Вопрос-Ответ. Центр подготовки персонала ФНС РФ
г. Санкт-Петербург
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
На вопросы отвечает
преподаватель Центра подготовки персонала
ФНС России, г. Санкт-Петербург,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса
Морозова Людмила Алексеевна
Вопрос: Сохраняются ли пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в 2011 году для организаций, применяющих УСН?
Ответ: С 1 января 2010 года взаимоотношения налогоплательщиков с государственными внебюджетными фондами регламентируются Законом
от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ) При этом организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования установлены Законом
от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ).
Статьей 57
Закона № 212-ФЗ для плательщиков, применяющих УСН, на 2010 год были установлены пониженные тарифы, в т.ч. по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 14%, в другие фонды - 0%.
В 2011 году тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды установлены в пониженных размерах ст. 58
Закона № 212-ФЗ в редакции изменений, внесенных законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ.
В частности, для плательщиков, применяющих УСН, пониженные тарифы предусмотрены для хозяйственных обществ, созданных после 13.08.2009 бюджетными научными и образовательными учреждениями. При этом данные хозяйственные общества должны осуществлять работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (работ, услуг), в т.ч. изобретательству. Для применения пониженных тарифов данная категория плательщиков должна быть внесена в реестр учета уведомлений об их создании, который передается во внебюджетные фонды уполномоченным органом исполнительной власти. При соблюдении вышеуказанных условий и при применении УСН такие плательщики в 2011 году применяют следующие тарифы по уплате страховых взносов:
в Пенсионный фонд РФ,- 8,0%;
в Фонд социального страхования РФ - 2,0%;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,0%;
в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2,0%.
Из вышеизложенного следует, что пониженные тарифы страховых взносов вправе применять достаточно узкий круг налогоплательщиков. Основная часть плательщиков, применяющих УСН, в 2011 году должна руководствоваться ст. 12
Закона № 212-ФЗ (в редакции законов от 28.09.2010 № 243-ФЗ и от 16.10.2010 № 272-ФЗ), которой установлены на 2011 год следующие тарифы страховых взносов:
в Пенсионный фонд РФ - 26,0%;
в Фонд социального страхования РФ - 2,9%;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1%;
в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2,0%.
При этом согласно п. 2.1 ст. 22
Закона № 167-ФЗ в редакции изменений от 24.07.09 № 213-ФЗ тариф взносов в Пенсионный фонд РФ распределяется для лиц 1967 года рождения и моложе как 20,0% - на финансирование страховой части трудовой пенсии и 6,0% - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Вопрос: Можно ли учесть в расходах информационно-консультационные расходы? Как их правильно оформить?
Ответ: Перечнем расходов, учитываемых при формировании налоговой базы, установленным ст. 346.16 гл. 26.2
НК РФ, расходы по оплате информационно-консультационных услуг не предусмотрены. В то же время в перечне учитываемых расходов указаны расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщиков, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264
НК РФ. Согласно установленному порядку договор налогоплательщика должен быть оформлен с образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию (аккредитацию). При этом законодательство не определяет, в какой форме должна проходить подготовка и переподготовка, следовательно, она возможна в виде курсов различной продолжительности, семинаров, круглых столов и т.д. Следует также учитывать, что в данные расходы не включаются затраты по оплате развлечений, отдыха обучающихся, затраты, связанные с содержанием образовательных учреждений, а также с выполнением для них бесплатных работ (услуг).
Кроме того, следует обратить внимание на то, что данным пунктом (пп. 33 п. 1 ст. 346.16
НК РФ) не предусмотрены расходы, связанные с обучением в рамках получения первого или второго высшего образования.
Вопрос: Организация арендует помещение для своей деятельности у индивидуального предпринимателя. При оплате аренды мы удерживаем НДФЛ 13% и перечисляем его в бюджет. Можно ли учесть перечисленный в бюджет налог в составе расходов, уменьшающих налоговую базу?
Ответ: Согласно п. 5 ст. 346.11 гл. 26.2
НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, предусмотренных НК РФ. При этом ст. 227 гл. 23
НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ, подлежащие уплате в бюджет, следовательно, в данном случае у арендатора не возникает обязанности по исполнению функции налогового агента. Таким образом, основания для уменьшения налоговой базы на сумму НДФЛ, удержанного из арендной платы и перечисленного в бюджет, отсутствуют.
Следует также отметить, что в случае наличия обязанности по исполнению функции налогового агента при арендных отношениях с физическим лицом ст. 226
НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов при их выплате и уплата суммы НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. Следовательно, и в этом случае НДФЛ, удерживаемый из доходов в виде арендной платы, не может включаться в состав расходов при формировании налоговой базы плательщиком, применяющим УСН.
Вопрос: По определению суда уплаченная ранее госпошлина должна быть возвращена на расчетный счет. Получатель применяет УСН. Считать ли возвращенную сумму госпошлины доходом?
Ответ: Порядок начисления и уплаты госпошлины установлен гл. 25.3
НК РФ и согласно ст. 13
НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам.
При рассмотрении вопроса о возвращенных из бюджета сумм излишне уплаченных налогов Минфином России в письме
от 22.06.2009 № 03-11-11/117 (письмо ФНС России от 07.07.2009 № ШС-17-3/130) сделан вывод, что такие суммы не учитываются при формировании налоговой базы в составе доходов.
Вместе с тем в случае если получатель возвращенной госпошлины применяет объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и в период уплаты госпошлины ее сумма была учтена в расходах для целей налогообложения, по факту возврата следует провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором были допущены искажения, а также доплатить налог по налоговому периоду с представлением уточненной декларации (или доплатить авансовый платеж, если искажение налоговой базы относится к какому-либо отчетному периоду).
Вопрос: Можно ли учесть в уменьшение налоговой базы расходы, связанные с вступлением в саморегулируемые организации (далее - СРО)?
Ответ: Перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения при применении УСН, установленный ст. 346.16 гл. 26.2
НК РФ, является исчерпывающим.
Расходы налогоплательщика, обусловленные его вступлением в СРО, в данном перечне не поименованы, следовательно, не могут быть отнесены в уменьшение налоговой базы.
Вопрос: Организация, осуществляя деятельность в сфере оптовой торговли, планирует с 1 января 2011 года вернуться на общий режим налогообложения. Как следует учитывать дебиторскую и кредиторскую задолженность в доходах и расходах?
Ответ: Статьей 346.25 гл. 26.2
НК РФ определены особенности исчисления налоговой базы при переходе организации с УСН на общий режим с использованием метода начислений по налогу на прибыль.
Дебиторская задолженность в составе доходов и кредиторская задолженность в составе расходов по товарам (работам, услугам) признаются для целей налогообложения в месяц перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль, в Вашем случае - в январе 2011 года.
При применении кассового метода по исчислению налога на прибыль законодательством особенности не предусмотрены; следовательно, действуют общие правила учета: доходов - по мере поступления, расходов - по мере уплаты.