Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


ПОСЛАНИЕ

ПРЕЗИДЕНТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ М.В.ИГНАТЬЕВА

ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В МОЛОДЕЖЬ НАДО ВЕРИТЬ!

Хисепле депутатсем, хакла ентешемерсем!
Уважаемые депутаты, дорогие соотечественники!

Уходящий год запомнился последствиями аномальных природных явлений - зимних морозов, небывалой засухи - и продолжавшегося финансово-экономического кризиса. Это было своего рода испытание для нас и всех жителей республики. Все эти негативные факторы дают основания для глубокой самокритичной оценки наших действий. Надо проанализировать программные цели и поставить новые задачи для сохранения стабильности в обществе, обеспечения роста экономического потенциала и дальнейшего инновационного развития родной Чувашии.
Несмотря на все сложности, государственным и муниципальным органам власти, жителям республики в целом удалось не только преодолеть природную стихию, но и сохранить стабильность в обществе, приступить к реформе принципов государственного управления. Главными приоритетами политики становятся публичность, прозрачность, открытость и честность, направленные на благо общества и каждого человека в отдельности.
Лесные пожары нынешнего лета заставили нас всерьез задуматься над вопросами организации слаженной работы всех служб и ведомств, над тем, какой порой урон наносят природе люди. За пожароопасный сезон 2010 года на территории Чувашской Республики было зарегистрировано 145 лесных пожаров на площади 10421 га. Простой анализ показывает, что основной причиной всех лесных пожаров является пресловутый "человеческий фактор". Неосторожное обращение с огнем становится причиной возгорания в 65 из 100 случаев. В связи с этим мы должны кардинально пересмотреть свое отношение к природе, системно повышая экологическую ответственность и культуру наших граждан. Экологическое мышление и поведение людей, бережное отношение к природе могут быть сформированы только посредством организации непрерывного образования.
Не менее важным считаю принятие мер по ограничению так называемого "дикого туризма". Места для отдыха на природе должны быть оборудованы с учетом требований пожарной безопасности. Должно прийти осознание того, что прямая обязанность каждого живущего на этой земле - сохранить природные леса для будущих поколений.
Искренние слова благодарности заслуживают все участники ликвидации лесных пожаров. В борьбе с неукротимой стихией нам удалось отстоять жилые поселки и сохранить большую часть лесного фонда, а проявленный этим летом героизм наших пожарных и самоотверженность добровольцев, оперативные действия служб и бескорыстная помощь граждан позволили избежать человеческих жертв. И это самое главное. Тем не менее мы должны детально проанализировать события этого лета, чтобы быть готовыми к любым угрозам.
Как это ни парадоксально звучит на первый взгляд, к огненной стихии надо быть готовым всегда. Работа должна идти на опережение. Правительство Чувашской Республики, муниципальные органы власти, специальные подразделения и службы обязаны действовать скоординированно и слаженно. Засушливое лето 1972 года было тревожным сигналом для нашей страны, но за тридцать восемь лет относительно спокойной жизни и отсутствия масштабных лесных пожаров мы, надо честно признаться, потеряли бдительность.
В сфере ведения лесного дела образовался своеобразный законодательный и управленческий вакуум. В связи с этим прошу уважаемых депутатов подготовить конструктивные предложения в части развития лесного законодательства.
В самое ближайшее время нужно принять дополнительные организационно-технические решения, чтобы вновь создаваемые подразделения муниципальной пожарной охраны имели всю необходимую технику и другое пожарно-техническое вооружение.
Аномальные природные явления показали уязвимость функционирования важнейшей отрасли экономики республики - сельского хозяйства. Суровые морозы и засуха привели к гибели значительной части посевов сельскохозяйственных культур. В результате мы потеряли 95% озимых культур. В целом сельскохозяйственные культуры погибли на площади 211,7 тыс. га, что составляет 48% от всех посевных площадей в организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Такого испытания для крестьян на нашей памяти не было.
В результате нам не удалось достичь запланированного объема производства сельскохозяйственной продукции в сумме 5,53 млрд. рублей. По окончательной оценке экспертов федерального министерства, прямые затраты сельхозтоваропроизводителей составили 1,54 млрд. рублей. Ожидаемый индекс производства продукции сельского хозяйства ниже почти на 30%.
Оказавшись в такой сложной ситуации, мы не оставили наших сельхозтоваропроизводителей один на один с трудностями, а постарались сделать все возможное для того, чтобы минимизировать последствия аномально засушливого лета и сохранить дееспособность наших хозяйств. Только прямые дополнительные расходы на государственную поддержку крестьян и агропромышленного комплекса составили более 700 млн. рублей. Кроме прямых безвозмездных перечислений, сельхозтоваропроизводителям предоставлены иные виды господдержки. Это, прежде всего, отсрочки платежей в республиканский лизинговый фонд, дополнительные объемы льготных кредитов, пролонгация ранее полученных кредитов и страховые выплаты. Таким образом, государство возместило пострадавшим от засухи хозяйствам около 50% от прямых затрат, а с учетом возмещения ущерба сельхозтоваропроизводителям со стороны страховой компании получается 70%. Остальные потери легли на плечи самих крестьян. Но, несмотря на все тяготы, свой бойцовский дух крестьяне сохранили, за что я им искренне благодарен.
Многосторонняя поддержка со стороны государства вселяет определенный оптимизм и раскрывает новые горизонты развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Сегодня более 52 тыс. граждан, вовлеченных в малые формы хозяйствования, оформили льготные кредиты на сумму более 8,5 млрд. рублей, более 4 тыс. граждан неоднократно воспользовались льготными кредитными ресурсами для развития личного подворья, в том числе полторы сотни семей привлекли кредиты в размере 1 млн. рублей. Такая активность вызывает искреннее восхищение и заслуживает самой высокой оценки. Это существенно важно для нас с точки зрения обеспечения занятости и самозанятости сельского населения, сохранения уклада деревенского жителя - труженика и созидателя - с современной культурой сельскохозяйственного производства. Мотыга и коса должны пополнить экспозиции наших музеев.
Жаркое лето 2010 года обнаружило еще одну серьезную проблему, требующую незамедлительного решения. Я говорю о всемирном дефиците продовольствия и о такой важной, на мой взгляд, задаче, как обеспечение продовольственной безопасности. Тут я вижу несколько путей.
Формирование культуры здорового питания. Думаю, что сегодня ни у кого не возникает сомнений в том, что главным условием нашей полноценной и безопасной жизни является здоровая пища. Количественные и качественные оценки организации питания обнажили серьезную проблему его несбалансированности. Даже поверхностный анализ нашего ежедневного рациона показывает, что продукты в свежем виде, что называется с "грядки", по схеме "поле - потребитель", мы употребляем недостаточно. Покупатель должен видеть "лицо" сельхозтоваропроизводителя, и именно это станет стимулирующим фактором роста потребления отечественных продуктов.
Генно-модифицированные продукты, фаст-фуд, импортная продукция, замена традиционных продуктов и традиционной кухни на "модные" продукты и еду, порой содержащие небезопасные биодобавки, приводят к различным изменениям и патологиям в организме.
Давайте не забывать о простой, заложенной природой истине: "Для здоровья человека важно, чтобы он жил в той местности, где родился или вырос, всю жизнь ел продукты, выращенные на этой земле, пил воду, к которой он привык с детства".
Для получения экологически чистой продукции все большее значение приобретают приемы биологизации земледелия, включающие рациональное применение органики. Сегодня на рынке сельскохозяйственной продукции наиболее перспективным видится путь, предусматривающий создание сети магазинов "Органика", в которых покупатель найдет продукты, выращенные исключительно на органических удобрениях. Такие магазины должны быть размещены по принципу "шаговой доступности". Уважаемые сити-менеджеры, в вашей компетенции создать благоприятные условия и конкурентную среду на территории каждого муниципалитета для развития этого нового направления предоставления услуг потребителям.
Одним из значимых конкурентных преимуществ республики считаю особую чистоту чувашских земель. Земли сельскохозяйственного назначения экологически безопасны - в почве отсутствуют тяжелые металлы. Все это важно учитывать при формировании аграрной политики, предусматривающей развитие рынка сельскохозяйственной продукции в Чувашии и далеко за ее пределами. У нас уже есть яркие примеры продвижения чувашских товаров на рынки России и стран зарубежья. В текущем году по результатам конкурсного отбора Международного экологического фонда ОАО "АККОНД" и ОАО "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии" вошли в Реестр производителей и поставщиков натуральной и безопасной продукции Российской Федерации и получили экологические сертификаты соответствия.
Задачей номер один для аграриев становится вопрос эффективности использования земель. Мы должны полностью вовлечь в севооборот неиспользуемые земли, провести тотальную инвентаризацию площадей, проводить постоянную работу по удобрению и обогащению сельскохозяйственных угодий, прекратить пахоту земель в непосредственной близости от оврагов и водоемов для защиты почвы от дальнейшей эрозии. При этом необходимо применять как передовые агротехнологии, так и альтернативные экологические методы. Одним из приоритетов является внедрение в сельскохозяйственное производство энергоэффективных мелкоконтурных оросительных систем.
С начала реализации проекта "Развитие АПК" воплощено в жизнь 85 современных проектов. Это мировые технологии по развитию животноводства и растениеводства, в которых участие человека сведено до минимума. Их внедрение меняет в корне психологию и менталитет сельхозтоваропроизводителей и способствует притоку ответственных и решительных людей, готовых идти на риск для организации своего бизнеса.
Сегодня сельское хозяйство - это не "резиновые сапоги", "навоз", "запах" и "грязь по колено", а современная отрасль с применением новейших технологий. Такой подход к организации сельскохозяйственного производства должен стать нормой. Успешная модернизация существующих сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий, создание новых производственных мощностей по глубокой переработке картофеля, овощей, плодов, молока, мяса, серьезный прорыв в животноводстве - это наш ответ на вызовы времени и потребности современного агропромышленного комплекса.
Ставлю перед органами власти и руководителями сельхозорганизаций задачу - показателем производительности труда на селе должна быть среднегодовая выработка продукции одним работающим на сумму не менее 1 млн. рублей, чтобы заработная плата была достойной.
Новый прорыв возможен только благодаря модернизации всех отраслей экономики. Мы уже наблюдаем положительные изменения в экономической ситуации. По предварительной оценке, в 2010 году индекс промышленного производства составит не менее 115% (по России - 107,6%). Благодаря этому рост собственных доходов республиканского бюджета к аналогичному периоду прошлого года составит 122,1%. Задача для промышленного комплекса в 2011 году - выйти по основным видам деятельности на докризисный уровень 2008 года.
В этом году в республиканский бюджет Чувашской Республики 6 раз вносились изменения, направленные на увеличение доходов и расходов. Годовой объем расходов достиг 30956,7 млн. рублей (рост против первоначально утвержденного на 35,8%). Объем республиканского бюджета превышает прошлогодний уровень на 11%.
В развитии реального сектора экономики наиболее перспективным видится путь поэтапного и системного повышения производительности труда. Эту задачу мы сможем решить только на принципах государственно-частного партнерства. Наглядные примеры достижения высокой производительности труда демонстрируют предприятия, где объемы отгруженной продукции на одного работающего с начала текущего года составили свыше 6 млн. рублей. Это филиал ЗАО Фирма "Август" "Вурнарский завод смесевых препаратов" и ООО "Авангард" - "Цивильский бекон". В машиностроении можно отметить ООО "НПП "Динамика" с объемом отгруженной продукции на сумму 3,7 млн. рублей, ОАО "ВНИИР" - 3,4 млн. рублей, ООО "НПП "ЭКРА" - 1,9 млн. рублей, ЗАО "Чебоксарское предприятие "Сеспель" - 1,5 млн. рублей, ЗАО "Промтрактор-Вагон" - 1 млн. рублей.
В сложных экономических условиях важно принимать своевременные, грамотные и эффективные управленческие решения, проявлять твердую волю, развивать творческую инициативу, креативное мышление. Все это, к счастью, не подвержено дефолтам, инфляциям, стихийным бедствиям и другим непредсказуемым явлениям. Профессионализм, творческая активность, способность вовремя реагировать на запросы современности - неизменные спутники успешного человека.
Поездки по крупным предприятиям республики показали, что в промышленность приходят молодые люди. К примеру, средний возраст коллектива Электромеханического завода, где 245 работников, - 33 года. Юные новаторы сегодня работают и на таких предприятиях, как Чебоксарский завод строительных материалов, ЗАО "Электросила", ООО НПП "ЭКРА", ОАО "ВНИИР", ОАО "АБС Автоматизация", ЗАО "Чебоксарский электромеханический завод", ООО "Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры", и многих других. Это дает нам уверенность в том, что Чебоксары и впредь будут центром электротехнической промышленности и релестроения.
Чем больше будет на предприятиях и в организациях молодых профессионалов, готовых рисковать, предлагать собственные неординарные методы, тем более успешным и продуктивным будет направление, в котором они работают. И такой подход применителен к любой сфере - технической, экономической, социальной и бюджетной.
Считаю, что молодежи нужно больше доверять и в молодежь надо верить!
Чувашия, по экспертным оценкам, находится в числе субъектов Российской Федерации с высокой степенью инвестиционной привлекательности и относительно стабильным кредитным рейтингом. И власть должна создать все условия для поддержания этого статуса, а бизнес и общество всячески содействовать инвестиционной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Первое: добиться общего улучшения конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.
Второе: упростить процедуры начала и ведения предпринимательской деятельности, сократить административные барьеры при оформлении регистрационных и разрешительных документов.
Третье: добиться устранения ограничений для перемещения товаров, формировать и совершенствовать информационную и технологическую инфраструктуру.
Четвертое: повысить эффективность защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством подготовки предложений по совершенствованию антимонопольного регулирования, обеспечить равный доступ организаций на рынок социально значимых товаров и услуг, ограничить недобросовестную ценовую конкуренцию и сделать все для пресечения монополистской деятельности.
Пятое: организовать сбор, анализ и публикацию информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей, повысить информационную прозрачность деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности, ограничив прямое участие государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности.
Шестое: содействовать развитию государственного и муниципального заказа, в том числе расширению практики заказа социальных услуг на основе конкурсных процедур.
По каждой из названных задач должен быть проведен тщательный анализ с конкретными оценками. Мониторинг ситуации, в том числе результатов переговоров с потенциальными инвесторами на каждом этапе, должен носить постоянный характер. В связи с этим я буду оценивать работу министров и глав муниципалитетов по объемам привлеченных средств, количеству реализованных проектов, созданных новых рабочих мест и активности бизнес-сообщества. Только так мы сможем последовательно и комплексно повышать привлекательность региона.
Сегодня имеются все необходимые предпосылки для развития эффективного бизнеса на территории республики.
Чувашия является достаточно энергосбалансированным регионом. Энергетический комплекс республики стабильно развивается, обеспечивает надежное снабжение потребителей всеми видами энергоресурсов. Тарифы на электроэнергию являются одними из самых низких в стране.
В ближайшие годы будет осуществлена модернизация федеральной автодороги М-7 "Волга" до параметров дороги первой категории с созданием и развитием придорожной инфраструктуры, с привлечением инвестиций ориентировочно в размере 10,6 млрд. рублей. Эта магистраль входит в транспортный коридор "Восток - Запад". Уже сейчас в рамках этой программы начато строительство моста через реку Сура.
Для реализации ряда перспективных и знаковых для республики проектов в Новочебоксарске на площади 300 гектаров предусмотрено создание территории опережающего развития, где будет развернута мощная промышленно-производственная площадка с развитой инженерной инфраструктурой.
Роль сити-менеджеров в успешной реализации таких проектов заключается не столько в организации бесперебойного функционирования всех жизнеобеспечивающих систем, сколько в создании благоприятного климата на территории городов и районов Чувашии для успешного развития самих муниципалитетов. На днях в республику поступят средства из федерального бюджета для реализации комплексных проектов по программе поддержки моногородов. Благодаря слаженным действиям органов власти всех уровней в список 35 моногородов России, выдержав строгий экзамен, вошел город Новочебоксарск. Ему будет оказана поддержка только из федерального бюджета в размере 870 млн. 150 тыс. рублей да плюс - республиканский бюджет. Это позволит создать в перспективе базис для экономического роста, условия для развития предпринимательства, отраслей материального производства и социальной сферы и, как следствие, содействовать решению проблемы занятости, повышению бюджетной устойчивости моногорода.
Минрегион России до 1 апреля 2011 года будет осуществлять отбор еще 15 моногородов. Надеюсь на глав наших городов, на участие в конкурсе и победу еще хотя бы одного моногорода Чувашии. Кабинет Министров окажет вам в этом содействие.
Наша цель - формирование образа Чувашии как региона, благоприятного для туризма. В этом году туристические организации Чувашии обслужили около 100 тыс. человек. Объем оказанных туристических услуг, по предварительным данным, составляет 310 млн. рублей (в 2009 году - 223 млн. рублей), что больше в 1,4 раза. Считаю, что у нас есть потенциал для более значительного роста и мы должны активнее развивать въездной туризм, агротуризм, способствуя созданию новых рабочих мест, сохранению народной культуры, улучшая социально-экономическую ситуацию, и в конечном счете пробудить у туристов огромное желание вернуться, посетить новые места и ощутить снова весь колорит нашего прекрасного края.
Еще раз хочу подчеркнуть для бизнес-сообщества: ничто сегодня не мешает нам в отдельно взятой республике повторить экономическое чудо, случившееся в таких странах, как Бразилия, Китай и Индия. В Чувашии есть для этого все: трудовые и интеллектуальные ресурсы, сложившиеся традиции, трудолюбие и честность людей, благоприятные, можно сказать льготные, условия для организации ведения своего дела - относительно низкие в сравнении с другими регионами цены на электроэнергию. Так, в 2010 году в Чувашской Республике цены на электроэнергию по сравнению с Республикой Марий Эл ниже на 42%, Пензенской областью - на 35%, Ульяновской областью - на 28%. Хочу сказать, что только за счет данного ценового фактора организации республики смогли направить дополнительные средства на развитие своего бизнеса. В 2011 году данная благоприятная ситуация сохранится.
Для сотрудничества с бизнес-партнерами из зарубежных стран, в первую очередь из стран Евросоюза, в Чувашской Республике создан и действует Евро Инфо Корреспондентский Центр - Чувашская Республика. Мы становимся пилотным регионом для реализации проекта Международного торгового центра. Все это внушает сдержанный оптимизм. Осталось правильно позиционировать себя в мировом экономическом пространстве и последовательно приближаться к поставленной цели.
Однако всего этого крайне недостаточно для интенсивного экономического роста, в котором так нуждается народ Чувашии. Людям нужна работа и достойная зарплата. Уровень регистрируемой безработицы в республике остается одним из самых высоких в Приволжском федеральном округе: 2,06% по отношению к численности экономически активного населения. Это более 14 тыс. человек. Кроме того, стабильно высоким остается и уровень задолженности по выплате заработной платы. Предприятия задолжали своим работникам более 120 млн. рублей. Почти 6 тыс. человек не получают зарплату за свой труд из-за отсутствия у предприятий собственных средств. Зачастую это происходит из-за банкротства предприятий, а некоторые недобросовестно используют имеющиеся в законодательстве лазейки. В связи с этим необходимо предусмотреть механизмы защиты простых людей от недобросовестных инвесторов, результаты несостоятельной деятельности которых мы все наблюдаем. Обращаю внимание должностных лиц и на то, что труд и зарплата - показатель социального благополучия населения, который должен быть под постоянным и пристальным контролем органов власти, политических партий и общественных организаций.
Сегодня в республике успешно апробируются новые методы в различных областях деятельности - управлении общественными финансами, ипотечном жилищном кредитовании, модернизации систем образования, здравоохранения и многом другом. Созданы новые высокотехнологичные комплексы и отраслевые кластеры. Высокая динамика развития таких систем достигается не только за счет технологий, но и за счет взаимодействия и сотрудничества. В Чувашии есть все предпосылки для того, чтобы сделать ее территорией новых достижений, новых "точек роста".
Республика имеет успешный опыт комплексной застройки жилых микрорайонов, предусматривающей строительство всей необходимой инфраструктуры - социальной и коммунальной. Сегодня такая застройка ведется на 15 площадках. В г. Чебоксары осуществляется застройка микрорайона "Университетский - 2" общей площадью 47,3 га, предусмотрено ввести 240 тыс. кв. метров жилья для 10 тыс. человек. На участке площадью 6,3 га при сотрудничестве с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства реализуется проект застройки I очереди микрорайона. Первый жилой дом в Российской Федерации, возводимый на земельных участках названного Фонда, будет введен в эксплуатацию именно в Чебоксарах и уже в этом году. При этом необходимо отметить, что на земельном участке площадью 22 га, принадлежащем СХПК "Сад", несмотря на утвержденные планы, застройка ведется с существенным отставанием от графика, что ставит под угрозу своевременную реализацию всего проекта в оговоренные сторонами сроки. Прошу главу администрации столицы и руководство Минстроя республики подтянуться и подтянуть застройщика во благо жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По вводу в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения Чувашия занимает 1 место среди регионов ПФО и 3 место в России. Но, несмотря на принимаемые меры, проблема обеспечения жильем остается острой. Необходимо и в дальнейшем поддерживать взятый курс на стимулирование строительной отрасли в сфере возведения качественного и доступного жилья для жителей Чувашской Республики. В ближайшее время будет принята республиканская программа, предусматривающая комплекс мер по поддержке строительства жилья эконом-класса.
В 2011 году республика должна ввести 886 тыс. кв. метров жилья. Поставленную Председателем Правительства России Владимиром Путиным задачу строительства жилья из расчета 1 кв. метр на каждого жителя мы обязаны выполнить. Для этого у нас с вами есть все возможности. В связи с этим обращаю особое внимание на состояние земель, уже выделенных под строительство. В Чебоксарах под незавершенным строительством с 2006 года находится 189 земельных участков общей площадью 111 га. В жилом районе "Соляное", земли под строительство которого переведены из земель сельскохозяйственного назначения Чебоксарского района более 17 лет назад, построено всего несколько жилых домов, причем данное строительство велось без разработки и утверждения в установленном порядке проекта планировки микрорайона и получения соответствующих разрешений на строительство. Большая часть земельного участка уже более 17 лет пустует, не осваивается и практически захламляется. Администрация г. Чебоксары не принимает действенных мер по данному вопиющему факту. Прошу руководство города встряхнуть нерадивых землепользователей и, может быть, встряхнуться самим.
Нужно ужесточить контроль за эффективным освоением земельных участков, выделенных под строительство, и разработать механизмы их изъятия. Сама процедура отвода земель под строительство должна быть абсолютно прозрачной как для бизнеса, так и для населения. Строители, запятнавшие репутацию невыполнением взятых вместе с землей обязательств, должны компенсировать убытки землевладельцев. Их надо лишать прав на строительство других объектов в пределах региона.
Имущество должно приносить доход, а земля - это то самое богатство, которое не должно попадать в грязные руки дельцов. В конечном счете такой жесткий порядок позволит избежать новых проблем с дольщиками и стихийных дворовых протестов жильцов в связи с уплотнительной застройкой.
В целях стимулирования роста индивидуального строительства, поддержки строительной индустрии, предприятий, освоивших выпуск по типовым проектам экологически чистых быстровозводимых домов, и вовлечения в оборот для жилищного строительства пустующих земель вокруг городов Чебоксары и Новочебоксарск, в Чебоксарском, Мариинско-Посадском, Цивильском, Моргаушском и других районах Кабинету Министров необходимо разработать механизмы безвозмездного предоставления нуждающимся гражданам не менее 10 соток земли под строительство малоэтажного дома с условием обязательного строительства в течение 2 - 3 лет и мораторием на продажу данного земельного участка в течение не менее 10 лет. Такая мера позволит решить задачу, поставленную Президентом Российской Федерации в своем Послании, о предоставлении бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка. Для этого должны быть созданы фонды муниципальных земель.
XXI век - век профессионалов. Эффективно организовать и обеспечить жизнедеятельность муниципалитета сегодня смогут только грамотные, хорошо подготовленные управленцы.
Могу ответственно заявить, что прошедшие выборы в органы местного самоуправления проводились с участием всех региональных отделений политических партий и многие из кандидатов, думаю, реально почувствовали на себе остроту борьбы, предлагая свои идеологические и социально-экономические программы. Считаю, что нормальная политическая конкуренция между различными партиями вовлечет в выборный процесс все большие слои общества, повысит явку избирателей и, следовательно, доверие к представительным органам власти. Это усилит ответственность каждого жителя Чувашии за происходящее вокруг.
Особенностью нынешних местных выборов стало четкое разделение власти на законодательную и исполнительную. Думаю, что это правильный подход к организации местного самоуправления на территории наших городов и районов. Теперь все зависит от того, как этот принцип управления будет реализован избранными главами муниципальных образований и назначенными сити-менеджерами. От их ответственного подхода к делу и профессионализма зависит благополучие наших граждан.
Перед вновь избранными органами местного самоуправления стоят серьезные задачи по улучшению динамики налоговых поступлений в местные бюджеты и повышению налоговой культуры населения. В связи с этим стоит отметить, что сумма доходов по земельному налогу, предъявленная к уплате налогоплательщикам в целом по муниципалитетам, составила 387,9 млн. рублей, а сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот по данному налогу по решению муниципальных образований, - 371,8 млн. рублей. То есть практически один к одному.
Исходя из определенных законом полномочий, органы местного самоуправления должны самостоятельно пополнять свою доходную базу и прежде всего за счет земельного и имущественного налога, стопроцентно поступающего в местные бюджеты. Для всех муниципальных образований это является существенно значимым и стимулирующим фактором развития. А что мы видим? В 2009 году сумма налоговых льгот по земельному налогу, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, к сумме, исчисленной к уплате, составила в Урмарском районе почти 300%, Красноармейском - 245%, Мариинско-Посадском - 233%. Если муниципалитеты такие щедрые, то почему они такие бедные? Ведь от объема поступающих налогов зависят возможности территории в управлении экономикой, поддержании производственной, социальной и финансовой инфраструктуры, выполнении социальных программ. Немаловажное значение при этом имеет скорость движения данных финансовых потоков.
В условиях посткризисного развития одним из ключевых направлений в деятельности органов местного самоуправления является экономное и рациональное использование энергоресурсов. Согласитесь, мы довольно щедро расходуем их, порой целыми днями (и летом, когда светло на улице, и зимой, когда нет необходимости) горят лампочки в подъездах наших домов. А когда получаем квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг и видим там начисления за общедомовые приборы учета электроэнергии, возмущаемся.
Снижение потребления энергии не самоцель, а жизненная необходимость. К 2020 году в России планируется сократить энергопотребление на 40%. В связи с этим обращаюсь к руководителям муниципалитетов и гражданам - давайте вместе поэтапно внедрять в повседневную жизнь принципы ресурсосбережения. Ибо другого варианта у нас с вами нет.
В феврале следующего года в нашей республике планируется проведение выездного расширенного заседания правления ОАО "РусГидро", посвященного энергоэффективности, в ходе которого в Новочебоксарске будет открыт Дворец энергоэффективности.
Переход к практическому, реальному энергосбережению становится все более актуальным в условиях роста тарифов на энергоресурсы. Должно прийти осознание каждым важности элементарных вопросов энерго-, тепло-, ресурсосбережения, экономного и рационального использования энергоресурсов. Повсеместным должно стать широкое внедрение экономных автоматических приборов освещения в местах общего пользования в многоквартирных жилых домах, на улицах городов и сельских поселений, энергосберегающих технологий в отоплении жилых домов и общественных помещений (гостиниц, офисов, магазинов и т.д.), теплосберегающих технологий во вновь возводимых домах и общественных сооружениях.

Мы должны создать комфортные условия для граждан, желающих переселиться в деревню. Весьма актуальным в связи с этим является создание электронных паспортов каждого населенного пункта, доступных и открытых для любого пользователя в Интернете, в том числе через терминалы и центры общественного доступа. Такие электронные паспорта должны содержать данные об имеющихся земельных участках, вакансиях специалистов сельского хозяйства и сельской социальной инфраструктуры, давать общую картину благоустроенности населенного пункта и характеристику его коммуникационных возможностей.
Повышение благосостояния жителей Чувашии неразрывно связано с непрерывным и целенаправленным процессом улучшения и модернизации конкурентоспособной инновационной инфраструктуры.
Качество жизни невозможно повышать без развития сферы быта и услуг, особенно в сельской местности, что является не только экономической, но и важной социальной задачей. Необходимо формировать и развивать грамотную систему управления всей сферой обслуживания. От улучшения качества предоставляемых бытовых, транспортных, жилищно-коммунальных, гостиничных, туристических, медицинских услуг во многом зависит повышение общей культуры.
Еще в Древнем Китае была высказана интересная мысль: "Если земледельцы будут иметь досуг, то хорошие поля перестанут зарастать сорной травой". Понятно, что одними лозунгами и призывами молодежь на селе не закрепишь, здесь требуются реальные дела по созданию необходимых жилищно-бытовых, культурно-просветительских и иных условий. Именно этой цели и подчинена программа модернизации сельских учреждений культуры. Министерству культуры совместно с главами муниципальных образований необходимо продолжить работу в этом направлении.

Хакла ентешемерсем!
Дорогие соотечественники!

Главный наш ресурс - это Человек, его интеллект, знания, направленные на развитие и технологический прорыв.
В Чувашии сделаны серьезные вложения в развитие человеческого потенциала. Это новые школы, всеобщая их компьютеризация и интернетизация. Республика участвует в различных программах, в международных и федеральных проектах и в целом результативно.
Еще в древности говорили: "Мыслящий и деятельный человек - основа общества". Английский историк Генри Томас Бокль уточнял: "Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен". Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться.
В долгосрочной перспективе никогда не бывают успешными люди и страны, которые в трудные времена уделяют внимание только текущим проблемам выживания и не задумываются о будущем, об инвестициях в развитие.
Для того чтобы республика быстрее развивалась, необходимо ставить новые высокие планки и цели. Любое достижение становится примером для подражания и состязательности, за лидерами "тянутся" остальные, стараясь сделать еще больше, лучше, качественней.
В Чувашии действует Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, принятая на законодательной основе. Ответственность за успешную реализацию данного фундаментального документа лежит на нас с вами. В случае, когда жизнь вносит свои коррективы, мы незамедлительно должны реагировать на вызовы экономики и вносить в Стратегию соответствующие изменения.
В связи с этим я прошу всех присутствующих в этом зале держать руку на пульсе этих изменений и по мере необходимости направлять свои конструктивные предложения по реализации основных положений нашего главного экономического документа. Стратегия должна быть живым организмом и действенным инструментом.
Сегодня одна из главных социальных целей - помочь пробудить волю и здоровые амбиции в каждом человеке для строительства сильного и стабильного общества. У нашего народа есть хорошая традиция делать все сообща. Только посредством согласованных, сплоченных действий органов власти всех уровней, широкого участия общественности и эффективного сотрудничества с бизнес-сообществом мы сможем успешно решать задачи дальнейшего социального и экономического развития республики.
Мы хотим сделать жизнь людей лучше, а республику краше. И у меня нет никаких сомнений, а есть полная уверенность, что нам это по плечу. Успех придет, когда есть вера, воля и разум!




Официальная публикация в СМИ:
"Республика", № 52, 15.12.2010,
"Советская Чувашия", № 226, 15.12.2010


Послание Президента ЧР Государственному Совету ЧР от 14.12.2010
"В молодежь надо верить!"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru