорил Экспекторант" сироп от кашля; амоксициллин "Амосин" в Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 № 578, отсутствуют.
Факт совершения государственным предприятием Калужской области "Калугафармация" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04.02.2010, протоколом об административном правонарушении КЖ № 018693/247 от 25.02.2010, объяснениями фармацевта Красовской Ю.С. (л.д. 14, 9, 12).
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства, а также представленные в дело доказательства позволяют суду сделать вывод о наличии в действиях государственного предприятия Калужской области "Калугафармация" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составлен уполномоченным должностным лицом.
Мнение представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, о проведенной проверке административным органом за пределами его компетенции, несостоятельно.
Пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом часть 6 статьи 28.3 Кодекса, на которую ссылается ответчик, не является изъятием из полномочий должностных лиц органов внутренних дел (милиции), имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, а лишь указывает на должностных лиц, уполномоченных соответствующими субъектами Российской Федерации, осуществляющих лицензирование, и имеющих соответствующее право на составление протоколов об административных правонарушениях, в том числе и по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок осуществления процессуальных действий в рамках дела об административном правонарушении регулируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
В данном случае в ходе проведения проверки уполномоченным лицом 04.02.2010 составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 14-15). После чего у фармацевта Красовской Ю.С. были отобраны объяснения, где она не отрицала факта реализации лекарственных препаратов без рецепта врача, хотя ей было известно о необходимости реализации препаратов только при наличии рецепта. Права, предусмотренные статьей 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей объяснялись как свидетелю.
Согласно части 2 статьи 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Принимая во внимание, что объяснения у фармацевта Красовской Ю.С. отобраны в день проверки 04.02.2010 по месту выявления правонарушения, в присутствии понятых, которые присутствовали при осмотре помещений и находящихся там вещей и документов, ей разъяснены права и обязанности, объяснения отобраны уполномоченным лицом на составление протокола об административном правонарушении, суд расценивает данное доказательство как допустимое и относимое по делу в силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полномочия фармацевта Красовской Ю.С. при составлении протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов и изъятии вещей и документов от 04.02.2010 в силу абзаца 2 части 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации явствовали из обстановки, в которой она действовала как представитель государственного предприятия Калужской области "Калугафармация".
Иных нарушений, которые носили бы существенный и неустранимый характер, в силу разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" - пункт 10, судом не установлено.
При назначении наказания суд учитывает, что санкция, установленная частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяет не только приостановление деятельности, но и наложение административного штрафа. А также то, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости применения меры ответственности в виде административного приостановления деятельности.
В связи с изложенным, а также учитывая наличие отягчающих вину лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (решение Арбитражного суда Калужской области по делу № А23-5814/09А-11-253 от 08.12.2009 (л.д. 42), суд назначает государственному предприятию Калужской области "Калугафармация" административное наказание в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 42 000 (сорок две тысячи) рублей.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятые лекарственные препараты подлежат возвращению законному владельцу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 169, 170, 181, 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Привлечь государственное предприятие "Калугафармация", расположенное по адресу: г. Калуга, ул. Театральная, д. 34, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024001180290, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 42 000 (Сорок две тысячи) рублей со взысканием в доход соответствующего бюджета по реквизитам:
получатель: УФК по Калужской области (УВД Калужской области)
ИНН 4028003880
ОКАТО 29401000000
Номер счета получателя платежа: 40101810500000010001
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области
БИК: 042908001
КПП 402801001
Наименование платежа: денежные штрафы за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Код бюджетной классификации: 188 1 16 21030 01 000 140.
Возвратить государственному предприятию "Калугафармация" лекарственные препараты: "Аскорил экспекторант" сироп от кашля - 1 штука и амоксициллин "Амосин" упаковка таблеток по 500 мг - 1 штука, изъятые по протоколу изъятия от 04.02.2010, находящиеся по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 110, корп. 9.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья
М.А.Носова