Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2010 г. по делу № А23-676/10А-3-27

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 18 марта 2010 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Калужской области, г. Калуга,
к государственному предприятию Калужской области "Калугафармация", г. Калуга,
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - старшего инспектора Понамарева С.А. на основании доверенности от 05.03.2010 № 99/1182, удостоверение;
ответчика - представителя Петровского В.М. на основании доверенности от 12.03.2010, паспорт;

установил:

Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Калужской области обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении государственного предприятия Калужской области "Калугафармация" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении КЖ № 018693/247 от 25.02.2010.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Просил привлечь к административной ответственности государственное предприятие Калужской области "Калугафармация" по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал и изложил представленные письменные пояснения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя и ответчика, суд установил следующее.
Государственное предприятие Калужской области "Калугафармация" зарегистрировано в качестве юридического лица и имеет лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности от 11.03.2009 № ЛО-40-02-000073 со сроком действия до 10.03.2014, где имеется указание на территориально обособленное подразделение и объект, используемый для осуществления фармацевтической деятельности: Калужская область, с. Барятино, ул. Советская, д. 9 (л.д. 26).
Как следует из материалов дела, на основании рапорта от 04.02.2010 начальника отделения Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел по Калужской области Ларина В.В. проведена проверка аптеки, расположенной по адресу: Калужская область, с. Барятино, ул. Советская, д. 9 (л.д. 10).
В соответствии с актом от 04.02.2010 (л.д. 11) произведена покупка в аптеке ГП "Калугафармация" Барятинский филиал по адресу: Калужская область, с. Барятино, ул. Советская, д. 9, где указано, что покупатель Дерин А.В. просил продать ему "Аскорил Экспекторант" сироп от кашля, серия 01900160, дата производства 01/2009, срок годности 12/2010, емкостью 100 мл, и амоксициллин "Амосин" 10 таблеток таблетки 500 мг, серия 771109 (л.д. 11). За указанную покупку продавец-фармацевт Красовская Ю.С. потребовала и получила от покупателя деньги в сумме 183 рублей 20 копеек, с применением контрольно-кассовой техники и выдачей чека покупателю. По протоколу изъятия вещей и документов от 04.02.2010 указанный товар изъят (л.д. 15).
По итогам осмотра 04.02.2010 составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 14-15).
В ходе проверки, установлено, что 04.02.2010 в аптеке, расположенной по адресу: Калужская область, с. Барятино, ул. Советская, д. 9, государственного предприятия Калужской области "Калугафармация" допущена реализация лекарственных средств: "Аскорил Экспекторант" сироп от кашля; амоксициллин "Амосин" без рецепта врача.
Определением от 04.02.2010 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении государственного предприятия Калужской области "Калугафармация" (л.д. 19).
На основании чего 25.02.2010 в отсутствие законного представителя Государственного предприятия Калужской области "Калугафармация" составлен протокол КЖ № 018693/247 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 7).
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтической деятельностью является деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416.
В силу пункта 5 указанного Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" пункта 4 данного Положения.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (подпункт "в").
Пунктами 3 и 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" установлено, что правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет данным федеральным органом исполнительной власти. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.
В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, который согласуется с пунктом 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785, установлено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Как установлено судом, лекарственные препараты: "Аскорил Экспекторант" сироп от кашля; амоксициллин "Амосин" в Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 № 578, отсутствуют.
Факт совершения государственным предприятием Калужской области "Калугафармация" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 04.02.2010, протоколом об административном правонарушении КЖ № 018693/247 от 25.02.2010, объяснениями фармацевта Красовской Ю.С. (л.д. 14, 9, 12).
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства, а также представленные в дело доказательства позволяют суду сделать вывод о наличии в действиях государственного предприятия Калужской области "Калугафармация" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составлен уполномоченным должностным лицом.
Мнение представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, о проведенной проверке административным органом за пределами его компетенции, несостоятельно.
Пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом часть 6 статьи 28.3 Кодекса, на которую ссылается ответчик, не является изъятием из полномочий должностных лиц органов внутренних дел (милиции), имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, а лишь указывает на должностных лиц, уполномоченных соответствующими субъектами Российской Федерации, осуществляющих лицензирование, и имеющих соответствующее право на составление протоколов об административных правонарушениях, в том числе и по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок осуществления процессуальных действий в рамках дела об административном правонарушении регулируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
В данном случае в ходе проведения проверки уполномоченным лицом 04.02.2010 составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 14-15). После чего у фармацевта Красовской Ю.С. были отобраны объяснения, где она не отрицала факта реализации лекарственных препаратов без рецепта врача, хотя ей было известно о необходимости реализации препаратов только при наличии рецепта. Права, предусмотренные статьей 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей объяснялись как свидетелю.
Согласно части 2 статьи 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Принимая во внимание, что объяснения у фармацевта Красовской Ю.С. отобраны в день проверки 04.02.2010 по месту выявления правонарушения, в присутствии понятых, которые присутствовали при осмотре помещений и находящихся там вещей и документов, ей разъяснены права и обязанности, объяснения отобраны уполномоченным лицом на составление протокола об административном правонарушении, суд расценивает данное доказательство как допустимое и относимое по делу в силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полномочия фармацевта Красовской Ю.С. при составлении протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов и изъятии вещей и документов от 04.02.2010 в силу абзаца 2 части 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации явствовали из обстановки, в которой она действовала как представитель государственного предприятия Калужской области "Калугафармация".
Иных нарушений, которые носили бы существенный и неустранимый характер, в силу разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" - пункт 10, судом не установлено.
При назначении наказания суд учитывает, что санкция, установленная частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяет не только приостановление деятельности, но и наложение административного штрафа. А также то, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости применения меры ответственности в виде административного приостановления деятельности.
В связи с изложенным, а также учитывая наличие отягчающих вину лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (решение Арбитражного суда Калужской области по делу № А23-5814/09А-11-253 от 08.12.2009 (л.д. 42), суд назначает государственному предприятию Калужской области "Калугафармация" административное наказание в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 42 000 (сорок две тысячи) рублей.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятые лекарственные препараты подлежат возвращению законному владельцу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 169, 170, 181, 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь государственное предприятие "Калугафармация", расположенное по адресу: г. Калуга, ул. Театральная, д. 34, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024001180290, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 42 000 (Сорок две тысячи) рублей со взысканием в доход соответствующего бюджета по реквизитам:
получатель: УФК по Калужской области (УВД Калужской области)
ИНН 4028003880
ОКАТО 29401000000
Номер счета получателя платежа: 40101810500000010001
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области
БИК: 042908001
КПП 402801001
Наименование платежа: денежные штрафы за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Код бюджетной классификации: 188 1 16 21030 01 000 140.
Возвратить государственному предприятию "Калугафармация" лекарственные препараты: "Аскорил экспекторант" сироп от кашля - 1 штука и амоксициллин "Амосин" упаковка таблеток по 500 мг - 1 штука, изъятые по протоколу изъятия от 04.02.2010, находящиеся по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 110, корп. 9.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
М.А.Носова




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Центрального округа от 15.09.2010 по делу № А23-676/10А-3-27 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2010 по делу № А23-676/10А-3-27 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Калужской области от 18.03.2010 по делу № А23-676/10А-3-27
Заявленные требования о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, удовлетворены, так как ответчиком нарушены требования и условия, предусмотренные Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, что относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru