Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2010 г. по делу № А79-3275/2010

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
открытого акционерного общества "Химпром", г. Новочебоксарск,
о признании недействительным решения Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.11.2009 № 9-69/рн,
при участии:
от заявителя - П. по доверенности от 26.03.2010 № НЧХП/9,
третьего лица - А.,

установил:

открытое акционерное общество "Химпром" (далее - ОАО "Химпром", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - Служба, ФСФР) от 06.11.2009 № 9-69/рн. Этим решением отменено определение от 28.09.2009 № 32-09-4631/оп-отк об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе.
Заявитель считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Общество предприняло все зависящие от него меры для получения достоверной информации и раскрытию ее на сайте. ОАО "Химпром" не указало информацию о лицах, владеющих не менее чем 20% уставного капитала или не менее 20% обыкновенных акций акционеров Общества по причине отсутствия указанной информации. Законодательство не предусматривает обязанности таких акционеров предоставлять эту информацию эмитенту, как и не предусматривает обязанности эмитента запрашивать такую информацию. Заявитель также указал, что Общество по собственной инициативе запросило у акционеров информацию в отношении их участников, владеющих пакетами более 20%.
Указание в отчете Общества за 1 квартал 2009 года сведений о том, что компания "Эллинбей Консалтанс Лимитед" владеет 34,05% акций ОАО "Химпром", а не 38,48%, произошло вследствие того, что на момент составления отчета у Общества имелись в этом обоснованные сомнения. В списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров ОАО "Химпром", в отношении компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед" в двух разных местах содержится следующая информация:
- в списке клиентов номинального держателя ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания" под порядковым № 54 и номером счета в реестре № 1000000495 указана компания Эллинбей Консалтантс Лимитед с пакетом акций в размере 234 540 521 обыкновенная акция (что составляет 34,45% обыкновенных акций ОАО "Химпром");
- в списке клиентов номинального держателя ООО "Центральный Московский Депозитарий" под порядковым № 1 и номером счета в реестре № 1500002850 указана компания ELLINBAY CONSULTANTS LIMITED (ЭЛЛИНБЕЙ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД) с пакетом акций в размере 30 529 719 обыкновенных акций (что составляет 3,32% уставного капитала и 4,43% обыкновенных акций ОАО "Химпром").
Приведенные в списках лиц записи дают достаточно оснований воспринимать перечисленные компании как две разные компании.
По мнению Общества, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что оно не допустило нарушения Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н.
Заявитель также считает, что Служба, рассмотрев по существу жалобу А. на определение Регионального отделения ФСФР об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, нарушила положения статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), так как акционер А. не является лицом, имеющим право на обжалование определения.
Определением суда от 15.06.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен акционер ОАО "Химпром" А.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях. Указал, что Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 18.06.2009 № 09-23/пз-н утверждены Требования к электронным носителям и формату текста документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг. В соответствии с этими Требованиями ежеквартальный отчет должен составляться с использованием программного обеспечения, находящегося на сайте Службы. При заполнении ежеквартального отчета посредством данной компьютерной программы невозможно указать информацию о лицах, владеющих не менее 5 процентов акций Общества, если эти акции зарегистрированы в реестре акционеров эмитента на имя номинального держателя. В этом случае можно указать только информацию о номинальном держателей акций, что и было выполнено Обществом.
Федеральная служба по финансовым рынкам в судебное заседание представителя не направила, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Указала на несогласие с доводами Общества.
А. в судебном заседании пояснил, что считает оспариваемое решение Службы обоснованным. Указал на нарушение Обществом Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
06.07.2009 в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - Отделение) поступило заявление А. от 02.07.2009 № 11 о привлечении ОАО "Химпром" к административной ответственности по факту нарушения законодательства о раскрытии эмитентом информации (т. 1, л.д. 130).
А. указал, что в пункте 6.2 ежеквартального отчета ОАО "Химпром" отражены основные акционеры Общества, владеющие не менее 5 процентами акций ОАО "Химпром", но не раскрыты участники (акционеры) этих лиц, владеющие не менее чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 20 процентами их обыкновенных акций.
Кроме того, в пунктах 6.2 и 6.5 отчета указано, что компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед" принадлежит 34,05% акций ОАО "Химпром", тогда как фактически этой компании принадлежит 38,48%, и эти сведения имелись у Общества.
Определением от 28.09.2009 № 32-09-4631/оп-отк Отделение отказало в возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ОАО "Химпром" состава административного правонарушения (т. 1, л.д. 124-125).
Это определение обжаловано А. в Федеральную службу по финансовым рынкам.
Решением Службы от 06.11.2009 № 09-69/рн определение Регионального отделения отменено. Служба пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "Химпром" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Не согласившись с решением Службы, ОАО "Химпром" оспорило его в судебном порядке.
Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5.1 Положения ОАО "Химпром" обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
В пункте 5.5 Положения указано, что ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению 10 к Положению.
Согласно Приложению 10 к Положению в разделе VI ежеквартального отчета отражаются сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность.
Пунктом 6.2 Приложения 10 установлено, что если в состав акционеров (участников) эмитента входят лица, владеющие не менее чем 5 процентами его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 5 процентами обыкновенных акций эмитента, то по каждому из таких лиц указываются:
полное и сокращенное фирменные наименования (для юридических лиц - коммерческих организаций), наименование (для юридических лиц - некоммерческих организаций), фамилия, имя, отчество (для физических лиц), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
место нахождения (для юридических лиц);
размер доли участника (акционера) эмитента в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента, а также доли принадлежащих ему обыкновенных акций эмитента.
В случае если акции эмитента, составляющие не менее чем 5 процентов уставного капитала или не менее чем 5 процентов обыкновенных акций, зарегистрированы в реестре акционеров эмитента на имя номинального держателя, указывается на это обстоятельство. По каждому из таких номинальных держателей указываются:

полное и сокращенное фирменные наименования (для юридических лиц - коммерческих организаций), наименование (для юридических лиц - некоммерческих организаций) номинального держателя;
место нахождения;
контактный телефон и факс, адрес электронной почты;
номер, дата выдачи и срок действия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, наименование органа, выдавшего такую лицензию;
количество обыкновенных акций эмитента, зарегистрированных в реестре акционеров эмитента на имя номинального держателя.
Таким образом, Положением установлено, что если в состав акционеров общества входят акционеры, владеющие не менее чем 5 процентами обыкновенных акций эмитента, и эти акции зарегистрированы за самим акционером, то в ежеквартальном отчете раскрывается информация о таком акционере. Если акции эмитента, составляющие не менее чем 5 процентов обыкновенных акций, зарегистрированы на имя номинального держателя, в отчете указывается на это обстоятельство, и раскрывается информация о номинальном держателе.
Поскольку акции ОАО "Химпром", принадлежащие компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед", зарегистрированы имя номинальных держателей - ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания" и ООО "Центральный Московский Депозитарий", Общество обязано указать в отчете сведения об этих номинальных держателях.
Наименования и адреса номинальных держателей в отчете за 1 квартал 2009 года Общество указало. Отчет размещен на сайте ОАО "Химпром" по адресу: http://www.himprom.com/about/corp.php.
Между тем, в отчете за 1 квартал 2009 года Общество указало информацию не только о номинальных держателях, но и об акционерах, владеющих не менее 5% акций ОАО "Химпром". В частности, в отчете отражено, что компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед" принадлежит 34,05% акций ОАО "Химпром" (доля в уставном капитале ОАО "Химпром" - 25,78%).
Однако из имеющихся в материалах дела документов следует, что фактически компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед" по состоянию на дату размещения отчета за 1 квартал 2009 года принадлежала доля в размере 38,48% акций ОАО "Химпром" (доля в уставном капитале - 29,10%).
Это обстоятельство Обществом не отрицается.
Таким образом, в отчете за 1 квартал 2009 года Обществом отражены недостоверные сведения о доле акций эмитента, принадлежащих компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед".
Несмотря на то, что акции ОАО "Химпром", принадлежащие компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед", зарегистрированы на имя номинальных держателей, Общество отразило информацию как о номинальных держателях, так и о самом акционере. Поскольку информация об акционере не соответствует действительности, отчет за 1 квартал 2009 года содержит недостоверную информацию, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Согласно пункту 6.5 Приложения 10 к Положению в ежеквартальном отчете указываются составы акционеров (участников) эмитента, владевших не менее чем 5 процентами уставного (складочного) капитала эмитента, а для эмитентов, являющихся акционерными обществами, - также не менее 5 процентами обыкновенных акций эмитента, определенные на дату списка лиц, имевших право на участие в каждом общем собрании акционеров (участников) эмитента, проведенном за 5 последних завершенных финансовых лет, предшествующих дате окончания отчетного квартала, или за каждый завершенный финансовый год, предшествующий дате окончания отчетного квартала, если эмитент осуществляет свою деятельность менее 5 лет, а также за последний квартал по данным списка лиц, имевших право на участие в каждом из таких собраний.
В отношении каждого такого состава акционеров (участников) эмитента указывается дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (участников) эмитента.
По каждому участнику (акционеру) эмитента, владевшему не менее чем 5 процентами его уставного (складочного) капитала (паевого фонда), а для эмитентов, являющихся акционерными обществами, - также не менее чем 5 процентами обыкновенных акций эмитента, указываются:
полное и сокращенное фирменные наименования (для некоммерческой организации - наименование) юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица;
доля лица в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента, а для эмитента, являющегося акционерным обществом, - также доля принадлежавших указанному лицу обыкновенных акций эмитента.
Поскольку компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед" принадлежит более 5 процентов акций ОАО "Химпром", в ежеквартальных отчетах должна отражаться информация о доле принадлежащих этой компании акций Общества.
В пункте 6.5 отчета за 1 квартал 2009 года Общество указало, что компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед" принадлежит 34,05% акций ОАО "Химпром" (доля в уставном капитале ОАО "Химпром" - 25,78%).
Отраженные в отчете сведения о количестве акций, принадлежащих компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед", не соответствовали действительному количеству.
Общество указывает, что в соответствии с пунктом 6.5 Приложения 10 к Положению оно может определить сведения об акционерах только по данным списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Из других источников эмитент эти сведения получать не обязан. Поскольку в списках лиц, имеющих право на участие в собраниях акционеров ОАО "Химпром", имелись две записи о компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед", и эти записи отличались, Общество было вправе считать эти записи как записи о двух разных компаниях.
Между тем, в материалах дела имеются списки лиц, имеющих право на участие в общих собраниях акционеров ОАО "Химпром", по состоянию на 08.05.2008, 03.06.2008 (т. 2, л.д. 137-152).
Так, в списке по состоянию на 08.05.2008 под порядковым номером 53 у номинального держателя ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания" значится компания Эллинбей Консалтанс Лимитед, свидетельство о регистрации № 193366 02.03.2007, Регистратор компаний Республики Кипр, место нахождения - P.C. 6018, Larnaka, № aousis, 1, KARAPATAKIS BUILDI№ G, почтовый адрес: 115093, РФ, Москва, ул. Щипок, д. 18, стр. 2. Число принадлежащих компании акций - 234 540 521 (т. 2, л.д. 149).
Под порядковым номером 1 у номинального держателя ООО "Центральный Московский Депозитарий" значится компания ELLI№ BAY CO№ SULTA№ TS LIMITED (ЭЛЛИНБЕЙ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД), свидетельство о регистрации № 193366 02.03.2007, Регистратор компаний Республики Кипр, место нахождения - № aousis, 1, KARAPATAKIS BUILDI№ G, P.C. 6018, Larnaka, Cyprus, почтовый адрес: 115093, РФ, Москва, ул. Щипок, д. 18, стр. 2. Число принадлежащих компании акций - 30 529 719.
Аналогичная информация содержится в списке лиц, имеющих право на участие во внеочередном собрании акционеров ОАО "Химпром" по состоянию на 03.06.2008 (т. 2, л.д. 141).
Так как в списках лиц, имеющих право на участие в собраниях акционеров по состоянию на 08.05.2008, 03.06.2008 название компании, номер и дата свидетельства о регистрации, место нахождения в Республике Кипр и почтовый адрес в Российской Федерации, указанные под разными порядковыми номерами, совпадают, ОАО "Химпром" обладало всей необходимой информацией о том, что речь идет об одной и той же компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед".
Указание этой компании под разными порядковыми номерами обусловлено тем, что принадлежащие ей акции ОАО "Химпром" зарегистрированы на имя двух номинальных держателей.
Поскольку у Общества имелась абсолютно достоверная информация о том, что под разными порядковыми номерами в списках отражены сведения об одной и той же компании, эмитент должен был сложить количество акций (234 540 521 + 30 529 719), и в ежеквартальных отчетах отражать долю компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед" в процентом соотношении исходя из полученной суммы (265 070 240 акций, что составляет 38,48% от акций ОАО "Химпром").
В пункте 6.5 отчета за 1 квартал 2009 года Общество отразило недостоверную информацию о доле акций, принадлежащих компании "Эллинбей Консалтанс Лимитед" (34,05%).
Таким образом, вывод ФСФР о том, что в действиях ОАО "Химпром" имеется состав административного правонарушения, обоснован.
Общество полагает, что Служба не имела права рассматривать жалобу А. на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Суд считает этот вывод ошибочным.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса: вынесенное судьей - в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя; вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Региональное отделение провело проверку доводов акционера, рассмотрело по существу заявление А. о наличии в действиях ОАО "Химпром" состава административного правонарушения и вынесло определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
А. посчитал, что это определение незаконно, нарушает его права как акционера и лица, имеющего право на получение достоверной информации об эмитенте, и обжаловал определение в вышестоящий орган.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что положения части 3 статьи 30.1 Кодекса не могут толковаться как исключающие предусмотренное пунктом 3 части 1 этой статьи право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обжаловать в вышестоящий орган постановления, вынесенные в отношении них должностными лицами, по делам об административных правонарушениях.
Из этого следует, что если физическое или юридическое лицо вправе обжаловать определение административного органа об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в суд, то оно может реализовать свое право и путем подачи жалобы в вышестоящий орган.
В данном конкретном случае заявленное требование о признании незаконным определения об отказе в возбуждении административного производства подлежало рассмотрению Службой.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Поскольку решение административного органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, рассматривается судом по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а по данной категории дел государственная пошлина не взимается, заявителю подлежит возврату государственная пошлина в размере <...>, уплаченная поручением от 08.12.2009 № 56873.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Химпром" отказать.
Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Химпром", г. Новочебоксарск Чувашской Республики (ИНН 2124009521, ОГРН 1022100910226), государственную пошлину в размере <...>, уплаченную платежным поручением от 08.12.2009 № 56873.
На решение суда в течение десяти дней с момента его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.06.2010 по делу № А79-3275/2010
<Об удовлетворении заявления о признании недействительным решения Федеральной службы по финансовым рынкам об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru