Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2010 г. по делу № А33-4109/2010

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 июля 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи О.С. Щелоковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Солгонское"
к государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решения от 22.01.2010 № 1 н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и решения от 11.03.2010 № 1 н/с "О взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке"
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя: Глейм В.В., на основании по доверенности от 19.03.2010 № 15
от ответчика: Шалавина И.Г., на основании доверенности от 28.12.2009 № 142
при ведении протокола судебного заседания судьей О.С. Щелоковой,

установил:

закрытое акционерное общество "Солгонское" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными решения от 22.01.2010 № 1 н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", решения от 11.03.2010 № 1 н/с "О взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке".
Определением от 29.03.2010 заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. Привел доводы, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель Фонда заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы с 17 час. 35 мин. 14.07.2010 до 17 час. 00 мин. 21.07.2010 и с 17 час. 35 мин. 21.07.2010 до 12 час. 00 мин. 26.07.2010. Информация о перерывах размещена на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края.
Дело рассмотрено в порядке статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании решения от 14.12.2009 № 28н/с Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка в отношении закрытого акционерного общества "Солгонское" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов и расходования этих средств за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
В ходе проверки установлено нарушение порядка начисления страховых взносов, а именно: страхователем не были начислены страховые взносы с сумм вознаграждений, выплаченных из фонда нераспределенной прибыли в 2006 - 2008 годах на общую сумму 124 665 426,00 руб.
По результатам проверки Фондом составлен акт документальной выездной проверки от 21.12.2009 № 28н/с. Указанным актом страхователь также извещен о том, что рассмотрение материалов проверки назначено на 26.01.2010.
13.01.2010 страхователем представлены возражения на акт проверки.
Письмом от 13.01.2010 № 05 страхователь обратился в фонд с просьбой перенести дату рассмотрения акта проверки на 14.01.2010.
14 января 2010 года по итогам рассмотрения материалов проверки, возражений страхователя Фондом принято решение от 22.01.2010 № 1н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". На основании решения общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 523 594,79 руб., страхователю предложено в добровольном порядке перечислить недоимку в размере 2 617 973,95 руб. и пени в сумме 481 378,22 руб.
В целях принудительного взыскания сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени и штрафа на общую сумму 2 997 597,00 руб. Государственным учреждением - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 13 вынесено решение от 11.03.2010 № 1н/с "О взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке".
Считая решения Фонда социального страхования нарушающим права и законные интересы страхователя-работодателя, закрытое акционерное общество "Солгонское" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании ненормативных актов государственного органа недействительными.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливают, нарушают ли оспариваемый акт, решений и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли или совершили действие (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительным ненормативного правового акта принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Статьей 4 указанного Федерального закона закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, включающие, в том числе, государственное регулирование системы обязательного социального страхования, обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов, ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования и обеспечение надзора и общественного контроля.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях, регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 17 приведенного Федерального закона страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
При этом, в подпункте 4 пункта 2 статьи 11 Закона № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрена обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Порядок принудительного взыскания страховщиком со страхователя недоимки и пеней установлен статьей 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно пункту 6 указанной статьи взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.
В соответствии с действующим законодательством осуществление контроля страховщиками возможно, в том числе, посредством проведения документальных проверок в отношении страхователей-работодателей, процедура и порядок проведения которых предусмотрены в Методических указаниях "О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятии мер по их результатам", утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 № 82.
Согласно пункту 12 указанных Методических указаниях по результатам проверки организации (обособленного подразделения) либо физического лица составляется акт проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с индексом "н/с".
В соответствии с пунктом 23 Методических указаний страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в вышеуказанный срок передать в отделение (филиал отделения) Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта.
Согласно императивным нормам пункта 25 Методических указаний материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации. При этом о времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования заблаговременно извещает страхователя заблаговременно.
Неявка страхователя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого страхователя будет признано руководителем (заместителем руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда обязательным для рассмотрения этих материалов.
В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол.
В приложении № 10 к Методическим указаниям утверждена форма уведомления страхователя со ссылкой на положения статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения материалов проверки страхователя руководитель отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний либо решение об отказе в привлечении к ответственности.
Соответствующие решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки.
В решении о привлечении к ответственности либо в решении об отказе в привлечении к ответственности указывается срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение в порядке, определенном законодательством.
Решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение (пункт 26 Методических указаний).
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Информационного письма от 20.02.2006 № 105 разъяснил, что установленное в абзаце седьмом пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" правило о привлечении страхователя к ответственности страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному Налоговым кодексом Российской Федерации, для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации, включая и положения, вступившие в силу с 01.01.2006, о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа.
Порядок привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, установленный главами 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, обязателен для органов, осуществляющих производство по делу о выявленном правонарушении.
В соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу пунктов 1, 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Учитывая вышеизложенное, Фонд социального страхования обязан предоставить привлекаемому к ответственности страхователю возможность реализации гарантий защиты, предусмотренных данной статьей Налогового кодекса Российской Федерации. В случае неизвещения Фондом страхователя о факте, месте и времени рассмотрения материалов проверки решение по результатам такого рассмотрения не может быть вынесено в его отсутствие, поскольку это свидетельствует о нарушении предоставленных налогоплательщику Налогового кодекса Российской Федерации гарантий защиты.
Как следует из материалов дела, Филиалом № 13 (Шарыповский) Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена документальная выездная проверка закрытого акционерного общества "Солгонское", о чем составлен акт документальной выездной проверки от 21.12.2009 № 28с/с.
Проведенной проверкой установлено нарушение порядка начисления страховых взносов, а именно: страхователем не были начислены страховые взносы с сумм вознаграждений, выплаченных из фонда нераспределенной прибыли в 2006 - 2008 годах на общую сумму 124 665 426,00 руб.
Из текста акта следует, что рассмотрение материалов проверки назначено на 26.01.2010.
Обществом в Фонд социального страхования были представлены возражения на акт проверки, а также письмо от 13.01.2010 № 05 с просьбой перенести дату рассмотрения акта проверки на 14.01.2010.
14.01.2010 Фондом рассмотрены акт проверки, разногласия к акту и представленные обществом возражения, о чем составлен протокол. Вынесено решение от 22.01.2010 № 1н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Согласно решению общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 523 594,79 руб., также страхователю предложено в добровольном порядке перечислить недоимку в размере 2 617 973,95 руб. и пени в сумме 481 378,22 руб.
Из представленного Фондом в материалы дела протокола рассмотрения материалов проверки от 14.01.2010 следует, что рассмотрение проводилось в присутствии представителей страхователя: директора Мельниченко Б.В. и главного бухгалтера Денего О.В. Однако подписи директора и главного бухгалтера, свидетельствующие об участии указанных лиц в рассмотрении материалов проверки, в протоколе отсутствуют.
В ходе судебного разбирательства заявитель пояснил, что рассмотрение материалов документальной выездной проверки проводилось в отсутствие представителей страхователя.
Доказательств надлежащего извещения страхователя о рассмотрении материалов проверки на 14.01.2010 и обеспечения страхователю возможности участвовать в рассмотрении материалов выездной документальной проверки, по результатам которых принято оспариваемое решение, ответчиком не представлено.
Следовательно, оспариваемое решение вынесено фондом в отсутствие представителей страхователя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
В судебном заседании представитель ответчика указал на отсутствие существенных нарушений, так как перенос даты рассмотрения материалов проверки на 14.01.2010 произведен по просьбе страхователя. Страхователь имел возможность явиться в фонда на рассмотрение материалов проверки в течение всего рабочего дня 14.01.2010, в связи с чем отсутствовала необходимость извещать общество о новой дате рассмотрения материалов проверки.
Суд отклоняет данный довод ответчика, поскольку при изменении даты рассмотрения материалов проверки и возражений страхователя, фонд обязан был уведомить заявителя о дате и времени рассмотрения, обеспечив обществу возможность лично или через представителя участвовать в процессе рассмотрении материалов проверки и возможность представить объяснения. В рассматриваемой ситуации причина изменения даты (волеизъявление страхователя) не освобождают фонд от обязанности по извещению в дате и времени рассмотрения материалов проверки.
Необеспечение страхователю возможности участвовать в рассмотрении материалов документальной проверки до принятия ненормативного акта, завершающего процедуру проверки, свидетельствует о существенных нарушениях прав лица, в отношении которого выносится решение.
При изложенных обстоятельствах, общество было лишено возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки в полном объеме и соответственно давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
Необеспечение страхователю реализации права на участие в рассмотрении материалов проверки свидетельствует о существенных нарушениях прав лица, привлекаемого к ответственности, что является самостоятельным и безусловным основанием для признания решения отделения фонда незаконным.
Незаконность принятия решения о привлечении страхователя к ответственности влечет незаконность всех последующих действий, в том числе по принятию мер по принудительному взысканию. Следовательно, решение от 11.03.2010 № 1 н/с "О взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке" также подлежит признанию недействительным.
С учетом изложенного, требования закрытого акционерного общества "Солгонское" подлежат удовлетворению.
Государственная пошлина.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде государственной пошлины, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
При обращении в арбитражный суд обществом по чекам-ордерам от 24.03.2010, от 26.03.2010 и от 31.03.2010 уплачена государственная пошлина в сумме 6 000 руб. (2 000 руб. за рассмотрение заявления о признании недействительным ненормативного акта налогового органа и 4 000 руб. за рассмотрение двух заявлений о принятии обеспечительных мер).
С учетом удовлетворения заявленных требований, государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Принимая во внимание изменение предмета заявленных требований в ходе судебного разбирательства (увеличение количества оспариваемых ненормативных актов), государственная пошлина в размере 2 000,00 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
После уплаты государственной пошлины в бюджет заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о распределении судебных расходов в порядке установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в случае, когда заявление о принятии обеспечительных мер удовлетворено, и решение по итогам рассмотрения спора по существу принято в пользу истца, суд относит расходы по государственной пошлине за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер на ответчика. Вместе с тем, принятие решения по результатам рассмотрения дела в пользу истца не является основанием для отнесения указанных расходов на ответчика, если в удовлетворении заявления об обеспечении иска было отказано, поскольку в данном случае соответствующее требование о принятии обеспечительных мер истцом было заявлено при отсутствии должных оснований.
Принимая во внимание то, что определениями суда от 29.03.2010 и от 01.04.2010 заявителю было отказано в принятии обеспечительных мер, государственная пошлина в сумме 4 000 руб. не подлежит отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

требования закрытого акционерного общества "Солгонское" удовлетворить.
Признать недействительными решение от 22.01.2010 № 1 н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и решение от 11.03.2010 № 1 н/с "О взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке", как не соответствующие положениям Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Солгонское".
В порядке распределения судебных расходов взыскать с государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу закрытого акционерного общества "Солгонское" 2 000,00 рублей государственной пошлины.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Солгонское" в доход федерального бюджета 2 000,00 рублей государственной пошлины.
Разъяснить заявителю, что вопрос о распределении судебных расходов может быть решен только после обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением, с приложением доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.
Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
О.С.ЩЕЛОКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.10.2010 по делу № А33-4109/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.07.2010 по делу № А33-4109/2010
<Вынесение Фондом социального страхования решения о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию в отсутствие представителя страхователя, надлежащим образом не уведомленного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, является безусловным основанием для признания незаконными данного решения и решения о взыскании недоимки, пени и штрафов по страховым взносам>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru