Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2010 г. № 9

ОБ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ПО ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
ТУБЕРКУЛЕЗОМ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
И ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ЕЕ СТАБИЛИЗАЦИИ,
В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ СПК
ОТ 28.09.2009 № 6

Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости туберкулезом в Нижегородской области остается напряженной. Вместе с тем, за истекший период 2010 года произошло снижение основных эпидемиологических показателей:
- общей заболеваемости - на 9,3 процента (с 47,0 до 42,7 на 100 тысяч населения),
- заболеваемости детей - на 3,4 процента (с 11,8 до 11,4 на 100 тысяч детей),
- смертности от туберкулеза - на 9,4 процента (с 8,5 до 7,7 на 100 тысяч населения).
Улучшилась возрастная структура заболеваемости детей - в 1,7 раза снизился удельный вес детей раннего возраста (0 - 3 лет) - с 29,4 до 17,6 процента. Пик заболеваемости у детей сместился с раннего возраста на детей старше 7 лет. В целом, уровень и динамика основных эпидпоказателей свидетельствует о тенденции к улучшению ситуации в Нижегородской области. Однако, при этом в 22 районах отмечается рост заболеваемости по сравнению с аналогичным, периодом 2009 года. Наиболее высокие показатели заболеваемости зарегистрированы в Большеболдинском (87 на 100 тысяч населения), Мурашкинском (113,9), Варнавинском (104,5), Тоншаевском (95,3), Ковернинском (82) районах. Несколько ниже уровень заболеваемости в Уренском (77,2), Тонкинском (75,2), Шахунском (71,8), Ветлужском (70,5) районах.
В 12 районах и 2-х крупных городах области (Нижний Новгород, Арзамас) имеет место занижение уровня заболеваемости в 2 - 2,5 раза (18 и 56, соответственно, на 100 тысяч населения), в связи с низким охватом профилактическими флюорографическими осмотрами (32 и 44 процента, соответственно, при контрольном уровне за 9 месяцев 2010 года 1000 обследованных, контрольный уровень - не менее 1 на 1000 обследованных) имеет место в Городецком, Вознесенском, Кулебакском, Навашинском, Семеновском, Шарангском и других районах.
Одной из причин сохранения эпидемиологического неблагополучия по туберкулезу в Нижегородской области является недостаточная работа по раннему и своевременному выявлению туберкулеза.
В соответствии с Федеральным Законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ" (статья 6.1) принятие мер по выявлению и профилактике туберкулеза относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Вместе с тем, органы местного самоуправления большинства районов и городов Нижегородской области не принимают должных мер для организации профилактических осмотров населения на туберкулез, что подтверждается нижеприведенными неудовлетворительными показателями, приводящими к недовыявлению больных туберкулезом и распространению инфекции среди населения, так:
- охват профилактическими осмотрами на туберкулез за 9 месяцев 2010 года составил всего 30,8 процента от численности населения, и находится на уровне аналогичного периода предыдущего года (контрольный уровень - не менее 61 процентов в год, за 9 месяцев - не менее 50). Наиболее низкий уровень в Богородском, Володарском, Выксунском, Краснобаковском, Лукояновском, Тоншаевском районах;
- доля запущенных форм туберкулеза в структуре заболеваемости составила 5,1 процента, что несколько ниже уровня 2009 года (6,2), но выше среднероссийского показателя (2,4);
- показатель выявляемости при профилактических флюорографических осмотрах составил 0,7 на 1000 осмотренных, что на 5,4 процента ниже по сравнению с уровнем 2009 года. Наиболее низкий показатель - в городах Нижнем Новгороде, Арзамасе, Ардатовском, Вачском, Вознесенском, Воскресенском, Дивеевском, Кулебакском, Навашинском, Перевозском, Семеновском, Сосновском, Спасском, Чкаловском, Шарангском районах Нижегородской области;
- охват туберкулинодиагностикой детей в возрасте до 14 лет за 10 месяцев 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, вырос на 9,6 процента. Вместе с тем, увеличилось число отказов родителей от постановки детям реакции Манту, как при оформлении в дошкольные образовательные учреждения, так и среди учащихся школ.
Представители различных министерств и ведомств (прокуратура, служба судебных приставов, органы внутренних дел и другие) не проявляют должной заинтересованности при обращении специалистов противотуберкулезной службы для решения вопросов организации противотуберкулезных мероприятий в части обязательного обследования и лечения больных туберкулезом, умышленно уклоняющихся от обследования и лечения. В ряде районов (Автозаводский, Богородский, Городецкий и другие) ответственность за выполнение решения об обязательном лечении больного возлагается на противотуберкулезное учреждение. Ввиду отказов судебных приставов от принятия участия в исполнении решения суда около 50 процентов больных привлекаются к лечению по решению суда только силами противотуберкулезных учреждений (Автозаводский, Сормовский, Ленинский, Богородский, Балахнинский, Городецкий и другие районы).
В целях выполнения решения санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Нижегородской области от 28.09.2009 № 6 в 2010 году проведены следующие мероприятия:
- в районах области и города Нижнего Новгорода разработаны и утверждены главами местного самоуправления комплексные планы противотуберкулезных мероприятий среди населения;
- вопросы об эпидемической ситуации по туберкулезу и мерах по повышению эффективности противотуберкулезных мероприятий рассмотрены на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий городов и районов области;
- ежеквартально министерством здравоохранения Нижегородской области проводится мониторинг основных показателей противотуберкулезной работы. Информация направляется в адрес руководителей ЛПУ;
- информация об эпидситуации по туберкулезу и состоянии противотуберкулезной работы по итогам 2009 года в Нижегородской области была доложена на совещаниях руководителей ЛПУ;
- министерством здравоохранения Нижегородской - области совместно с министерством образования Нижегородской области проведено совещание по вопросу профилактики туберкулеза среди детей, посещающих организованные коллективы. Результатом совещания явилось открытие санаторной группы для детей с повышенным риском заболевания туберкулезом в одном из детских комбинатов Автозаводского района. Вместе с тем, вопрос открытия аналогичной группы в Приокском районе остался нерешенным: в районе, по-прежнему, нет ни одной санаторной группы для оздоровления детей;
- силами ГУЗ "Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер" и ООО "И - ТЕРРА" (город Дзержинск) разработана компьютерная программа "Электронная флюоротека", которая в настоящее время устанавливается для тестовой эксплуатации в МУЗ "Больница № 2" города Дзержинска;
- специалистами ГУЗ "Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер" за календарный год проведено 20 выездных мониторинговых визитов в ЛПУ городов и районов Нижегородской области, в том числе 2 визита совместно с кураторами из ГУ "Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза РАМН" (город Москва).
Однако, несмотря на проведенную работу, не во всех лечебно-профилактических учреждениях организован качественный полицевой учет приписного населения. В ряде учреждений группы риска по туберкулезу сформированы не в полном объеме и обследованы менее чем на 80 процентов. Далеко не во всех случаях выполняются стандарты обследования пациентов в части назначения, исследований на кислотоустойчивые микобактерии и выявления "заразных" больных туберкулезом.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 93 издано 21.12.2007, а не 21.12.2009. Текст постановления включен в информационные банки СПС --> Эксперт-приложение и СПС КонсультантМедицинаФармацевтика Россия Москва.

В целях реализации Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.12.2009 № 93 "Об усилении мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации" и совершенствования работы по раннему и своевременному выявлению туберкулеза в Нижегородской области, санитарно-противоэпидемическая комиссия при Правительстве Нижегородской области решает:
1. Главе города Нижнего Новгорода, председателю Городской Думы города Нижнего Новгорода О.В. Сорокину, главам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области рекомендовать:
1.1. Принять действенные меры и обеспечить контроль за выполнением Федерального Закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ" (статьи 6.1, 10, 14), Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 № 892 "О реализации Федерального Закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ", санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1295-03 "Профилактика туберкулеза" с достижением следующих показателей:
- охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез: до конца 2010 года - не менее 60 процентов, в I полугодии 2011 года - не менее 35:
- максимальное привлечение к обследованию лиц, длительно не проходивших флюорографию;
- 100-процентный охват обязательным обследованием и лечением по решению суда всех умышленно уклоняющихся больных туберкулезом.
1.2. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопрос об эпидемической ситуации по туберкулезу и первоочередных мерах по ее стабилизации.
Срок - декабрь 2010 года, далее - 1 раз в полугодие
1.3. Потребовать от работодателей всех форм собственности повышения персональной ответственности за полноту профилактических флюорографических обследований работающего населения.
1.4. Активизировать медико-просветительную работу среди населения по профилактике туберкулеза, в том числе с привлечением Центров здоровья.
2. Министру здравоохранения Нижегородской. области А.В. Карцевскому, директору департамента здравоохранения администрации города Нижнего Новгорода В.Н. Лазареву, руководителям органов управления здравоохранением муниципальных районов и городских округов, главным врачам ЛПУ:
2.1. Организовать проведение ежемесячного мониторинга за организацией профилактических медицинских осмотров населения и проведением туберкулинодиагностики в лечебно-профилактических учреждениях с целью своевременного выявления туберкулеза в строгом соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.12.2001 № 892 "О реализации Федерального Закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ".
2.2. Не менее двух раз в год рассматривать вопрос об организации работы по выявлению туберкулеза в учреждениях общей лечебной сети на совещании главных врачей лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области.
Срок - I и III кварталы 2011 года
2.3. При оценке эффективности деятельности руководителей ЛПУ, участковых врачей учитывать качественные показатели по раннему и своевременному выявлению туберкулеза в соответствии с нормативными документами.
3. Министру здравоохранения Нижегородской области А.В. Карцевскому на очередном совещании у Губернатора Нижегородской области с главами МСУ проинформировать об эпидемиологической ситуации по заболеваемости туберкулезом, с оценкой работы руководителей проблемных районов области.
Срок - ноябрь 2010 года
4. Министру здравоохранения Нижегородской области А.В. Карцевскому, руководителю ТУ Роспотребнадзора по Нижегородской области Е.Ю. Петрову провести детальный анализ организации и проведения противотуберкулезных мероприятий в районах области, имеющих неудовлетворительные эпидпоказатели по заболеваемости туберкулезом населения, с заслушиванием руководителей указанных территорий на заседании санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Нижегородской области.
Срок - февраль 2011 года
5. Контроль за выполнением решения возложить на главного государственного санитарного врача по Нижегородской области Е.Ю. Петрова и министра здравоохранения Нижегородской области А.В. Карцевского.

Заместитель Губернатора,
заместитель Председателя
Правительства Нижегородской
области, председатель СПК
Г.А.СУВОРОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение санитарно-противоэпидемической комиссии Нижегородской области от 11.11.2010 № 9
"Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости туберкулезом на территории Нижегородской области и первоочередных мерах по ее стабилизации, в рамках выполнения решения СПК от 28.09.2009 № 6"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru