Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2010 г. по делу № А79-8386/2010

Арбитражный суд Чувашской Республики под председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Контейнерстрой" (г. Чебоксары, Лапсарский проезд, дом 33 "А") к Территориальному управлению Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике (г. Чебоксары, пл. Республики, дом 2) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 05.08.2010 № 97-10/117П,
при участии: представителя заявителя - И., по доверенности от 30.08.2010, представителя Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике - начальника отдела С., по доверенности от 14.01.2010 № 3,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Контейнерстрой" (далее - ООО "Контейнерстрой", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике (далее - Территориальное управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.08.2010 № 97-10/117П о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано тем, что в ходе проверки административным органом выявлено нарушение срока предоставления справки о подтверждающих документах по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) № 10406030/030909/0002298. Фактически справка представлена заявителем в банк 21.09.2009, тогда как предельным сроком представления такой справки является 18.09.2009.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" ООО "Контейнерстрой" просит признать правонарушение малозначительным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ. Указывает, что срок несвоевременного представления документов является незначительным. Так, 18.09.2009 является пятницей, а 21.09.2009 - понедельником. Согласно акту проверки от 30.06.2010 общество своевременно представляло иные необходимые документы по контракту. Полагает, что это свидетельствует о добросовестности заявителя и отсутствии намерений уклониться от процедур валютного контроля. К тому же правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило какого-либо ущерба. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется. ООО "Контейнерстрой" впервые привлекается к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал и привел доводы, изложенные в заявлении.
Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике отзывом от 14.09.2010 № 03-11/122/1022/1840 и его представитель в судебном заседании заявленные требования не признают. Считают, что обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований валютного законодательства, при этом какие-либо неустранимые препятствия для их надлежащего исполнения отсутствовали, и при проявлении достаточной степени заботливости и осмотрительности у ООО "Контейнерстрой" имелась реальная возможность соблюдения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Следовательно, выявленное в ходе проверки правонарушение произошло по вине общества.
Указывают, что Территориальным управлением назначено административное наказание с учетом характера совершенного ООО "Контейнерстрой" административного правонарушения.
Доводы заявителя о незначительном пропуске срока несвоевременного представления в банк справки считают несостоятельными, поскольку с даты выпуска товара по ГТД № 10406030/030909/0002298, то есть с 03.09.2009, у общества были 15 календарных дней для представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк. Данный срок предусмотрен актом органа валютного регулирования как достаточный для надлежащего исполнения возложенной на резидента обязанности.
Кроме этого, в отношении ООО "Контейнерстрой" 05.08.2010 и 07.09.2010 вынесены еще два постановления № № 97-09/118П, 97-10/138П о привлечении его к административной ответственности за нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. По делу № 97-10/138П справка о подтверждающих документах обществом в уполномоченный банк вообще не представлена.
Полагают, что признание настоящего правонарушения малозначительным и соответственно освобождение общества от административной ответственности не приведет к обеспечению определенных статьями 1.2 и 3.1 КоАП РФ целей административной ответственности в правовом государстве.
Выслушав объяснения участников процесса, проанализировав письменные доказательства, в том числе административный материал в отношении ООО "Контейнерстрой", суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, определением Чувашской таможни Федеральной таможенной службы от 30.06.2010 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно данному определению в ходе проверки соблюдения ООО "Контейнерстрой" актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлено, что обществом не соблюдены установленные сроки представления форм учета и отчетности по валютным операциям - справки о подтверждающих документах по ГТД № 10406030/030909/0002298 по контракту № KSS/PROC/SPARES/2009/00312 от 17.06.2009.
По результатам проверки Чувашской таможней составлены акт проверки № 10406000/300610/0000048 от 30.06.2010 и протокол об административном правонарушении от 26.07.2010 № 10406000-65/2010, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации. О времени и месте составления протокола заявитель был надлежащим образом уведомлен письмом от 16.07.2010 № 20-65/4971, которое им было получено 19.07.2010 согласно уведомлению о вручении (л.д. 100).
Учитывая, что в соответствии со статьей 23.60 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса, отнесено к компетенции органов валютного контроля, дело об административном правонарушении № 10406000-65/2010 было передано в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике.
По результатам рассмотрения дела руководителем Территориального управления 05.08.2010 вынесено постановление № 97-10/117П, которым ООО "Контейнерстрой" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП в виде штрафа в размере 40 000 руб. О времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении общество было надлежаще уведомлено письмом от 27.07.2010 № 03-11/122/834/1535, которое им получено 30.07.2010 согласно уведомлению о вручении, а также телефонограммой от 04.08.2010 (л.д. 127, 128).
При этом до рассмотрения дела об административном правонарушении от ООО "Контейнерстрой" в Территориальное управление поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с выездом директора общества в командировку. В удовлетворении данного ходатайства обществу было отказано, поскольку последнее имело возможность направить на рассмотрение дела своего представителя, в деле об административном правонарушении достаточно материалов для рассмотрения дела по существу.
Суд находит, что административным органом не было допущено нарушений норм процессуального законодательства при проведении проверки, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления.
Не согласившись с постановлением Территориального управления № 97-10/118П от 05.08.2010, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, между ООО "Контейнерстрой" (поставщик) и АО НГСК "КазСтройСервис", Республика Казахстан (покупатель) заключен контракт № KSS/PROC/SPARES/2009/00312 на поставку запасных частей для двигателей. Общая сумма контракта составляет 485 071 руб. 40 коп.
По данному контракту обществом 07.07.2009 оформлен паспорт сделки № 09060001/3279/0035/1/0 в филиале НБ ТРАСТ (ОАО) в г. Чебоксары.
Во исполнение контракта ООО "Контейнерстрой" отгрузило в адрес нерезидента по ГТД № 10406030/030909/0002298 продукцию на сумму 44 843 руб. 40 коп.
Выпуск товара по указанной выше ГТД осуществлен 03.09.2009, что подтверждается отметками Чувашской таможни на ГТД.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 данного Закона.
Исходя из части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Пунктом 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" предусматривается, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Пункт 2.2 Положения предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки об этих документах.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание), которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
Таким образом, после введения в действие Указания (с 27.01.2008) справка о подтверждающих документах относится к формам учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
В соответствии с пунктом 2.4 указанного Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П (в редакции Указания Центрального банка Российской Федерации от 26.09.2008 № 2080-У) срок для представления в банк паспорта сделки подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах составляет 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Общество в нарушение указанных норм права при сроке представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах по ГТД № 10406030/030909/0002298 на сумму 44 843 руб. 40 коп. - 18.09.2009, представило указанную справку в уполномоченный банк только 21.09.2009, то есть с просрочкой на 3 календарных дня. Данное обстоятельство ООО "Контейнерстрой" не оспаривается.
Как предусмотрено статьей 25 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несоблюдение порядка и сроков представления в уполномоченный банк справок и иных документов, которые утверждены Центральным банком Российской Федерации в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вывод Территориального управления о доказанности наличия в действиях ООО "Контейнерстрой" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является обоснованным.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 17 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Согласно пункту 18 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд считает, что вменяемое обществу правонарушение при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе оно не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, поскольку общество самостоятельно представило 21.09.2009 в течение отчетного периода в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, то есть на третий день после истечения установленного срока. Указанный срок является незначительным, в связи с чем следует признать совершенное обществом правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности.
Доводы представителя ответчика о невозможности применения к спорным правоотношениям положения статьи 2.9 КоАП Российской Федерации, суд считает не убедительными в силу следующего.
Назначение обществу в данном деле административного наказания не приведет к обеспечению целей административной ответственности в правовом государстве, установленным статьями 1.2 и 3.1 КоАП Российской Федерации.
Исходя из смысла административного законодательства, административное наказание не должно носить карательный характер, обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей принципам и целям административного наказания.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что устное замечание, выносимое в связи с признанием правонарушения малозначительным, в данном конкретном случае является достаточной мерой, направленной на разъяснение обществу противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем.
С учетом изложенного, суд считает возможным освободить ООО "Континентстрой" от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике г. Чебоксары от 05.08.2010 № 97-10/117П о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Контейнерстрой" г. Чебоксары к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.10.2010 по делу № А79-8386/2010
<Об удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru