Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2010 г. по делу № А45-7797/2010

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 мая 2010 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Васютиной О.М., при ведении протокола судьей Васютиной О.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер", г. Новосибирск
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск
третье лицо - Рольгейзер Александр Юрьевич, г. Новосибирск
о признании незаконным решения от 18.03.2010, предписания от 18.03.2010,
с участием представителей:
заявителя: Качусова И.С. - по доверенности № 1 от 22.03.2010, паспорт, Букин В.Н. - главный врач, распоряжение Администрации Новосибирской области от 21.01.2009 № 23-16-рк, паспорт
заинтересованного лица: Куст И.Ю. - по доверенности № СГ/18 от 11.01.2010
третье лицо: Рольгейзер А.Ю. - паспорт

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными решения по делу № 23 от 18.03.2010, предписания № 14 от 18.03.2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области, антимонопольный орган).
Заявленные требования мотивированы тем, в действиях учреждения, выразившихся в направлении письма от 16.02.2009 № 189 "О медицинском заключении" (далее - письмо от 16.02.2009 № 189), отсутствует нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Письмо от 16.02.2009 № 189, в котором перечислены специализированные учреждения, уполномоченные осуществлять медицинское освидетельствование граждан врачом психиатром-наркологом для определения годности к управлению транспортными средствами, явилось комментарием к Инструкции о порядке прохождения медицинского освидетельствования для определения годности к управлению транспортными средствами и оформления медицинской справки для предъявления в органы ГИБДД, утвержденной Приказом департамента здравоохранения Новосибирской области и Главного управления внутренних дел по Новосибирской области от 28.11.2008 № 1848/646 (далее - Инструкция). Письмо соответствует Инструкции, поскольку иные хозяйствующие субъекты, не перечисленные в письме от 16.02.2009 № 189, не ведут картотеки больных, не имеют к ним доступ, в связи с чем не могут выполнить требования п. 10 Инструкции, предусматривающей проверку по базе данных диспансера (кабинета) факта нахождения гражданина на учете. Кроме того, не указанные в письме от 16.02.2009 № 189 медицинские организации не имеют врачебных комиссий, уполномоченных органом здравоохранения, на обследование которой врач-специалист направляет гражданина при подозрении на наличие у него психического или наркологического заболевания.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что учреждение правомерно признано нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Рольгейзер Александр Юрьевич.
Третье лицо возражало против удовлетворения заявленных требований, указывая, что пациентам предоставлено право на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения, действующее законодательство не ограничивает право гражданина пройти медицинское освидетельствование для определения годности к управлению транспортными средствами в любой медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию, независимо от ее организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности. Незаконные действия заявителя направлены на получение для себя преимуществ при осуществлении медицинской деятельности путем распространения сведений, противоречащих действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Новосибирской области поступило заявление гражданина Рольгейзера Александра Юрьевича на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер", связанные с распространением сведений, направленных на получение преимуществ при осуществлении медицинской деятельности.
Рольгейзер А.Ю. в своем заявлении сообщил, что РЭО ГИБДД УВД по Советскому району г. Новосибирска отказало ему в приеме заявления о замене водительского удостоверения и документов, приложенных к нему (медицинской справки), и в качестве мотива отказа выдало копию письма Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер" от 16.02.2009 № 189, в котором разъясняется, что действительной для предъявления в органы ГИБДД может считаться медицинская справка, содержащая отметки и оттиски печатей и штампов только медицинских учреждений, указанных в письме.
Также Рольгейзер А.Ю. представил антимонопольному органу ответ Главного управления внутренних дел по Новосибирской области (в лице Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения) от 02.07.2009 № 16/Р-6, в котором говорится, что медицинское освидетельствование для определения годности к управлению транспортными средствами можно пройти в любой, (имеющей соответствующую лицензию) медицинской организации, но в полученной медицинской справке, выданной для определения годности к управлению транспортными средствами, необходимо поставить отметки психиатра и нарколога в наркологических кабинетах муниципального учреждения здравоохранения города Новосибирска "Консультативно-диагностическая поликлиника № 2", так как только в ведении этого учреждения находится картотека больных, проживающих на закрепленной территории и/или находящихся на диспансерном наблюдении.
На основании заявления Рольгейзера А.Ю. УФАС по Новосибирской области проведена проверка соблюдения учреждением антимонопольного законодательства, по результатам которой решением УФАС по Новосибирской области от 18.03.2010 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер" признано нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции". Указанное нарушение выразилось в совершении действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении медицинской деятельности путем распространения сведений, противоречащих законодательству Российской Федерации, а также ложных сведений, которые могут другим хозяйствующим субъектам: причинить убытки (понудить граждан отказаться от услуг медицинского освидетельствования в иных медицинских учреждениях), нанести ущерб их деловой репутации (поставить под сомнение законность их деятельности), ввести в заблуждение относительно потребительских свойств товара (медицинского заключения и медицинской справки), а именно: направлении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер" в адрес УГИБДД УВД по Новосибирской области письма № 189 от 16.02.2009.
На основании решения от 18.03.2010 учреждению выдано предписание от 18.03.2010 № 14, в соответствии с которым ему необходимо в срок до 29.03.2010 прекратить нарушение п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции". Для исполнения предписания Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер" необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего отозвать письма о действительности медицинской справки по результатам наркологического обследования, имеющей отметки и оттиски печатей и штампов только определенных медицинских учреждений, в том числе письмо № 189 от 16.02.2009.
Заявитель, полагая, что указанные ненормативные правовые акты не соответствуют закону и нарушают его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд находит требования не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377, алкоголизм, наркомания, токсикомания являются медицинскими противопоказаниями к водительской деятельности.
Учреждение в письме от 16.02.2009 № 189 указало перечень из четырех организаций, которые являются на территории Новосибирской области специализированными диспансерами (кабинетами) наркологического профиля, проводящими медицинское освидетельствование гражданина для определения годности к управлению транспортными средствами.
Согласно ст. 37.1. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинская помощь, в том числе психиатрическая и наркологическая, оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
Диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности (статья 55 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Статья 2 Закона о лицензировании определяет, что лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданных лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о лицензировании вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, содержит нормы, предусматривающие предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, независимо от организационно-правовой формы, лицензий на осуществление медицинской деятельности, в том числе по выполнению работы (услуги) по психиатрии, психиатрии-наркологии.
Таким образом, наркологическая помощь, в том числе обследование, может осуществляться не только учреждениями, указанными в письме учреждения от 16.02.2009 № 189, но и иными лицами, имеющими лицензию на осуществление соответствующего вида работ (услуг) медицинской деятельности.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
В соответствии с п. 7 Инструкции о порядке прохождения медицинского освидетельствования для определения годности к управлению транспортными средствами и оформления медицинской справки для предъявления в органы ГИБДД, утвержденной Приказом департамента здравоохранения Новосибирской области и Главного управления внутренних дел по Новосибирской области от 28.11.2008 № 1848/646 (далее - Инструкция), медицинское освидетельствование для определения годности к управлению транспортными средствами является платной услугой.
Соответственно, все лица, предоставляющие медицинские услуги по освидетельствованию для определения годности к управлению транспортными средствами, являются хозяйствующими субъектами (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
На территории Новосибирской области имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работы (услуги) по психиатрии, психиатрии-наркологии также иные, не указанные в письме от 16.02.2009 № 189, хозяйствующие субъекты.
В рассматриваемом случае учреждение, направив в УГИБДД УВД по Новосибирской области письмо от 16.02.2009 № 189, совершило действия, признаваемые Федеральным законом № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" недобросовестной конкуренцией, поскольку распространило сведения, противоречащие законодательству Российской Федерации, то есть ложные, неточные, искаженные сведения, которые могут причинить убытки хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации, а также ввело в заблуждение в отношении потребительских свойств товара (медицинского заключения и медицинской справки).
В результате действий учреждения поставлена под сомнение репутация фирм, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работы (услуги) по психиатрии, психиатрии-наркологии, а именно: законность их деятельности по медицинскому освидетельствованию (врачом-наркологом) для определения годности к управлению транспортными средствами.
Направление учреждением письма в УГИБДД УВД по Новосибирской области от 16.02.2009 № 189 повлекло невозможность использования медицинской справки, выданной другими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работы (услуги) по психиатрии, психиатрии-наркологии по назначению, в том числе для предъявления в орган, уполномоченный на выдачу (замену) удостоверений на право управления автотранспортными средствами.
Данное обстоятельство подтверждается тем, что РЭО ГИБДД УВД по Советскому району г. Новосибирска отказало гражданину Рольгейзеру А.Ю. в приеме заявления о замене водительского удостоверения и документов, приложенных к нему (медицинской справки), в качестве мотива отказа выдало копию письма учреждения от 16.02.2009 № 189, в котором разъясняется, что действительной для предъявления в органы ГИБДД может считаться медицинская справка, содержащая отметки и оттиски печатей и штампов, только медицинских учреждений, указанных в письме.
Довод заявителя о том, что хозяйствующие субъекты, не перечисленные в письме от 16.02.2009 № 189, не ведут картотеки больных, не имеют к ним доступ, в связи с чем не могут выполнить требования п. 10 Инструкции, предусматривающей проверку по базе данных диспансера (кабинета) факта нахождения гражданина на учете, не может являться основанием для ограничения оказания ими медицинских услуг нарколога.
Согласно п. 6 Инструкции гражданин, желающий пройти медицинское освидетельствование для определения годности к управлению транспортными средствами, обращается по своему выбору в любую медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работ (услуг) на проведение экспертизы профпригодности и периодических и предварительных медицинских осмотров, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, предъявив паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также фотографию 35 x 45 мм.
При этом ни нормативные правовые акты указанные выше, ни Инструкция не предусматривают, что медицинская организация, имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работ (услуг) на проведение экспертизы профпригодности и периодических и предварительных медицинских осмотров, должна располагать доступом к картотеке больных, поставленных на учет по месту жительства.
Кроме того, факт нахождения гражданина на учете сам по себе не свидетельствует о наличии у него психиатрических (наркологических) противопоказаний к управлению транспортным средством. При подозрении на наличие психического или наркологического заболевания врач-специалист направляет гражданина на необходимое дополнительное обследование и врачебную комиссию специализированного диспансера. Решение о наличии показаний или противопоказаний у гражданина к управлению транспортным средством принимает врачебная комиссия специализированного диспансера (абз. 6 п. 10 Инструкции).
Довод заявителя о том, что хозяйствующие субъекты, не перечисленные в письме от 16.02.2009 № 189, не имеют врачебных комиссий, уполномоченных органом здравоохранения, на которую врач-специалист в соответствии с п. 10 Инструкции направляет гражданина при подозрении на наличие психического или наркологического заболевания, судом не принимается, поскольку право медицинских организаций на медицинское освидетельствование для определения годности к управлению транспортными средствами определяется лицензией и оно не может быть ограничено учреждением по причине отсутствия у них врачебных комиссий. Суд также отмечает, что согласно Инструкции, не во всех случаях граждане подлежат обследованию врачебной комиссией, а только тогда, когда врач-специалист любой медицинской организации независимо от формы собственности выявит у обратившегося к ней гражданина подозрения на наличие у него психического или наркологического заболевания.
При таких обстоятельствах суд принимает доводы УФАС по Новосибирской области, изложенные в решении от 18.03.2010, приведенные им в обоснование квалификации действий учреждения, выразившихся в нарушении пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции путем направления Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер" в адрес УГИБДД УВД по Новосибирской области письма № 189 от 16.02.2009.
Суд, установив, что оспариваемые ненормативные акты соответствуют законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер" о признании незаконными решения по делу № 23 от 18.03.2010, предписания № 14 от 18.03.2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области отказать.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца с момента его вынесения.

Судья
О.М.ВАСЮТИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2010 по делу № А45-7797/2010 данное решение и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 № 07АП-5942/10 оставлены без изменения.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 № 07АП-5942/10 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.05.2010 № А45-7797/2010
В удовлетворении требований о признании незаконными актов антимонопольной службы отказано, поскольку действия заявителя повлекли невозможность использования медицинской справки, выданной другими организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по медицинскому освидетельствованию (врачом-наркологом) для определения годности к управлению транспортными средствами.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru