Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2010 г. по делу № 33-2602/2010

Судья: Сурнина Л.Г.
Докладчик: Орлова О.А.
15 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего: Захарова Н.И.
судей: Орловой О.А. и Игнатенковой Т.А.
при секретаре: З.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по кассационной жалобе ответчика ООО "С" на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 01 сентября 2010 года, которым постановлено:
Взыскать с ООО "С" в пользу В. страховое возмещение в размере 196 650,00 (сто девяносто шесть тысяч шестьсот пятьдесят) рублей.
В. в иске к ЗАО "С" отказать.
Взыскать с ООО "С" государственную пошлину в бюджет администрации города Липецка 5 133,00 (пять тысяч сто тридцать три) рубля.
Заслушав доклад судьи Степановой В.В., судебная коллегия

установила:

В. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению М. (далее - ФБУ "М"), ЗАО "С" и ООО "С" о взыскании страхового возмещения.
Свои требования обосновала тем, что проходила службу в Федеральной службе исполнения наказания по Липецкой области с 1985 г. и была уволена приказом № 150-лс от 06.07.2009 г. по п. "з" ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья). 10.03.2010 г. ей была установлена третья группа инвалидности по причине заболевания, возникшего в период прохождения службы, что в соответствии с действующим законодательством является страховым случаем. Однако, в выплате страхового возмещения в размере 25 окладов денежного содержания ООО "С", с которым ФСИН России в настоящее время заключен государственный контракт страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также ЗАО "С", являвшимся страховщиком в 2009 году в период ее работы, ей было отказано.
Просила взыскать 111 325 рублей из расчета 25 окладов по штатной должности на момент увольнения.
В судебном заседании В. отказалась от иска к ФБУ "М" и, уточнив исковые требования, просила взыскать страховую сумму из расчета 25 окладов месячного денежного содержания, установленных на день выплаты страховых сумм.
Представители ответчиков ЗАО "С" и ООО "С" в судебное заседание не явились.
В письменных возражениях на иск представитель ООО "С" указал на нарушение правил подсудности, поскольку иски о взыскании страховых выплат не отнесены к альтернативной подсудности. В отношении предмета спора полагал, что надлежащим ответчиком по делу должен являться страховщик, осуществлявший в 2009 году страхование сотрудников ФСИН России, поскольку премия по застрахованному лицу - истцу, поступила именно в эту страховую организацию. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ЗАО "С" в письменном отзыве иск не признал, обосновав свои возражения тем, что страховой случай - установление инвалидности наступил в 2010 году, следовательно, обязательство по выплате страхового возмещения должен исполнять страховщик, с которым на 2010 год заключен государственный контракт.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В кассационной жалобе ООО "С" просит решение отменить, как незаконное и необоснованное и направить дел на новое рассмотрение, ссылаясь на те же доводы, что и в письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав в кассационной инстанции объяснения истца В., ее представителя адвоката Шалютина А.С., возражавших против отмены решения суда, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно п. 1 ст. 935 ГК РФ законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу.
Статьей 969 ГК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенной категории (часть 1 п. 1).
В отношении сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы 28 марта 1998 года принят Федеральный закон № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (с последующими изменениями).
Согласно подп. 1, 2 ст. 1, абз. 2 ст. 4 данного Закона, жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала службы в органах внутренних дел Российской Федерации по день окончания службы.
В соответствии с положениями статьи 4 названного Федерального закона одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В силу ч. 2 ст. 5 указанного Закона страховая сумма в случае установления застрахованному лицу 3 группы инвалидности в период прохождения службы либо до истечения года после увольнения со службы выплачивается в размере 25 окладов.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 года № 4015-1 (с последующими изменениями), п. 1 ст. 929 и подп. 2 п. 1 ст. 942 Гражданского кодекса РФ, страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату.
В соответствие со ст. 942 Гражданского кодекса РФ существенным условием при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком является соглашение о застрахованном лице.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт "з" статьи 58, а не пункт "а" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что В. проходила службу в органах Федеральной службы исполнения наказания РФ с 1985 года и была уволена с должности начальника Федерального бюджетного учреждения "М" по ст. 58 п. "а" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья) на основании приказа № 1018-к от 23.06.2009 г.
10 марта 2010 года ФГУ "Г" ей была установлена 3 группа инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы.
24 декабря 2008 года между Федеральной службой исполнения наказания (ФСИН России) и ЗАО "С" был заключен Государственный контракт № 568 юр/08 обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, согласно условиям которого ЗАО "С" обязалось оказывать услуги по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в течение 2009 года.
На период 2010 года ФСИН России заключен государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ООО "С".
Истица за выплатой предусмотренного законом страхового возмещения обращалась в установленном законом порядке как в ООО "С", так и в ЗАО "С", которые ей отказали в страховых выплатах.
Суд, удовлетворяя исковые требования истицы о взыскании страхового возмещения, правильно исходил из того, что поскольку истице в течение года после увольнения со службы установлена 3 группа инвалидности у нее в силу ФЗ № 52-ФЗ возникло право на получения страхового возмещение в размере 25 окладов.
При этом суд, определяя размер взыскиваемой страховой суммы, правильно исходил из месячного оклада истицы по занимаемой должности (4832,00 руб.) и месячного оклада по воинскому (специальному) званию (3034,00 руб.), определив к взысканию 196 650, 00 рублей (4832 + 3034 x 25).
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о взыскании указанной суммы с ООО "С", поскольку в силу закона указанная обязанность должна быть возложена на ЗАО "С".
Так, пунктом 1.1 государственного контракта № 568 юр/08 от 24 декабря 2008 года, заключенного между страхователем - ФСИН России, и страховщиком - ЗАО "С", предусмотрено, что предметом контракта является страхование жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Как установлено судом, на 01 января 2010 года В. уже была уволена и не являлась лицом, застрахованным по указанному договору страхования, поэтому обязанности по выплате ей страхового возмещения у ООО "С" не возникло.
Пунктом 3.1.2 государственного контракта 3568юр/08 от 24.12.2008 г., согласно которого в период с 01 января по 31 декабря 2009 года страхование жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы осуществляло ЗАО "С", предусмотрено, что установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы является страховым случаем.
Исходя из условий данного контракта, страховщик несет обязательства по выплате страховых выплат застрахованным сотрудникам, получившим инвалидность в связи с заболеванием, как в период службы, так и до истечения одного года после увольнения со службы.
При этом п. 9.8 государственного контракта № 568 юр/08 от 24.12.2008 года, который предусматривает, что ответственность Страховщика по выплате страховых сумм распространяется на страховые случаи, заявленные ему (о наступлении которых Страховщику стало известно) со дня вступления в силу и по день окончания срока действия наступившего контракта входит в противоречие с пунктом 3.1.2., где определен другой период страхования. Судебная коллегия полагает, что данные противоречия о страховом периоде в условиях государственного контракта противоречат законодательству о страховании, нарушают права застрахованного лица, и не являются основанием для освобождения страховщика от выплаты страховых выплат застрахованному лицу при наступлении страхового случая в течение года после увольнения со службы.
Доводы ответчика ООО "С" о нарушении судом правил подсудности судебная коллегия находит необоснованными, так как при подаче иска один из ответчиков - ФБУ "М", к которому были заявлены исковые требования, находился на территории, подсудной Октябрьскому районному суду г. Липецка, поэтому оснований для передачи дела, принятого к производству без нарушений правил подсудности, у суда не имелось.
Поскольку неправильное толкование норм материального права по существу заявленных требований судом первой инстанции привели к неправильному разрешению спора, то решение суда подлежит отмене.
Учитывая, что все обстоятельства по делу установлены, то, не передавая дело на новое рассмотрение, судебная коллегия полагает вынести новое решение о взыскании страховых выплат в пользу истицы с ответчика ЗАО "С". Соответственно и взыскание госпошлины в соответствие со ст. 333.19 Налогового кодекса подлежит взысканию с ЗАО "С" в размере 5133 рубля (3200 рублей + 2% от суммы, превышающей 100 000 рублей).
А в иске В. к ООО "С" о взыскании страхового возмещения отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 01 сентября 2010 года отменить, постановить новое решение, которым:
"Взыскать с ЗАО "С" в пользу В. страховое возмещение в размере 196 650 рублей (сто девяносто шесть тысяч шестьсот пятьдесят рублей).
В. в иске к ООО "С" о взыскании страхового возмещения отказать.
Взыскать с ЗАО "С" госпошлину в доход бюджета городского округа г. Липецка в размере 5 133 (пять тысяч сто тридцать три) рубля".

Председательствующий

Судьи




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Липецкого областного суда от 15.11.2010 по делу № 33-2602/2010
<Ответчик по делу о взыскании страхового возмещения заменен, поскольку противоречия о страховом периоде в условиях государственного контракта не являются основанием для освобождения страховщика от уплаты страховых выплат застрахованному лицу при наступлении страхового случая в течение года после увольнения со службы>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru