Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 3 декабря 2010 г. № 10335/10

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПРОТИВОПРАВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАНЦЕВ,
ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

Во исполнение Протокола заседания Правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений от 18.10.2010 № 8 Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет Рекомендации по организации работы среди обучающихся учреждений образования, направленной на предотвращение противоправной деятельности групп и отдельных лиц, занимающихся незаконной легализацией иностранцев, трудовой миграцией и торговлей людьми, а также информационно-аналитические материалы, предоставленные Управлением федеральной миграционной службы по Республике Татарстан и Министерством внутренних дел по Республике Татарстан.

Заместитель министра -
руководитель департамента
надзора и контроля в сфере образования
Л.Н.НУГУМАНОВА





РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ,
НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРОТИВОПРАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП И ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ НЕЗАКОННОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ИНОСТРАНЦЕВ,
ТРУДОВОЙ МИГРАЦИЕЙ И ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ

В целях противодействия нелегальной миграции и незаконной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудниками территориальных подразделений УФМС России по РТ проводятся мероприятия по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства.
По данным Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, за последние годы под влиянием роста сферы услуг и индустрии развлечений, возрастания нелегальной миграции, прогресса в области информационных технологий широкие масштабы приобрела торговля людьми. Ее жертвы принуждаются к работе в невыносимых условиях в качестве домашней прислуги. Торговля женщинами и детьми осуществляется также в целях сексуальной эксплуатации. Представители этого преступного бизнеса удерживают при себе жертв угрозами и силой, отнимая или отказываясь возвращать им документы, ограничивая в передвижении.
В некоторых случаях дети уезжают из дома в другие города, чтобы улучшить материальное положение семьи. В качестве еще одного варианта торговцы людьми обещают дать ребенку возможность получить образование.
В Татарстане, как и в целом по России, уровень преступлений, совершенных в отношении детей и подростков, остается довольно высоким. За 10 месяцев 2010 г. в республике зарегистрировано 2623 преступления данной категории.
Решить эти проблемы силами только одной какой-либо организации невозможно. Требуется комплексный подход, который требует скоординированных усилий всех заинтересованных ведомств.
В первую очередь необходимо довести информацию о данных негативных явлениях непосредственно до самих обучающихся (как нужно действовать в подобной ситуации, к кому можно обратиться за помощью и т.п.). Более того, обучающиеся могут повысить информированность своих сверстников, в том числе за пределами своих учебных заведений.
В целях совершенствования деятельности, проводимой вузами в данном направлении, видится целесообразным организовать дальнейшую работу в учебных заведениях в следующих направлениях.
1. Разработка и издание материалов, учебно-методических пособий по наиболее актуальным вопросам в сфере прав человека.
2. Регулярное освещение в изданиях сузов актуальных вопросов защиты прав иностранных обучающих, включая публикацию памяток о правах человека при задержании, аресте, при заключении договоров, поступлении в суз, на работу, увольнении и т.п.
3. Организация открытой и доступной системы эффективного информирования иностранных граждан, лиц без гражданства о миграционном законодательстве, о правилах въезда и пребывания на территории Российской Федерации.
4. Проведение "круглых столов", семинаров, встреч, лекций, бесед с целевыми группами с участием представителей государственных органов и правозащитных объединений, международных организаций и т.д.
5. Обеспечение работы постоянных выставок, стендов соответствующей тематики в библиотеках сузов.
6. Рассмотреть возможность создания и функционирования доступных центров правовой информации, психологического консультирования, проработки механизмов правового информирования обучающих через систему Интернет, в том числе в режиме он-лайн.

Информационно-аналитические материалы
по организации работы, направленной на предотвращение
противоправной деятельности групп и отдельных лиц,
занимающихся незаконной легализацией иностранцев,
трудовой миграцией и торговлей людьми

На протяжении 2005 - 2008 годов число зарегистрированных в Республике Татарстан иностранных граждан ежегодно увеличивалось. В 2009 году наблюдалась противоположная тенденция, количество иностранных граждан, посетивших Республику Татарстан, по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 10,1%.
За 10 месяцев 2010 года на миграционный учет поставлено 97474 временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 13,7% больше аналогичного периода прошлого года <1> (85730).

 2007 год          - 336
 2008 год          - 329
 2009 год          - 450
 10 мес. 2009 г.   - 390
 10 мес. 2010 г.   - 262
 Узбекистан        - 100 (38,2%)
 Таджикистан       - 38 (14,5%)
 Азербайджан       - 25 (9,5%)
 Кыргызстан        - 16 (6,1%)
 Грузия            - 11 (4,2%)
 Беларусь          - 8 (3,1%)
 Казахстан         - 8 (3,1%)
 Украина           - 8 (3,1%)
 Армения           - 7 (2,7%)
 Турция            - 3 (1,1%)
 Туркменистан      - 1 (0,4%)
 Перу              - 1 (0,4%)
 ЛБГ               - 36 (13,7%)

В отношении иностранных граждан совершено 94 преступления (АППГ - 81), в том числе против собственности - 66 (70,2%), против жизни и здоровья - 17 (18,1%).
С целью противодействия нелегальной миграции и незаконной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, сотрудниками территориальных подразделений УФМС России по Республике Татарстан проводятся мероприятия по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства.
Всего проведено 9317 мероприятий (АППГ - 18752), в ходе которых проверено 45465 объектов (АППГ - 45838). Из них:
- мест пребывания (проживания) граждан ИГ - 26771 (АППГ - 3342);
- мест пребывания (проживания) граждан РФ - 12977 (АППГ - 30850);
- торговых объектов - 2328 (АППГ - 4432);
- строительства - 1479 (АППГ - 3503);
- бытового обслуживания - 549 (АППГ - 1194);
- сельскохозяйственных предприятий - 459 (АППГ - 1588);
- промышленных предприятий - 299 (АППГ - 595);
- иных - 603 (АППГ - 334).
В ходе работы установлено 867 лиц, находящихся в розыске.
За нарушения законов в области миграции составлено 19136 административных протоколов (АППГ - 19058), из них за нарушения правил въезда и режима пребывания в отношении иностранных граждан - 9278.
За нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации (ст. 18.9 КоАП РФ) составлено 6359 протоколов, что на 58,9% больше, чем в 2009 году (АППГ - 4001).
За незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. ст. 18.15 - 18.17 КоАП РФ) в отношении работодателей составлено 1159 протоколов, что на 17,8% больше (АППГ - 984).
За злостное нарушение режима пребывания и условий участия в трудовых отношениях на территории России в отношении 532 иностранных граждан и лиц без гражданства приняты судебные решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации (АППГ - 513). Административному выдворению подвергнуты граждане 16 стран, в частности Узбекистана (223 - 41,9%), Таджикистана (94 - 17,7%), Азербайджана (45 - 8,5%), Грузии (41 - 7,8%), Армении (25 - 4,7%), Кыргызстана (29 - 5,5%), Вьетнама (19 - 3,6%), Турции (18 - 3,4%), Китая (14 - 2,6%), Казахстана (8 - 1,5%), Украины (5 - 0,9%), Туркменистана (4 - 0,8%), Сербии (3 - 0,6%), Молдовы, Литвы, Марокко и ЛБГ (по 1 - 0,2%).
За последние годы под влиянием ряда мировых процессов, таких как "экономический кризис", увеличение разрыва между бедными и богатыми странами, рост сферы услуг и индустрии развлечений, возрастание нелегальной миграции, прогресс в области информационных технологий, торговля людьми приобрела более широкие и опасные масштабы.
Ее жертвы принуждаются к работе в невыносимых условиях в качестве домашней прислуги или попрошаек. Торговля женщинами и детьми осуществляется также в целях сексуальной эксплуатации: в виде принудительной проституции, порнографии и сексуального туризма. Представители этого преступного бизнеса удерживают при себе жертв угрозами или силой, отнимая или отказываясь возвращать им документы, ограничивая в передвижении.
Повышенному риску стать жертвами торговли людьми подвергаются наиболее экономически или социально уязвимые группы, такие как сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды.
В некоторых случаях дети уезжают из дома в другие города, чтобы улучшить материальное положение семьи. В качестве еще одного варианта торговцы людьми обещают дать ребенку возможность получить образование. Родители должны знать, что подобные неформальные соглашения связаны с угрозой эксплуатации их детей.
В "группе риска" находятся и дети, ставшие жертвами насилия или подвергавшиеся жестокому обращению в семье. В Татарстане, как и в целом по России, уровень преступлений, совершенных в отношении детей и подростков, остается довольно высоким. За 10 месяцев 2010 г. в республике зарегистрировано 2623 преступления данной категории (АППГ - 2819,7%).
Большой процент преступлений, связанных с торговлей людьми, совершается с целью сексуальной эксплуатации. Так, из Национального Центрального Бюро Интерпола в Британии поступили сведения о двух британских гражданах, которые по Интернету договаривались с Московскими сутенерами об оказании сексуальных услуг несовершеннолетними младше 14 лет. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками УУР ГУВД Москвы были установлены и задержаны двое граждан России, которые вовлекали беззащитных мальчиков в занятие проституцией - они подобрали группу таких несовершеннолетних и за плату предоставляли их мужчинам для сексуальной эксплуатации.
В нашей республике в апреле 2009 года в г. Нижнекамске задержана группа молодых людей, которые под угрозой физического насилия продали несовершеннолетнюю "А", 1994 г.р., в агентство по оказанию интимных услуг. Девушка характеризовалась по месту жительства легкомысленной, с неустойчивой психикой, склонной к бродяжничеству и была направлена сотрудниками милиции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Центр психологической помощи "Эйдос", однако в центре была лишь на одном занятии, должных выводов не сделала, продолжала вести привычный для себя образ жизни, что и спровоцировало совершение в ее отношении преступления. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 127.1, ч. 2 УК РФ.
Решить проблему торговли людьми силами только одной какой-то организации невозможно. Требуется комплексный подход, который потребует многосторонних и скоординированных усилий всех заинтересованных ведомств.
В первую очередь, необходимо довести информацию о данном негативном явлении до самих учащихся, научив их, как нужно действовать в подобной ситуации, к кому можно обратиться за помощью. И здесь неоценимую помощь могут оказать работники образовательных учреждений. Особенно важную роль призваны сыграть работники системы образования, занимающиеся детьми с ограниченными возможностями, поскольку именно такие дети часто используются для попрошайничества и сексуальной эксплуатации.
Важно распространять информацию о торговле людьми среди молодых людей, которые не находятся в прямом контакте с системой образования. Студенты могут повысить информированность своих сверстников, в том числе за пределами своих учебных заведений.

МВД по Республике Татарстан




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> Минобрнауки РТ от 03.12.2010 № 10335/10
"Об организации работы по предотвращению противоправной деятельности в сфере незаконной легализации иностранцев, трудовой миграции и торговли людьми"

Письмо
Рекомендации по организации работы среди обучающихся учреждений, направленной на предотвращение противоправной деятельности преступных групп и отдельных лиц, занимающихся незаконной легализацией иностранцев, трудовой миграцией и торговлей людьми
Информационно-аналитические материалы по организации работы, направленной на предотвращение противоправной деятельности групп и отдельных лиц, занимающихся незаконной легализацией иностранцев, трудовой миграцией и торговлей людьми
Страны ближнего зарубежья
Страны дальнего зарубежья

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru