Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2010 г. № А54-4270/2010-С8

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Интенсив", <...> (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Рязанской области, Рязанская область, р.п. Шилово (далее - налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 31.05.2010 № 1055 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.
В судебном заседании представитель Общества требование поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель налогового органа требование заявителя не признает. Считает оспариваемое решение правомерным и вынесенным в соответствии с действующим налоговым законодательством. В ходе рассмотрения материалов дела установлено: Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество за 12 месяцев 2008 года, по результатам которой было вынесено решение от 18.06.2009 № 3727/11-08/191 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно решению № 3727/11-08/191 от 18.06.2009, ООО "Интенсив" привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на имущество организаций в сумме 259376,40 руб.; заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 1296882 руб.; пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 41543,45 руб.
Общество не согласилось с выводами налогового органа, изложенными в решении № 3727/11-08/191 от 18.06.2009, и обратилось с заявлением в Арбитражный суд Рязанской области. В процессе рассмотрения дела № А54-4244/2009 С18 определением Арбитражного суда от 14.08.2009 были приняты обеспечительные меры, в виде приостановления исполнения решения налогового органа № 3727/11-08/191 от 18.06.2009.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.03.2010 по делу № А54-4244/2009 С18 решение налогового органа № 3727/11-08/191 от 18.06.2009 признано недействительным в части штрафа в сумме 233438,76 руб. В остальной части решение налогового органа оставлено без изменения. На основании решения № 3727/11-08/191 от 18.06.2009 налоговая инспекция выставила в адрес заявителя требование № 5293 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.04.2010.
31.05.2010, в связи с неисполнением заявителем указанного требования, налоговый орган вынес решение № 1055 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.
Не согласившись с решением налогового органа, ООО "Интенсив" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением. Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом Арбитражный суд исходил из следующего. Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках в порядке и сроки, предусмотренные данной статьей. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 названной статьи определено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Из материалов дела следует, что на основании решения № 3727/11-08/191 от 18.06.2009 налоговая инспекция выставила в адрес заявителя требование № 5293 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.04.2010. В связи с неисполнением требования № 5293 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.04.2010, налоговый орган 31.05.2010 вынес решение № 1055 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.
Ранее в рамках дела № А54-4244/2009-С18 по заявлению Общества о признании недействительным решения налогового органа № 3727/11-08/191 от 18.06.2009, были приняты обеспечительные меры (определение Арбитражного суда Рязанской области от 14.08.2009). В решении Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-4244/2009-С18 от 18.03.2010 отсутствует указание об отмене обеспечительных мер, Арбитражным судом не выносилось отдельного определения об отмене обеспечительных мер.
Лица, участвующие в деле, после принятия Арбитражным судом Рязанской области указанного решения с ходатайствами об отмене обеспечительных мер также не обращались. На основании части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 данного Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры Арбитражного суда, в том числе запрещающие исполнение решения налоговой инспекции о доначислении налогоплательщику сумм налогов, являются обязательными для налогового органа.
Согласно частям 4, 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу. В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
После вступления судебного акта в законную силу Арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу. Обеспечительные меры действуют до отмены их Арбитражным судом, поскольку до этого момента существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий.
Лицо, участвующее в деле, для отмены обеспечительных мер вправе обратиться в Арбитражный суд с ходатайством в порядке статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 25 Постановления от 12.10.2006 № 55 "О применении Арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснил: исходя из части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
В связи с этим Арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названных судебных актах либо после их вступления в силу по ходатайству лица, участвующего в деле, вынести определение об отмене обеспечительных мер. Из изложенного следует, что если суд не указал на отмену обеспечительных мер в своем решении по существу дела, то они продолжают действовать вплоть до принятия отдельного определения об их отмене.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.05.2009 № 17533/08 определена правовая позиция по вопросу о моменте окончания действия обеспечительных мер. Аналогичная позиция изложена в Определениях ВАС РФ от 15.06.2009 № ВАС-953/09, от 05.02.2010 № ВАС-16279/09, Постановлениях ФАС Поволжского округа от 17.07.2009 № А57-20384/2008, ФАС Уральского округа от 20.08.2009 № Ф09-5978/09-С3, ФАС Центрального округа от 11.11.2009 № А68-885/09, от 13.09.2009 № А35-9447/2009, от 26.07.2010 № А54-5108/2009-С5.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание те обстоятельства, что отдельных определений об отмене обеспечительных мер Арбитражным судом в рамках дела NА54-4244/2009-С18 не выносилось, налоговый орган неправомерно принял оспариваемое решение в период действия обеспечительных мер Арбитражного суда. Налоговый орган в отзыве на заявление ссылается на то, что обеспечительные меры о приостановлении решения налогового органа сохраняют свое действие до вступления в законную силу судебного акта. При этом отсутствует необходимость заявлять ходатайства об отмене обеспечительных мер при указании судом в тексте резолютивной части определения о принятии обеспечительных мер условия "до вступления в законную силу судебного акта".
По мнению налогового органа, обеспечительные меры прекращают свое действие при наступлении соответствующего условия - вступления в законную силу судебного акта. Указанный довод подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании положений ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при установлении Арбитражным судом несоответствия решений и действий государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушении при этом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Арбитражный суд принимает решение о признании решений и действий государственного органа незаконными. Учитывая изложенное, суд считает, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Рязанской области от 31.05.2010 № 1055 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, следует признать недействительным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части. В силу приведенной нормы процессуального права такое указание является процессуальной обязанностью суда в случаях признания оспариваемых действий (бездействия), решений незаконными. Эта обязанность должна быть исполнена судом независимо от заявления (ходатайства) активного участника спора.
В просительной части заявления Общество указало на способ восстановления его прав, нарушенных налоговым органом, путем восстановления списанных со счета денежных средства в размере 1403409,41 руб. При этом каким конкретным способом должны быть восстановлены списанные со счета денежные средства: путем зачета в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам, погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврата налогоплательщику на расчетный счет, Общество не указало.
В связи с этим учитывая положения пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что необходимо обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Интенсив", вызванные принятием решения от 31.05.2010 № 1055. В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются Арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Рязанской области от 31.05.2010 № 1055 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, проверенное на соответствие положениям Налогового кодекса Российской Федерации, признать недействительным. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Интенсив", вызванные принятием решения от 31.05.2010 № 1055.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Рязанской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Интенсив" судебные расходы в сумме 2000 рублей.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.11.2010 № А54-4270/2010-С8
<Налоговый орган неправомерно принял оспариваемое решение в период действия обеспечительных мер арбитражного суда, поскольку отдельных определений об отмене обеспечительных мер не выносилось>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru