УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 23 ноября 2010 г. № 1655н
НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 21 ОКТЯБРЯ 2009 Г. № 569/01 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
ПО ВЕДЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО КАДАСТРА ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 14 ЯНВАРЯ 2010 Г. № 15/01,
ОТ 26 ОКТЯБРЯ 2010 Г. № 790/02)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза приказа
Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 21 октября 2009 г. № 569/01 "Об утверждении административного регламента Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по исполнению государственной функции по ведению регионального кадастра отходов на территории Волгоградской области" (в редакции от 14 января 2010 г. № 15/01, от 26 октября 2010 г. № 790/02) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа
Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 26 октября 2010 г. № 790/02 "О внесении изменений в приказ Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 21 октября 2009 г. № 569/01 "Об утверждении административного регламента Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по исполнению государственной функции по ведению регионального кадастра отходов на территории Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом
утверждается административный регламент
Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по исполнению государственной функции по ведению регионального кадастра отходов на территории Волгоградской области (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа
являются общественные отношения, возникающие в области организации работы исполнительных органов государственной власти в сфере ведения регионального кадастра отходов на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 30.12.2008 № 309-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.10.2010 № 261-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2010 № 126-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 30.07.2010 № 242-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 № 779);
- приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды";
- приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного кадастра отходов" (в редакции от 30.07.2003 № 663);
- приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 № 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
- Уставом
(Основным законом) Волгоградской области;
- Законом
Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 19.04.2010 № 2025-ОД);
- постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 15.11.2007 № 1932 "О ведении регионального кадастра отходов на территории Волгоградской области" (в редакции от 29.06.2009 № 713);
- постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 № 1693 "Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области" (в редакции от 13.09.2010 № 1495).
В соответствии с пунктами "д", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно абзацам 4 и 5 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 5 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679, установлено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
При разработке административных регламентов федеральный орган исполнительной власти предусматривает оптимизацию (повышение качества) исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), в том числе:
а) упорядочение административных процедур и административных действий;
б) устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, если это не противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
в) сокращение количества документов, представляемых заявителями для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет реализации принципа "одного окна", использование межведомственных согласований при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги) без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
г) сокращение срока исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку административного регламента, может установить в административном регламенте сокращенные сроки исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроки исполнения административных процедур в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) по отношению к соответствующим срокам, установленным в законодательстве Российской Федерации;
д) указание об ответственности должностных лиц за соблюдение ими требований административных регламентов при выполнении административных процедур или административных действий.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим постановлением.
Следовательно, исследуемый Приказ
издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 34
Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Приложением
к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" определено, что Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно абзацу 18 пункта 3.4
Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области председатель Комитета издает приказы и распоряжения по Комитету.
Таким образом, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области как орган исполнительной власти вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем издания нормативного правового акта в форме Приказа.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте рассматриваемого Приказа
выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с пунктом 5.7.3
Регламента на обращение (жалобу) Заявителя не дается ответ, если текст обращения (жалобы), а также почтовый адрес Заявителя не поддается прочтению или текст жалобы содержит нецензурные либо оскорбительные выражения.
Вместе с тем согласно частям 3, 4 статьи 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
На основании изложенного выше следует, что федеральное законодательство содержит требования об обязательном уведомлении в семидневный срок гражданина, направившего обращение, в том числе в случае если текст письменного обращения не поддается прочтению.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в компетенцию Российской Федерации в части установления иного порядка рассмотрения отдельных обращений граждан.
Кроме того, в тексте исследуемого Приказа
выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В целях уточнения срока, в течение которого заявителю направляется обращение с разъяснением порядка обжалования судебного решения, предлагаем пункт 5.7.2
Регламента после слова "решение" дополнить словами "в течение семи дней со дня регистрации".
2. Согласно пункту 5.10
Регламента письменный ответ с указанием причин отказа в рассмотрении обращения (жалобы) направляется Заявителю в течение тридцати дней со дня его регистрации.
В данном положении не указаны конкретные случаи, при которых отказывается заявителю в рассмотрении обращения (жалобы).
Порядок рассмотрения отдельных обращений, а также различные сроки уведомления о результатах рассмотрения граждан, направляющих обращения, предусмотрены статьей 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Ввиду некорректной формулировки предлагаем исключить из текста Регламента пункт 5.10
.
Текст рассматриваемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 6 ноября 2009 г. № 208.
Приказы Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 14 января 2010 г. № 15/01
, от 26 октября 2010 г. № 790/02
, вносящие изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 20 января 2010 г. № 9, от 3 ноября 2010 г. № 206.
Вывод: Правовая экспертиза пришла к выводу, что приказ
Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 21 октября 2009 г. № 569/01 "Об утверждении административного регламента Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по исполнению государственной функции по ведению регионального кадастра отходов на территории Волгоградской области" (в редакции от 14 января 2010 г. № 15/01, от 26 октября 2010 г. № 790/02) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем учесть замечания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
Государственный советник
юстиции Российской Федерации
II класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ