Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2010 г. по делу № А11-1189/2010

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 07 мая 2010 года.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Е.В. Ушаковой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Ушаковой,
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Магнетон", г. Владимир, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир, и обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка и направить проект договора купли-продажи,
заинтересованное лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Магнетон": Парамоновой Натальи Борисовны, по доверенности от 26.05.2009 № 76 юр/10 (сроком действия на 1 год);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области: Костровой Елены Константиновны, по доверенности от 11.01.2010 № 2 (сроком действия до 31.12.2010),
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - представитель не явился, надлежаще извещен (уведомление № 00073),

установил:

открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Магнетон" (далее - заявитель, Общество, ОАО "НПО "Магнетон") в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением (с учетом уточнения от 12.04.2010) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (далее - Управление, заинтересованное лицо). По мнению заявителя, названное бездействие заинтересованного лица выразилось в непринятии решения по заявке Общества от 05.03.2009 и его письму от 14.01.2010 о выкупе находящегося в федеральной собственности земельного участка общей площадью 104 840 кв. м, с кадастровым номером 33:22:24191:65, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Куйбышева, д. 26. Также Общество обратилось с требованием об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, а именно: обязании Управления принять решение о предоставлении Обществу в собственность за плату вышеуказанный земельный участок по цене продажи в размере двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 6 351 705 руб. 19 коп. и обязании Управления подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка.
Одновременно Общество просило взыскать с Управления расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на нарушение заинтересованным лицом установленного частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации месячного срока на принятие решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность. К представленной в Управление заявке на выкуп земельного участка Обществом был приложен необходимый пакет документов в соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 370 от 30.10.2007, в том числе свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеназванный земельный участок, которое было направлено ОАО "НПО "Магнетон" в Управление письмом от 14.01.2010 № 06/юр-10 во исполнение просьбы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выраженной в письме последнего № 10/1291 от 27.10.2009. Истребование Федеральным агентством по управлению государственным имуществом дополнительных документов по истечении месячного срока, установленного законом для принятия решения по заявке Общества, не соответствует, по мнению заявителя, части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в отзыве от 15.03.2010 № 1644-06 и в судебных заседаниях указало на несостоятельность доводов заявителя. При этом Управление пояснило, что, согласно пункту 4.8 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков только по поручению Федерального агентства. Как полагает заинтересованное лицо, принятие Управлением решения о предоставлении ОАО "НПО "Магнетон" земельного участка по договору купли-продажи напрямую зависит от наличия волеизъявления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в отсутствие поручения которого Управление не полномочно заключать договор купли-продажи земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо сообщило, что заявка Общества на приватизацию спорного земельного участка с приложенными к ней документами была направлена Управлением в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 23.07.2009 (письмо № 4557-05).
Вышестоящий орган, рассмотрев представленные документы, возвратил материалы по приватизации земельного участка на доработку, о чем Обществу было сообщено письмом от 13.11.2009 № 8470-05. Таким образом, по мнению Управления, ему не было дано поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом на осуществление продажи земельного участка.
Кроме того, Управление указало, что на момент подачи заявки - 05.03.2009 - право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не было зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке, а представленный заявителем пакет документов не соответствовал пункту 5 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370.
Также заинтересованное лицо обратило внимание суда на пропуск заявителем трехмесячного срока на обращение с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица определением суда от 16.04.2010, отзыв на заявление не представило, участие своего полномочного представителя в заседание суда не обеспечило.
Рассмотрев материалы дела и заслушав участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.
30.11.2005 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области (арендодателем) и ОАО "НПО "Магнетон" (арендатором) заключен договор аренды № 303-ф находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 33:22:24 191:0048 общей площадью 110 810 кв. м, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Куйбышева, д. 26.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области от 21.10.2008 № 818 "Об утверждении проекта территориального землеустройства находящегося в федеральной собственности земельного участка" указанный земельный участок был разделен; сформировано два земельных участка, прошедших постановку на кадастровый учет (кадастровые номера земельных участков 33:22:24191:65 и 33:22:24191:66).
Общество является собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке по адресу: город Владимир, ул. Куйбышева, д. 26 (кадастровый номер 33:22:24191:65), общей площадью 104 840 кв. м, а именно: здания пожарного депо (свидетельство № 352874 от 27.09.2004); здания главного корпуса (свидетельство № 152397 от 26.02.2004); блока канализационных и очистных сооружений (свидетельство № 352880 от 27.09.2004); помещения для стоянки автомашин (свидетельство № 352877 от 27.09.2004); нежилых помещений (свидетельство № 349399 от 28.05.2004); здания охранного поста (свидетельство № 352876 от 27.09.2004); здания газораспределительного пункта (свидетельство № 352879 от 27.09.2004); блока насосной станции оборотного водоснабжения с компрессорной РУ (свидетельство № 352871 от 27.09.2004); здания котельной (свидетельство № 352873 от 27.09.2004); здания подстанции 110810 кв "Магнит" (свидетельство № 352872 от 27.09.2004); склада масел и химматериалов (свидетельство № 352878 от 27.09.2004).
Общество 05.03.2009 обратилось в Территориальное управление с заявлением (исходящий номер 34юр/10) о предоставлении в собственность указанного земельного участка, приложив к заявке следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 33:22:24191:48 серии 33 АК № 056351 от 22.03.2006; договор аренды данного земельного участка № 303-ф от 30.11.2005; распоряжение Управления от 21.10.2008 № 818; кадастровый план испрашиваемого земельного участка (кадастровый номер 33:22:24191:65); свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО "НПО "Магнетон" на объекты недвижимости, находящиеся на спорном земельном участке; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на вышеназванные объекты недвижимого имущества; кадастровые паспорта на данные объекты недвижимости; план приватизации научно-производственного объединения "Магнетон"; правоустанавливающие документы Общества; справку об отсутствии обременений правами третьих лиц от 15.12.2008 № 123юр/10.
Заявка Общества и приложенные к ней документы были направлены Управлением в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом для рассмотрения и принятия последним соответствующего решения письмом от 23.07.2009, исх. № 4557-05, то есть по истечении четырех месяцев с момента подачи заявления ОАО "НПО "Магнетон" о приватизации спорного земельного участка.
Поскольку до настоящего времени решение о предоставлении Обществу в собственность земельного участка не принято, проект договора купли-продажи не направлен, ОАО "НПО "Магнетон" 19.02.2010 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы и доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявленных требований исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 № 367-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В то же время Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса. Следовательно, право установления причин пропуска срока для обращения в суд и оценки их уважительности принадлежит суду.
Как следует из материалов дела, с заявкой о приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 33:22:24191:65, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Куйбышева, д. 26, Общество обратилось 05.03.2010. Заявка и приложенные к ней документы получены Управлением 05.03.2010 (согласно штампу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, вх. № 2136).
В силу части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти в месячный срок со дня поступления заявления на выкуп земельного участка обязан принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и в месячный срок с даты принятия такого решения произвести подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, а также направить его заявителю с предложением о его заключении.
Следовательно, Управление обязано было принять решение о предоставлении Обществу земельного участка на праве собственности в срок до 06.04.2009 и направить ему проект договора купли-продажи земельного участка в срок не позднее 07.05.2009.
Исходя из смысла вышеуказанных правовых норм, об оспариваемом бездействии Обществу стало известно с 06.04.2009, именно с этого момента начинается исчисление предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обжалование в судебном порядке соответствующего бездействия органа государственной власти.
О том, что Обществу стало известно об оспариваемом бездействии Управления в апреле 2009 года, также дополнительно свидетельствуют следующие обстоятельства.
Письмом от 14.04.2009 № 62 юр/10 Общество обратилось в адрес Управления с просьбой сообщить о стадии рассмотрения заявки от 05.03.2009 и принятом по данной заявке решении.
Не получив на вышеуказанное обращение ответа, Общество письмом от 21.07.2009 № 122 юр/10 повторно обратилось в Управление (получено последним 22.07.2009) с аналогичной просьбой.
Из текста данного письма также следует, что Обществу по состоянию на 29.06.2009 было известно, что представленные в Управление документы на выкуп земельного участка не отправлены последним на согласование в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Письмом от 27.07.2009 № 4627-05 Управление сообщило Обществу, что комплект документов в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:22:2491:65 направлен в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом 23.07.2009 для принятия соответствующего решения.
Поскольку мотивированного ответа по данному вопросу в адрес Общества не поступило, последнее письмом от 21.10.2009 № 159 юр/10 вновь обратилось в Управление по Владимирской области с просьбой сообщить о принятом решении по результатам рассмотрения заявки о выкупе земельного участка.
Наряду с этим, 22.10.2009 ОАО "НПО "Магнетон" в порядке статей 12, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области о понуждении ответчика заключить с Обществом договор купли-продажи земельного участка (кадастровый номер 33:22:24191:65), расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Куйбышева, д. 26, в срок до 01.01.2010 (дело № А11-14156/2009), тем самым, реализовав один из способов защиты своего права.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Обществу было известно об оспариваемом бездействии Управления, но в установленный законом срок ОАО "НПО "Магнетон" не воспользовалось предоставленным ему статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на своевременное обжалование данного бездействия. С заявлением об оспаривании оспариваемого бездействия Общество обратилось 19 февраля 2010 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
В силу статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропущенный срок подлежит восстановлению арбитражным судом при наличии уважительных причин и соответствующего ходатайства.
В судебном заседании 12.04.2010 Общество обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании бездействия Управления, выразившегося в непринятии решения по заявке Общества от 05.03.2010 в срок, установленный частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 16.04.2010 Обществу было отказано в удовлетворении данного ходатайства ввиду отсутствия уважительных причин пропуска заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя, изложенный в возражениях от 12.04.2010 на отзыв Управления, о том, что срок необходимо исчислять с момента направления в адрес Управления письма Общества от 14.01.2010 № 06 юр/10 (получено заинтересованным лицом 14.01.2010), которым ОАО "НПО "Магнетон" были представлены дополнительные документы в соответствии с запросом Управления от 13.11.2009 № 8470-05, не принимается арбитражным судом во внимание, поскольку данное письмо не может расцениваться в качестве заявления Общества о выкупе земельного участка в рамках части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, направление ОАО "НПО "Магнетон" письма от 14.01.2010 № 06 юр/10 с приложением свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок от 16.12.2009 № 822040 не влияет на сам порядок исчисления срока, установленного Арбитражным процессуальным кодексом, и не изменяет начальную дату его исчисления.
Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 6000 рублей, уплаченная Обществом по платежному поручению от 17.02.2010 № 6374, подлежит возврату последнему в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как уплаченная в большем размере, чем установлено законом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Магнетон" отказать.
2. Возвратить открытому акционерному обществу "Научно-производственное объединение "Магнетон" государственную пошлину в сумме 6000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 17.02.2010 № 6374. Подлинное платежное поручение от 17.02.2010 № 6374 остается в материалах дела.
Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение десяти дней со дня принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
В том же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
Е.В.УШАКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.05.2010 по делу № А11-1189/2010
Пропуск срока на подачу заявления о признании незаконным бездействия государственного органа является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru