Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 30 сентября 2010 г. № 02-13/9354

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 29 сентября 2010 г. № 1433н

НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 9 НОЯБРЯ 1999 Г. № 327-ОД
"О РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 25 ЯНВАРЯ 2001 Г. № 501-ОД,
ОТ 19 МАРТА 2001 Г. № 518-ОД, ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2007 Г.
№ 1617-ОД)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена повторная юридическая экспертиза Закона Волгоградской области от 9 ноября 1999 года № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области" (в редакции от 25 января 2001 г. № 501-ОД, от 19 марта 2001 г. № 518-ОД, от 29 декабря 2007 г. № 1617-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Повторной юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон конкретизирует порядок реализации правоотношений в сфере оплаты труда, регулирование их на основе социального партнерства, порядок исполнения государственных гарантий; определяет права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области и их ответственность (преамбула Закона).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере оплаты труда.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2009 № 213-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 27.07.2010 № 191-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (в редакции от 29.09.2009 № 725);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем 2 части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Закона заработная плата (оплата труда) - сумма выплат в денежной форме, получаемых работником через регулярные периоды времени в отработанное время или за выполненную работу, а также за неотработанное, но подлежащее оплате время. Допускается натуральная форма оплаты труда как исключительная мера, предусмотренная в коллективном договоре, и только с согласия получателя (с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации).
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно части 2 статьи 131 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.
Следовательно, Трудовым кодексом Российской Федерации возможность оплаты труда в неденежной форме может предусматриваться не только коллективным договором, но и трудовым договором. Кроме того, оплата труда в неденежной форме может осуществляться только при наличии письменного заявления работника.
Согласно части 9 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации иного понятия заработной платы (оплаты труда работника); иных оснований оплаты труда в неденежной форме, чем предусмотрено федеральным законодательством.
2. В соответствии с абзацем 4 статьи 2 Закона коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем.
Согласно части 1 статьи 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации перечня субъектов трудовых правоотношений при заключении коллективного договора в части индивидуальных предпринимателей.
3. В соответствии с абзацем 7 статьи 2 Закона социальное партнерство - основанные на законах Российской Федерации и Волгоградской области взаимоотношения между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с целью выработки и принятия решений по социально-трудовым и социально-экономическим вопросам для удовлетворения интересов различных социальных групп населения через проведение взаимных консультаций, переговоров, достижение и заключение сторонами соглашений, коллективных договоров.
Согласно статье 23 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Статьей 25 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
В соответствии со статьей 27 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство осуществляется в формах:
- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;


Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении иной системы оплаты труда, чем предусмотрено в трудовом законодательстве.
23. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона размер оплаты труда (средний заработок) руководителя не может превышать 8-кратный средний заработок работника организации и отражается в коллективном договоре.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии иные поощрительные выплаты).
Статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 1 Закона ограничения в отношении размера оплаты труда руководителей распространяются на все организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории Волгоградской области, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и региона их государственной регистрации.
Так, в соответствии с пунктом 6 Положения об установлении системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583, заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 19.07.1998 № 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" определено, что избрание генерального директора народного предприятия, досрочное прекращение его полномочий, а также установление ему размера заработной платы отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 указанного Федерального закона размер оплаты труда генерального директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" трудовые отношения членов кооператива регулируются настоящим Федеральным законом и уставом кооператива, а наемных работников - законодательством о труде Российской Федерации.
Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива и его наемных работников. Оплата труда в кооперативе может производиться в денежной и (или) натуральной формах на основании положения об оплате труда, разрабатываемого непосредственно кооперативом.
Кроме того, в соответствии пунктом 4 статьи 5 Закона Волгоградской области от 06.03.2009 № 1862-ОД "Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Волгоградской области" должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников учреждения (за исключением руководителя, его заместителей и главного бухгалтера) и не должен превышать пяти размеров средней заработной платы без учета компенсационных выплат.
Согласно пункту 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации ограничений максимального размера оплаты труда руководителей в федеральных бюджетных учреждениях, в органах местного самоуправления, а также руководителей иных организаций, размер оплаты труда которых определяется по соглашению сторон.
24. В соответствии со статьей 16 Закона критериями установления размера оплаты труда руководителей организаций небюджетной сферы являются следующие показатели работы организации:
1) объемы работ (услуг), их технологическая сложность;
2) величина прибыли;
3) численность работающих;
4) соотношение размера оплаты труда (среднего заработка) руководителя организации и размеров оплаты труда (среднего заработка) работников организации.
Согласно части 2 статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.
Частью 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации иного порядка определения размера оплаты труда руководителей организаций небюджетной сферы.
25. В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение нормативов по оплате труда, нарушение и невыполнение тарифных соглашений по регулированию оплаты труда, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
Согласно статье 362 Трудового кодекса Российской Федерации руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в полномочия Российской Федерации по вопросу установления ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Следует отметить, что понятийный аппарат исследуемого Закона не соответствует Трудовому кодексу Российской Федерации; текст Закона не отражает тенденции изменений действующего законодательства, в связи с чем содержит значительный объем норм, не соответствующих законодательству Российской Федерации.
Абзацем 1 пункта 3 и абзацем 1 пункта 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2004 № 7-П предусмотрено, что согласно конституционным принципам правового государства, справедливости и равенства всех перед законом и судом вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями, порождает противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к произволу и, следовательно, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона; самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущее ее произвольное толкование правоприменителем.
Таким образом, на момент проведения юридической экспертизы достаточным и необходимым для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом, анализируемый Закон не является.
Содержание и форма исследуемого Закона соответствуют правилам законодательной техники.
Текст анализируемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 23 ноября 1999 г. № 218.
Законы Волгоградской области от 25 января 2001 г. № 501-ОД, от 19 марта 2001 г. № 518-ОД, от 29 декабря 2007 г. № 1617-ОД, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 февраля 2001 г. № 34, от 18 апреля 2001 г. № 71, от 16 января 2008 г. № 6.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 9 ноября 1999 года № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области" (в редакции от 25 января 2001 г. № 501-ОД, от 19 марта 2001 г. № 518-ОД, от 29 декабря 2007 г. № 1617-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаю рассматриваемый Закон признать утратившим силу; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
Государственный советник
юстиции Российской Федерации
III класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 29.09.2010 № 1433н
"На Закон Волгоградской области от 9 ноября 1999 г. № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области" (в редакции от 25 января 2001 г. № 501-ОД, от 19 марта 2001 г. № 518-ОД, от 29 декабря 2007 г. № 1617-ОД)"
(направлено письмом от 30.09.2010 № 02-13/9354)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru