Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2010 г. по делу № А79-5679/2010

Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 04 октября 2010 года.

Арбитражный суд в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский",
к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики,
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя - В. по доверенности № 01 от 01.03.2010,
от ответчика - Щ. по доверенности № 02 от 11.01.2010,

установил:

сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский" (далее - СХК "Атлашевский" или заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившихся в применении 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка при формировании выкупной цены земельных участков общей площадью 144,7730 га (участок № 1 площадью 136,8305 га с кадастровым номером 21:21:065201:165, участок № 2 площадью 7,9425 га с кадастровым номером 21:21:065201:164), обязании администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики предоставить испрашиваемые земельные участки в собственность (за плату), исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости.
Заявление мотивировано тем, что на основании Государственного акта ЧР-21-00-000008 СХК "Атлашевский" на праве пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования принадлежат земельные участки общей площадью 144,7730 га (участок № 1 площадью 136,8305 га с кадастровым номером 21:21:065201:165, участок № 2 площадью 7,9425 га с кадастровым номером 21:21:065201:164), предоставленные заявителю для ведения сельскохозяйственного производства.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
16 февраля 2009 года (вх. № 919 от 17.02.2009) СХК "Атлашевский" обратился в администрацию Чебоксарского района ЧР с заявлением о предоставлении в собственность (за плату) указанных земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 постановления главы Чебоксарского района ЧР от 22.05.2009 № 579 в адрес заявителя через год был направлен проект договора купли-продажи земельных участков от 26.03.2010 № 55 с приложением расчета выкупаемой цены из расчета 20 процентов от кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно постановлению Кабинета Министров ЧР от 26.10.2007 № 269 "О размерах платы за землю" при приобретении в собственность до 01.01.2010 земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается цена таких земельных участков в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель СХК "Атлашевский" в судебном заседании 20.09.2010 просил суд признать незаконными действия администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившихся в применении 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка при формировании выкупной цены земельных участков общей площадью 144,7730 га (участок № 1 площадью 136,8305 га с кадастровым номером 21:21:065201:165, участок № 2 площадью 7,9425 га с кадастровым номером 21:21:065201:164), обязании администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики предоставить испрашиваемые земельные участки в собственность (за плату), исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительным письменным пояснениям к нему от 18.08.2010, указав при этом, что согласно свидетельствам № 007320 от 15.10.2009, № 055159 от 01.12.2009 и № 479835 от 16.10.2008 у СХК "Атлашевский" имеются животноводческие комплексы (фермы) с развитой инфраструктурой.
С учетом норм проектирования "НТП-АПК 1.10.02.001-00 Нормы технологического проектирования свиноводческих ферм крестьянских хозяйств", утвержденные Минсельхозом РФ от 15.09.2000, "НТП 1-99 Нормы технологического проектирования предприятий крупного рогатого скота", утвержденные Минсельхозом РФ от 28.06.1999, "НТП-АПК 1.10.01.001-00 Нормы технологического проектирования ферм крупного рогатого скота крестьянских хозяйств", утвержденные Минсельхозом РФ от 27.07.2000 для обслуживания животноводческих комплексов (ферм) необходимы соответствующие земельные угодья, обеспечивающие хозяйство нормами собственного производства и земельные угодья, предназначены для летнего выпаса (пастбища).
Заявитель считает, что из специфики сельскохозяйственного производства с учетом указанных норм технологического проектирования следует, что земельные угодья, используемые для производства кормов и летнего выпаса (пастбища) могут находиться в составе животноводческих комплексов (ферм), так и находиться на расстоянии от них.
С учетом данных обстоятельств СХК "Атлашевский" указывает, что земельные угодья, в том числе участки № 1 и № 2 предназначены СХК "Атлашевский" для обслуживания (использования) объектов недвижимости, а именно для формирования необходимой кормовой базы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
При этом законодатель не устанавливает различную стоимость для земельных участков, расположенных непосредственно под объектом недвижимости, и земельных участков, необходимых для использования указанных объектов.
С учетом изложенного СХК "Атлашевский" считает, что земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные СХК "Атлашевский" на основании Государственного акта № ЧР-21-00-000008, расположенные под объектами недвижимости и необходимые для их использования, являются единым земельным участком и отчуждаться должны по единой цене, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.12.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Представитель администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в судебном заседании заявленные требования не признала по ранее изложенным доводам и дополнительно пояснила, что согласно пункту 1 постановления главы администрации Чебоксарского района от 14.12.1993 № 504 "О выдаче Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей сельскохозяйственному производственному кооперативу "Атлашевский" за СХПП "Атлашевский" и экспликации земель, входящих в состав государственного акта для ведения сельскохозяйственного производства в бессрочное (постоянное) пользование закреплены 2 256, 56 га земель, в том числе: пашни - 912,14 га, сенокосов - 687, 93 га, пастбищ - 45, 94 га, лесов и кустарников - 146, 15 га, других земель - 464, 40 га.
Согласно справке отдела сельского хозяйства администрации Чебоксарского района Чувашской Республики № 59 от 26.08.2010 спорные земельные участки относятся к пашне, используемые под посев зерновых культур, на которых отсутствуют объекты недвижимости, что не оспаривается заявителем.
При подаче заявления в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики СХК "Атлашевский" не представил документов, подтверждающих наличие объектов недвижимости на спорных земельных участках, следовательно, СХК "Атлашевский" не имеет право на приобретение земельного участка по цене, определенной пунктом 1 постановления Кабинета Министров ЧР от 26.10.2007 № 269 "О размерах платы за землю".
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики считает, что применение выкупной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости для СХК "Атлашевский" было бы возможно в случае постановки на кадастровый учет и выкупа земельного участка площадью 2 256,56 га, предоставленного постановлением главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 15.12.1993 № 504. В этом случае администрация действительно не вправе требовать разделения земельного участка на отдельные участки с различными видами использования.
Однако земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:065201:165 и 21:21:065201:164 поставлены на кадастровый учет как самостоятельные земельные участки самим СХК "Атлашевский" и предметом рассмотрения является выкупная цена только данных земельных участков как самостоятельных объектов земельных отношений.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 17 часов 00 минут 20.09.2010 до 16 часов 30 минут 27.09.2010.
Представитель СХК "Атлашевский" в судебном заседании 27.09.2010 заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просил суд признать незаконными действия администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившихся в применении 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка при формировании выкупной цены земельных участков общей площадью 144,7730 га (участок № 1 площадью 136,8305 га с кадастровым номером 21:21:065201:165, участок № 2 площадью 7,9425 га с кадастровым номером 21:21:065201:164), в проекте договора № 55 от 26.03.2010 и обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики предоставить испрашиваемые земельные участки в собственность (за плату), исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает уточнения к заявленным требованиям.
Представитель СХК "Атлашевский" в судебном заседании 27.09.2010 поддержал заявленные требования в уточненном виде и при этом пояснил, что земли бессрочного (постоянного) пользования, закрепленные государственным актом № ЧР-21-00-000008, представляют собой многоконтурный земельный участок, то есть совокупность обособленных, не имеющих общих границ частей земельной поверхности, отнесенных к одному целевому назначению (единое землепользование).
В соответствие с кадастровым паспортом земельного участка от 19.05.2010 № 2121/302/10-07425 многоконтурному земельному участку присвоен кадастровый номер 21:21:0:125, определена кадастровая стоимость в сумме 31 673 076 руб. 16 коп.
Заявитель считает, что поскольку на многоконтурном земельном участке СХК "Атлашевский" находятся здания, строения и сооружения, то на него не распространяется действие Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Закона Чувашской Республики от 01.06.2004 № 11 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в Чувашской Республике".
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена земельного участка должна устанавливаться в пределах двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Проект договора купли-продажи земельных участков № 55 от 26.03.2010 и приложение к нему (расчет) заявителем было получено 13.04.2010 согласно расписке (л.д. 56). СХК "Атлашевский" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 21.06.2010.
Представитель администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в судебном заседании 27.09.2010 просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме и при этом пояснила, что на испрашиваемых земельных участках объекты недвижимости не располагаются, следовательно, права на данные земельные участки не могут перейти новому собственнику при отчуждении здания, расположенного на другом земельном участке. Спорные земельные участки при продаже вышеуказанного объекта недвижимости не могут входить в состав продаваемых земельных участков, поскольку преимущественное право на выкуп земельного участка сельскохозяйственного назначения, не занятого объектами недвижимости, принадлежит субъекту Российской Федерации либо муниципальному образованию (Часть 1 статьи 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно Государственному акту № ЧР-21-00-000008 в соответствии с постановлением главы администрации Чебоксарского района № 504 от 14.12.1993 СХК "Атлашевский" для ведения сельскохозяйственного производства было выделено 5171,55 га земель, в том числе в коллективно-долевую собственность 2914,99 га, в бессрочное (постоянное) пользование 2256,56 га.
Из состава земель, выделенных СХК "Атлашевский" в бессрочное (постоянное) пользование площадью 2256,56 га, заявитель 23.12.2008 поставил на кадастровый учет спорные земельные участки (участок площадью 7,9425 га с кадастровым номером 21:21:065201:164 и участок площадью 136,8305 га с кадастровым номером 21:21:065201:165), что подтверждается выписками из государственного кадастра недвижимости от 19.02.2010.
С заявлением от 16.02.2009 (вх. № 919 от 17.02.2009) СХК "Атлашевский" обратился в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении указанных земельных участков в собственность (за плату).
Согласно постановлению главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики № 579 от 22.05.2009 решено предоставить указанные земельные участки, расположенные по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, западная часть кадастрового квартала, СХК "Атлашевский" в собственность (за плату), и заключить договор купли-продажи указанных земельных участков.
Составленный администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики проект договора купли-продажи указанных земельных участков № 55 от 26.03.2010 с приложением расчета выкупаемой цены из расчета 20 процентов от кадастровой стоимости земельных участков заявителем был получен 13.04.2010 согласно расписке (л.д. 56).
СХК "Атлашевский", считая незаконными действия администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившихся в применении 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка при формировании выкупной цены земельных участков, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Юридическим основанием переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности или право аренды в силу прямой законодательной оговорки выступают положения статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 1 которой установлено императивное требование к такого рода переоформлению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась.
В пункте 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с частью 4 статьи 6.2 Закона Чувашской Республики от 01.06.2004 № 11 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
По смыслу указанных положений законодательства, а также пункта 1 статьи 422, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации формирование условий о выкупной цене в договоре купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться только в соответствии с требованиями закона.
Согласно пункту 1 постановления главы администрации Чебоксарского района от 14.12.1993 № 504 "О выдаче Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей сельскохозяйственному производственному кооперативу "Атлашевский" за СХК "Атлашевский" и экспликации земель, входящих в состав государственного акта для ведения сельскохозяйственного производства в бессрочное (постоянное) пользование закреплены 2 256, 56 га земель, в том числе: пашни - 912,14 га, сенокосов - 687, 93 га, пастбищ - 45, 94 га, лесов и кустарников - 146, 15 га, других земель - 464, 40 га.
Согласно справке отдела сельского хозяйства администрации Чебоксарского района Чувашской Республики № 59 от 26.08.2010 земельные участки площадью 136,8305 га с кадастровым номером 21:21:065201:165 и площадью 7,9425 га с кадастровым номером 21:21:065201:164 относятся к сельскохозяйственным угодьям - пашне, используются под посев зерновых культур. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Таким образом, поскольку спорные земельные участка относятся к сельскохозяйственным угодьям, администрация правомерно указала в проекте договора купли-продажи указанных земельных участков выкупаемую цену из расчета 20 процентов от кадастровой стоимости земельных участков.
Заявитель в обоснование своего довода об установлении выкупной цены в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка ссылается на пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 № 269 "О размерах платы за землю", а также представил документы, подтверждающие регистрацию права собственности СХК "Атлашевский" на объекты недвижимости (свинарник, коровники), расположенных на иных земельных участках в границах земель, закрепленных за заявителем в бессрочное (постоянное) пользование согласно государственному акту № ЧР-21-00-000008.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 № 269 "О размерах платы за землю" при приобретении в собственность до 1 января 2012 года земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, устанавливается цена таких земельных участков в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
При подаче заявления от 16.02.2009 СХК "Атлашевский" не представил документы, подтверждающие наличие объектов недвижимости на земельных участках с кадастровыми номерами 21:21:065201:164, 21:21:065201:165. Как следует из материалов дела и не отрицается заявителем, на указанных земельных участках объекты недвижимости отсутствуют.
Следовательно, ссылка заявителя на установление выкупной цены в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка является несостоятельной, поскольку данный размер выкупной цены устанавливается при приобретении в собственность до 1 января 2012 года земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности
Ни Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ни Закон Чувашской Республики от 01.06.2004 № 11 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике" не содержат положений, устанавливающих запрет на приобретение в собственность земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, если в его состав кроме сельскохозяйственных угодий входят земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель, и т.д. Указанные законы также не содержат положений, устанавливающих необходимость разделения земельного участка, отнесенного целиком к категории земель сельскохозяйственного назначения, в случае его приобретения в собственность на сельскохозяйственные и другие виды угодий и определения различной выкупной цены.
Представитель администрации в ходе судебного разбирательства пояснила, что в случае постановки на кадастровый учет и выкупа земельного участка площадью 2 256,56 га, предоставленного постановлением главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 15.12.1993 № 504, администрация не вправе требовать разделения земельного участка на отдельные участки с различными видами использования.
Однако в данном случае земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:065201:165 и 21:21:065201:164 поставлены на кадастровый учет как самостоятельные земельные участки самим СХК "Атлашевский" и предметом рассмотрения является выкупная цена только данных земельных участков как самостоятельных объектов земельных отношений.
Расположение на иных земельных участках в границах земель, закрепленных за заявителем в бессрочное (постоянное) пользование согласно государственному акту № ЧР-21-00-000008, объектов недвижимости (свинарник, коровники) не означает, что земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:065201:165 и 21:21:065201:164, на которых отсутствуют объекты недвижимости, должны выкупаться по цене, предусмотренной пунктом 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2007 № 269 "О размерах платы за землю" в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Утверждение заявителя об ином со ссылкой на нормы технологического проектирования животноводческих ферм, пункт 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках" является необоснованным. Данные доводы СХК "Атлашевский" основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, в удовлетворении заявления СХК "Атлашевский" следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский", Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Н.Атлашево, ул. Промышленная, 9, о признании незаконными действий администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Кугеси, ул. Шоссейная, д. 15, выразившихся в применении 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка при формировании выкупной цены земельных участков общей площадью 144,7730 га (участок № 1 площадью 136,8305 га с кадастровым номером 21:21:065201:165, участок № 2 площадью 7,9425 га с кадастровым номером 21:21:065201:164), в проекте договора № 55 от 26.03.2010 и обязании администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики предоставить испрашиваемые земельные участки в собственность (за плату), исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.10.2010 по делу № А79-5679/2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными действий администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившихся в применении 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка при формировании выкупной цены земельных участков>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru