Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2008 г. по делу № А33-5853/2008

Судья арбитражного суда Красноярского края Л.А. Данекина,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Сибавиатранс" (г. Красноярск)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю (п. Емельяново)
о признании незаконными действий налогового органа по направлению в банк инкассового поручения № 1202 от 05.05.2008, выставленного во исполнение решения № 286 от 10.12.2004, инкассового поручения № 1202 от 05.05.2008 не подлежащим исполнению,
при участии представителя
заявителя: Стрельцовой Т.Е. по доверенности от 24.01.2008,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.А. Данекиной, при объявлении резолютивной части решения 07.07.2008, решение в полном объеме изготовлено 07.07.2008.

установил:

открытое акционерное общество "Сибавиатранс" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю о признании незаконными действий налогового органа по направлению в банк инкассового поручения № 1202 от 05.05.2008, выставленного во исполнение решения № 286 от 10.12.2004, инкассового поручения № 1202 от 05.05.2008 не подлежащим исполнению.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя ответчика.
Заявитель настаивает на своих требованиях, ссылаясь на положения пункта 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Считает, что налоговым органом неправомерно применена процедура обращения взыскания на денежные средства общества в погашение задолженности прошлых лет с нарушением установленного срока выставления инкассовых поручений к расчетному счету организации.
В связи с тем, что инкассовое поручение № 1202 от 05.05.2008 было исполнено общество отказалось от заявления в части требования о признании не подлежащим исполнению указанного инкассового поручения.
Отказ от заявленных требований в части принят судом как не нарушающий закона и прав других лиц в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
07.07.2008 судом вынесено определение о прекращении производства по делу № А33- 5853/2008 в части требования заявителя о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения № 1202 от 05.05.2008.
Ответчик в письменном отзыве требования заявителя не признал, ссылаясь на то обстоятельство, что спорное инкассовое поручение было принято на основании требования № 3744 от 29.10.2004 и решения о взыскании за счет денежных средств № 286 от 10.12.2004. На основании указанных требования и решения о взыскании было выставлено инкассовое поручение № 10486, которое было возвращено банком 23.08.2007 в связи с закрытием счета. По мнению налогового органа, 60-дневный срок, установленный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлен только для принятии решения о взыскании задолженности по уплате налогов. Налоговый кодекс не предусматривает однократности выставления инкассовых поручений и обязанности принятия налоговым органом решения о взыскании налога в случае замены инкассового поручения по причинам закрытия счета в банке. Перепредъявление инкассового поручения произведено по объективным причинам - в связи с закрытием счета и возвращением первоначального поручения банком, а не нарушением установленного порядка оформления и направления инкассового поручения.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
В связи с наличием задолженности по налогам и пеням, обществу выставлено требование № 3744 об уплате налога по состоянию на 29.10.2004 со сроком исполнения до 14.11.2004 на сумму 239981,43 руб. налогов и 446692,42 руб. пеней, в том числе пени в сумме 17392,49 руб. за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог (в части погашения задолженности прошлых лет).
10.12.2004 налоговым органом вынесено решение № 286 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках на сумму 230021,43 руб. налогов и 446692,15 руб. пеней.
К расчетному счету общества в ЗАО КБ "Кедр" выставлено инкассовое поручение № 10486 от 14.12.2004 на сумму 173292,49 руб. налога на пользователей автомобильных дорог, которое было оставлено без исполнения и возвращено банком в связи с закрытием счета 23.08.2007.
05.05.2008 налоговым органом выставлено инкассовое поручение № 1202 на взыскание 173292,49 руб. налога на пользование автомобильных дорог на основании решения № 286 от 10.12.2004.
Общество, считая неправомерными действия налогового органа по выставлению к расчетному счету инкассового поручения № 1202 от 05.05.2008, нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названных действий налогового органа незаконными.
Исследовав представленные доказательства, оценив их и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Кодекса.
Суд считает, что заявитель необоснованно ссылается на положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ ввиду следующего.
Частью 5 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", вступившего в силу с 01.01.2007, предусмотрено, что положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Поскольку решение № 286 от 10.12.2004 о взыскании пеней за счет денежных средств, на основании которого в дальнейшем совершались действия налогового органа, оспариваемые заявителем, вынесено налоговым органом до 31.12.2006, то к спорным правоотношениям следует применять нормы статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2007.
Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ) предусмотрен следующий порядок принудительного взыскания задолженности по налогам и пени.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (пункт 3 статьи 46).
Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 46).
Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорными правоотношениям) определены правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке, одним из существенных условий которых является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств налогоплательщика без обращения в суд.
Иное толкование закона (в том числе норм законодательства о налогах и сборах) привело бы к необоснованному продлению срока, установленного для бесспорного взыскания налога, что является недопустимым.
Процедура принудительного взыскания недоимки по налогам и пени состоит из нескольких взаимосвязанных этапов, одним из которых является обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика в банках.
Согласно пункту 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации инкассовое поручение на перечисление налога в соответствующий бюджет направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика. Налоговое законодательство не содержит запрета на повторное выставление инкассового поручения в случае закрытия расчетного счета налогоплательщика, в связи с чем налоговый орган вправе предпринять меры для принудительного взыскания задолженности по налогам, в том числе и путем выставления повторного инкассового поручения в связи с открытием нового расчетного счета, но в пределах срока, установленного для бесспорного взыскания налогов и пени. Поскольку выставление на счет налогоплательщика инкассового поручения является принудительным взысканием денежных средств, то эти действия должны быть произведены налоговым органом в пределах единого 60-дневного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанная позиция также поддержана в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 № 10353/05: 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемой в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента. Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.
В связи с изложенным суд считает несостоятельным довод налогового органа о том, что инкассовое поручение № 1202 было выставлено повторно в связи с закрытием счета организации, а первоначально инкассовое поручение о взыскании спорной суммы задолженности № 10486 было выставлено в пределах срока, установленного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что налоговым органом не исполнена обязанность, предусмотренная статьями 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доказыванию правомерности выставления к расчетному счету предприятия инкассового поручения № 1202 от 05.05.2008 во исполнение решения № 286 от 10.12.2004, что является основанием для удовлетворения требования заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение дела составляет 2000 руб.
Заявителем уплачено при обращении в суд с заявлением 2000 руб. государственной пошлины, что подтверждается платежным поручением № 3082 от 13.05.2008.
Определением суда от 23.05.2008 удовлетворено заявление общества о принятии обеспечительных мер.
За рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер заявителем уплачено 2000 руб. государственной пошлины, что подтверждается платежным поручением № 3089 от 13.05.2008.
Учитывая, что заявителем излишне уплачено 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер, указанная сумма подлежит возврату заявителю на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 9, 29, 65, 71, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требование открытого акционерного общества "Сибавиатранс" удовлетворить.
Признать незаконным как соответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации выставление Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю к расчетному счету открытого акционерного общества "Сибавиатранс" инкассового поручения № 1202 от 05.05.2008.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Сибавиатранс".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю, расположенной по адресу: ул. 2-х Борцов, 21 "в", п. Емельяново, Красноярский край, в пользу открытого акционерного общества "Сибавиатранс" 3 000 руб. судебных расходов.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сибавиатранс" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 3089 от 13.05.2008.
Разъяснить, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья
Л.А.ДАНЕКИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2008 по делу № А33-5853/2008
<60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ), применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемой в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru