Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2010 г. № 18/04

    Резолютивная часть решения оглашена 29 ноября 2010 года.      г. Тамбов
    В полном объеме решение изготовлено 10 декабря 2010 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
- заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.;
- начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тамбовского УФАС России Колодина Н.Н.;
- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокова Е.М.;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Краснобаева Е.В.,
рассмотрев дело № 18/04 по признакам нарушения администрацией города Котовска (Тамбовская область, г. Котовск, ул. Свободы, д. 8) части 1 статьи 15, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

В Тамбовское УФАС России поступило заявление Управления ФСБ по Тамбовской области о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации города Котовска при проведении аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества (вх. от 19.07.2010 № 5940)
Заявитель сообщает, что в ноябре 2009 года администрация г. Котовска провела аукцион на право заключения договоров аренды муниципального имущества и заключила договоры аренды тепловых сетей с ООО "КотовскТеплоСнаб", которые ранее являлись бесхозными. Указанный аукцион проведен с нарушением требований действующего законодательства. В частности, извещение о проведении аукциона было опубликовано в специальном выпуске № 8 Котовской городской газеты "Наш вестник" от 12-18 октября 2009 года, который отпечатан в количестве 30 экземпляров и в розничную продажу не поступал. Таким образом, потенциальные участников аукциона не были осведомлены о его проведении.
По данному факту было возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела присутствовали:
- представитель администрации города Котовска (доверенность от 11.10.2010 № 01.01-22/2459);
- представитель Управления ФСБ России по Тамбовской области (оперуполномоченный);
- представители ТОГУ "Издательский дом "Тамбов" - главный редактор газеты "Наш вестник" (доверенность от 02.11.2010), ведущий юрисконсульт (доверенность от 02.11.2010);
На рассмотрении дела представитель Управления ФСБ России по Тамбовской области сообщил, что в ноябре 2009 года администрация г. Котовска провела аукцион на право заключения договоров аренды муниципального имущества и заключило договоры аренды тепловых сетей с ООО "КотовскТеплоСнаб", которые ранее являлись бесхозными. В то же время, аукцион был организован таким образом, что в аренде данных сетей никто не был заинтересован кроме ООО "КотовскТеплоСнаб". Так, все участки сетей были сформированы в 7 лотов, и управляющие организации, ТСЖ и жилищные кооперативы не могли взять в аренду те участки теплотрасс, которые подходят к многоквартирным домам, находящимся у них в обслуживании и управлении. Каждый лот включал в себя значительное количество сетей, обслуживание которых не выгодно какой-либо одной организации. Более того, аукцион проведен с нарушением требований действующего законодательства. Объявление о проведении конкурса было размещено в спецвыпуске № 8 от 12-18 октября 2009 года, который отпечатан тиражом в 30 экземпляров и в розничную продажу не поступал. Газета "Наш вестник" распространяется как по подписке, так и поступает в свободную продажу. Спецвыпуск данной газеты не распространяется вообще. Договор между администрацией г. Котовска и редакцией газеты "Наш вестник" заключен на печать спецвыпуска газеты, но не на его распространение. Для придания законности проведенному аукциону кроме ООО "КотовскТеплоСнаб" приняло участие ООО "Теплостроймонтаж", учредителем которого является генеральный директор ООО "КотовскТеплоСнаб".
На рассмотрении дела представитель администрации города Котовска сообщил, что на момент объявления аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества действовал порядок, определенный ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". В соответствии со статьей 15 указанного закона информационное сообщение подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определенных в органах местного самоуправления. Пунктом 2 статьи 160 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Котовска, утвержденным Решением Котовского городского Совета народных депутатов от 28.04.2008 № 542, установлено, что информационное сообщение о продаже муниципального имущества подлежит опубликованию в газете "Наш вестник". Спецвыпуск данной газеты также является средством массовой информации. Нормы действующего законодательства не содержат условий о тираже газеты, в котором публикуются информационные сообщения об аукционе. Информация об аукционе также была размещена на сайте в сети Интернет. Договор № 2 от 16.01.2009 явился основанием для размещения сообщения об аукционе в газете "Наш вестник".
К рассмотрению дела в качестве лица, содействующего в рассмотрении дела, привлечен филиал ТОГУ "Издательский дом "Тамбов" "Редакция газеты "Наш вестник" (393190, Тамбовская область, г. Котовск, ул. Свободы 16).
Представители ТОГУ "Издательский дом "Тамбов" "Редакция газеты "Наш вестник" на рассмотрении дела пояснили, что информационное сообщение о проведении аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества от 16.11.2009 было напечатано в спецвыпуске газеты "Наш вестник" № 8 от 12-18 октября 2009 года. Заказ на опубликование информационных сообщений поступал от администрации г. Котовка как заказ на изготовление бланочной продукции согласно заключенным договорам. Договор на распространение спецвыпусков не заключался. Опубликование информационных сообщений осуществлялось в спецвыпусках газеты "Наш вестник" по устной договоренности с администрацией г. Котовска. Обязательства по договору № 2 от 16.01.2009 были выполнены в январе - феврале 2009 года.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
Администрацией г. Котовска Тамбовской области постановлением от 09.10.2009 № 1402 было принято решение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества. Пунктом 1.2 указанного постановления Комитету по управлению имуществом города и земельным вопросам администрации города Котовска поручено разместить на официальном сайте администрации области в сети "Интернет" и в газете "Наш вестник" извещение о проведении аукциона.
Контроль за выполнением указанного постановления администрация г. Котовска оставила за собой.
Во исполнение Постановления администрации города Котовска от 09.10.2009 № 1402 Комитет по управлению имуществом города и земельным вопросам администрации города направил в адрес редакции газеты "Наш вестник" заявку (исх. от 09.10.2009 № 01-08/965) о размещении объявления о проведении аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества.
Извещение о проведении аукциона было опубликовано в спецвыпуске № 8 газеты "Наш вестник" от 12-18.10.2009 и размещено на сайте муниципального заказа города Котовска по адресу: http://regadm.tambov.ru/MSU/g41.
Предметом аукциона объявлено право на заключение договора аренды муниципального имущества (объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории г. Котовска).
11.11.2009 ООО "КотовскТеплоСнаб" подало заявки на участие в аукционе по лотам N№ 3, 4, 5, 6, 7. На указанные лоты 13.11.2009 также были поданы заявки ООО "ТеплоСтройМонтаж".
По результатам аукциона, состоявшегося 16.11.2009 (протокол от 16.11.2009), ООО "КотовскТеплоСнаб" признан победителем, так как его заявка была подана раньше, и с обществом заключены договоры аренды муниципального имущества (тепловых сетей) № 11, 12, 13, 14, 15.
Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен особый порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Частью 5 статьи 17.1 определено, что Порядок проведения конкурсов или аукционов, в том числе на право заключения договоров аренды муниципального имущества, устанавливается федеральным антимонопольным органом. 10 февраля 2010 года Приказом Федеральной антимонопольной службы № 67 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
На момент проведения администрацией г. Котовска вышеуказанного аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества такого порядка установлено не было. В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции аукцион на право заключения договоров аренды муниципального имущества до установления Порядка, предусмотренного ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ целью проведения торгов в форме аукциона является получение наиболее высокой цены за продаваемую вещь. Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены). Нарушение этого требования является достаточным условием для признания торгов недействительными.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о приватизации под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи.
Согласно части 2 статьи 15 Закона о приватизации установлено, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет" не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Однако, требования статьи 15 Закона о приватизации администрацией г. Котовска были нарушены при проведении аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества от 16.11.2009.
Статьей 160 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Котовска, утвержденным Решением Котовского городского Совета народных депутатов от 28.04.2008 № 542, установлено, что информационное сообщение о продаже муниципального имущества подлежит опубликованию в газете "Наш вестник".
Согласно письму администрации г. Котовска (от 10.11.2010 № 01.01.22/2757, вх. от 11.11. 2010 № 10157) следует, что между администрацией г. Котовска и ТОГУ "Издательский дом "Тамбов" "Редакция газеты "Наш вестник" был заключен договор № 2 на оказание информационных услуг от 16.01.2009. На основании данного договора было размещено информационное сообщение об аукционе на право заключения договора аренды в газете "Наш вестник" (спецвыпуск № 8 от 12-18 октября 2009 года).
Согласно условий данного договора администрация г. Котовска (Заказчик) поручает ТОГУ "Издательский дом "Тамбов" "Редакция газеты "Наш вестник" (Исполнитель) размещать в газете "Наш вестник" официальные материалы администрации города Котовска и Котовского городского Совета народных депутатов, в т.ч. объявления, поздравления и иные информационные сообщения в течение 2009 года. Договор вступает в силу со дня подписания обеими сторонами и действует по 31.12.2009. Цена договора составляет 71366 руб. 40 коп.
Администрация г. Котовска представила документы, подтверждающие оплату по договору № 2, копии акта № 81 об оказанных услугах от 31 марта 20009 года на сумму 71366,40 руб., счета № 46 от 31.03.2009, выставленного ТОГУ "Издательский дом "Тамбов" "Редакция газеты "Наш вестник" и платежного поручения № 17007 от 20.11.2009 на на сумму 71366,40 руб. Представленные документы свидетельствуют о том, что договор № 2 от 16.01.2010 был исполнен 31 марта 2009 года, и значит, прекратил свое действие ранее срока, установленного договором.
В связи с чем довод администрации г. Котовска о том, что данный договор являлся основанием для публикации извещения о проведении аукциона, состоявшегося 16.11.2009, в газете "Наш вестник", Комиссией Тамбовского УФАС России отклоняется.
В материалах дела имеются письменные пояснения главного редактора ТОГУ "Издательский дом "Тамбов" "Редакция газеты "Наш вестник" (исх. от 27.08.2009 № 35), направленные в адрес УФСБ по Тамбовской области, а также письмо редакции (исх. от 26.08.2010 № 34, вх. от 30.08.2010 № 7743), представленное в Тамбовское УФАС России, в которых сообщается, что количество выпущенных экземпляров данного выпуска газеты составило 30 штук объемом 6 страниц. По устной договоренности с администрацией г. Котовска часть тиража традиционно была направлена в администрацию города, городской Совет народных депутатов, Комитет по управлению имуществом города и земельным вопросам администрации города (всего 15 экземпляров), 5 экземпляров приобрело ООО "Котовсктеплоснаб", 2 экземпляра - одна из городских организаций, 2 - граждане, 1 - находится в подшивке редакции, которая выставлена для всеобщего обозрения. Печатание спецвыпусков газеты "Наш вестник" началось со второго полугодия 2009 года, с чем администрация города согласилась. Каждый спецвыпуск выходил тиражом 30 экземпляров. Заказы на изготовление спецвыпусков регистрировались в журнале приема и отпуска филиала "Редакция газеты "Наш вестник". Оплату по изготовлению спецвыпусков администрация города Котовска проводила по договорам № 27 от 23.09.2009 и № 29 от 30.11.2009, обозначая спецвыпуск как полиграфическая бланочная продукция.
Кроме того, редакция газеты письмом (вх. от 24.11.2010 № 10629) констатировала, что с 1 июля 2009 года нормативные правовые акты органов местного самоуправления публиковались в спецвыпусках газеты "Наш вестник" по устной договоренности с первым лицом администрации города. Таким порядком было напечатано информационное сообщение о проведении аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества от 16.11.2009.
Договор на оказание информационных услуг в период размещения сообщения о проведении аукциона (12-18 октября 2009 года) у администрации г. Котовска с редакцией газеты "Наш вестник" отсутствует.
Отдельный договор на распространение (подписку) спецвыпусков газеты "Наш вестник" в Комиссию Тамбовского УФАС России не представлен, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что в свободную розничную продажу спецвыпуск газеты "Наш вестник", в том числе № 8 от 12-18 октября 2009 года, не поступал, по подписке не распространялся, в связи с чем возможность свободного доступа неограниченного круга лиц к информации об аукционе была ограничена.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация г. Котовска не обеспечила надлежащий контроль за выполнением постановления от 09.10.2009 № 1402 в части публикации извещения об аукционе от 16.11.2009 в газете "Наш вестник", что свидетельствует о ее бездействии.
Таким образом, администрация г. Котовска в нарушение порядка проведения аукциона, установленного Законом о приватизации, не только не обеспечила комплекс мероприятий, направленных на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о торгах, но и фактически исключила такую возможность, что существенно ограничило потенциальный круг участников аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества, состоявшегося 16.11.2009.
Указанные действия администрации г. Котовска нарушают порядок, установленный статьей 17.1 и статьей 53 Закона о защите конкуренции в части обеспечения возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации об аукционе, проведенного 16.11.2009.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Действия администрации г. Котовска, заключающиеся в ограничении возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о торгах, проводимых администрацией г. Котовска, привели или могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке аренды муниципального имущества г. Котовска.
Таким образом Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что информационное сообщение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества, опубликованное в спецвыпуске газеты "Наш вестник", не обеспечило возможность неограниченного круга лиц на получение информации об аукционе. Следовательно, торги проведены с нарушением антимонопольного законодательства, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления при проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении государственного и муниципального имущества обязаны соблюдать порядок проведения аукциона, установленный Законом о приватизации.
Отсутствие информации о предстоящих торгах в установленном законом порядке, когда потенциальные арендаторы имущества были лишены права получить через средства массовой информации достоверную информацию о торгах и реализовать возможность участия в них, повлекло нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и нарушение условий конкуренции.
Согласно изложенным обстоятельствам, довод администрации города Котовска о том, что публикация информационного сообщения о проведении аукциона в спецвыпуске газеты "Наш вестник" не ограничила конкуренцию на рынке аренды имущества Комиссией не принимается.
В связи с тем, что 31 октября 2010 года истек срок договоров аренды муниципального имущества (тепловых сетей) № 11, 12, 13, 14, 15 от 18 ноября 2009, Комиссия Тамбовского УФАС России считает нецелесообразным обращаться в суд с заявлением о признании рассматриваемого аукциона и его результатов недействительными.
Комиссией при рассмотрении дела также установлено следующее. Согласно письменным пояснениям администрации г. Котовска (исх. от 28.10.2010 № 01.01-22/2652, вх. от 29.10.2010 № 9855) порядок формирования лотов для проведения аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества согласно приложению к постановлению администрации города о 09.10.2009 № 1402, осуществлялось по следующим критериям:
лот № 3 - в данном лоте были объединены теплотрассы отопления и горячего водоснабжения от одного источника теплоснабжения ЦТП № 1;
лот № 4 - объединены теплотрассы отопления и горячего водоснабжения от одного источника теплоснабжения ЦТП № 3;
лот № 5 - объединены теплотрассы отопления и горячего водоснабжения от одного источника теплоснабжения ЦТП № 4, ЦТП № 5 и ЦТП № 6, расположенных в непосредственной близости друг от друга, для удобства обслуживания данных теплотрасс одной организацией с целью минимизации затрат на их эксплуатацию;
лот № 6 - в данном лоте были объединены теплотрассы отопления горячего водоснабжения от источников теплоснабжения ЦТП № 7 и ЦТП № 8, расположенных в непосредственной близости друг от друга, для удобства обслуживания данных теплотрасс одной организацией с целью минимизации затрат на их эксплуатацию;
лот № 7 - в данном лоте были объединены теплотрассы отопления и горячего водоснабжения от тепловых сетей ОАО "Квадра" - "ВРГ" до стен объектов муниципальных учреждений, в целях обслуживания данных теплотрасс одной организацией. Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает нарушение антимонопольного законодательства при формировании администрацией г. Котовска лотов для проведения аукциона, состоявшегося 16.11.2009.
Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:

1. Признать администрацию города Котовка нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при проведении в октябре - ноябре 2009 года аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества действиями (бездействием) по необеспечению свободного доступа неограниченного круга лиц к информации об аукционе, что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке аренды муниципального имущества г. Котовска.
2. Не обращаться в Арбитражный суд с заявлением о признании торгов недействительными, в связи с тем, что истек срок действия договоров аренды муниципального имущества (тепловых сетей) № 11, 12, 13, 14, 15 от 18 ноября 2009 года.
3. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Е.А.Гречишникова

Члены Комиссии:
С.В.Мазаева
Н.Н.Колодина
Е.М.Вислобокова
Е.В.Краснобаева




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Тамбовского УФАС РФ от 10.12.2010 № 18/04
<О нарушении антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru