Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2008 г. по делу № А79-5756/2008

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Чебоксарской городской ассоциации жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья, г. Чебоксары,
к администрации Ленинского района г. Чебоксары,
об оспаривании постановления от 06.08.2008 № 594,
при участии:
от заявителя - С. по доверенности от 28.07.2008 № 31/1-5,
от администрации Ленинского района г. Чебоксары - Г.А. по доверенности от 29.12.2007,
от ТСЖ "Кулинар" - председателя Г.Т.,

установил:

Чебоксарская городская ассоциация жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья (далее - ассоциация, ГО ЖСК) обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары (далее - Администрация) об 06.08.2008 № 594. Указанным постановлением Ассоциация привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в виде штрафа в размере 10 000 рублей. ГО ЖСК привлечено к административной ответственности за нарушение требований пункта 2.4.2 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г. Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 16.05.2001 № 163 (далее - Правила благоустройства), выразившееся в том, что не произведен покос травы на придомовой территории жилого дома № 17 "А" по пр. Мира в г. Чебоксары, скамейки находятся в неудовлетворительном состоянии.
Заявитель указал, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, 17 "А", находится на обслуживании у ГО ЖСК. Способ управления в данном доме - товарищество собственников жилья "Кулинар".
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на собственника. Обязанность по содержанию земельного участка возникает с момента государственной регистрации права на этот земельный участок. ТСЖ "Кулинар" не оформляло каких-либо прав на земельный участок, в связи с чем содержание земельного участка, расположенного около жилого дома, не является обязанностью ТСЖ.
Указом президента Чувашской Республики от 03.10.2006 № 80 "О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике" предусмотрен план мероприятий по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике. То есть с момента установления границ землепользования, ТСЖ "Кулинар" будет обязано содержать и обслуживать земельный участок, определенный за ТСЖ.
В указанном жилом доме четыре подъезда, возле каждого стоят новые скамейки, которые были подарены кандидатом в депутаты городского собрания г. Чебоксары по местному территориальному округу.
Определением суда от 22.08.2008 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено товарищество собственников жилья "Кулинар".
В судебном заседании представитель ГО ЖСК заявление поддержал. Пояснил, что при рассмотрении административного дела в Администрации речь шла о нескошенной траве и скамейке, которые находятся не на придомовой территории (непосредственно возле дома - четыре метра от стен дома по периметру), а на территории, находящейся за ограждением дома. А этот земельный участок принадлежит городу Чебоксары.
Представитель Администрации заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что в ходе проверки, проведенной 01.08.2008, было установлено, что на придомовой территории дома № 17 "А" по пр. Мира в г. Чебоксары не произведен покос травы, скамейки находятся в неудовлетворительном состоянии.
Обслуживание данного жилого дома осуществляет ГО ЖСК, которое свои обязанности по осуществлению благоустройства придомовой территории не выполнило.
При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель Ассоциации пояснил, что в связи с болезнью дворника участок запустили, обязался заменить скамейку, а также сообщил, что за данное нарушение сотрудники понесли наказание. Таким образом, представитель заявителя не отрицал факт совершения нарушения.
Представитель ТСЖ "Кулинар" поддержал позицию заявителя. Пояснил, что в 2007 году проведено межевание земли, определены границы земельного участка, отведенные под дом № 17 "А" по пр. Мира в г. Чебоксары. Эта граница расположена на расстоянии четырех метров от стен дома по всему периметру.
Со стороны подъездов дома - во дворе, земля отошла муниципальному унитарному предприятию "Ленинской районное управление жилищно-коммунального хозяйства".
С противоположной стороны дома земля является собственностью г. Чебоксары.
Председатель ТСЖ "Кулинар" Г. лично скашивала траву вокруг дома, а также на территории г. Чебоксары 6-8 июня 2008 года. Второй раз она косила траву только вокруг дома 17, 18 июля 2008 года. Со стороны детского сада около дома растут многолетние высокие цветы, которые она скашивать не стала. У четвертого подъезда со стороны детского сада разбит цветник.
Скамейки возле дома поставили год назад, их подарил депутат Чебоксарского городского собрания депутатов.
Осмотр 01.08.2008 производился представителем Администрации в одностороннем порядке.
Штраф в размере 10 000 рублей является значительной суммой, которая будет отнесена на жильцов дома. При этом 75 процентов жильцов являются пенсионерами и инвалидами.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" нарушение установленных правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - наложение административного штрафа от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту 2.4.2 Правил благоустройства предприятия, учреждения, жилищно-эксплуатационные и другие организации, правления жилищных кооперативов, граждане, владеющие квартирами, домами на праве личной собственности обязаны эксплуатировать здания, сооружения и производить их ремонт в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации, следить за состоянием и установкой всех видов внешнего благоустройства, освещения в пределах отведенной территории, исправным содержанием зданий, фасадов, заборов, вывесок на зданиях, указателей номеров квартир, домовых номерных знаков, своевременно осуществлять их ремонт и покраску.
Как следует из материалов дела, 04.08.2008 в отношении ГО ЖСК составлен протокол об административном правонарушении № 250.
В протоколе указано, что 01.08.2008 в 10 часов 00 минут по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 17 "А" выявлено следующее: не произведен покос травы на придомовой территории, скамейки, МАФ находятся в неудовлетворительном состоянии.
Постановлением административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары от 06.08.2008 № 594 Ассоциация привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", за нарушение пункта 2.4.2 Правил благоустройства.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно подпункту "ж" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, далее - Правила содержания общего имущества) содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (пункт 12 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается либо собственниками помещений путем заключения договоров с управляющей организацией или договоров о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
22.12.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Чебоксары зарегистрировано товарищество собственников жилья "Кулинар".
Согласно пункту 1.1 устава ТСЖ "Кулинар" данное товарищество является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: 428024, г. Чебоксары, проспект Мира, дом 17А, для совместного содержания комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Предметами деятельности ТСЖ "Кулинар" являются, в частности: организация совместного содержания комплекса недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме, его обслуживания обеспечения эксплуатации и ремонта этого комплекса, объектов общей долевой собственности дома, а также владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в доме; организация и осуществление деятельности по реконструкции, обслуживанию, ремонту, эксплуатации, развитию и управлению инфраструктурой в жилищной сфере Товарищества: обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния жилых и нежилых помещений дома, общего долевого имущества дома, а также земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные объекты недвижимости, входящие в имущественный комплекс Товарищества (пункты 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 устава ТСЖ "Кулинар").
В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
Изложенные нормы свидетельствуют о том, что обязанность по содержанию в надлежащем состоянии придомовой территории дома № 17 "А" по пр. Мира в г. Чебоксары, в том элементов озеленения и благоустройства, лежит на ТСЖ "Кулинар".
К административной ответственности привлечено не ТСЖ "Кулинар", а ГО ЖСК, в то время как содержать придомовую территорию в силу закона обязано товарищество собственников жилья.
Действительно, между ГО ЖСК (Исполнитель) и ТСЖ "Кулинар" (Заказчик) заключен договор обслуживания домовладения от 30.07.2004.
В соответствии с пунктом 1.1 договора заказчик передает, а Исполнитель принимает на техническое обслуживание, санитарное содержание и ремонт (за счет собственных средств домовладельцев) домовладение: 80-квартирный жилой дом № 17 "А", расположенный по пр. Мира в г. Чебоксары.
Обязанности Исполнителя (ГО ЖСК) перечислены в пункте 2.1 договора. В число обязанностей Исполнителя, в том числе, входит: уборка лифтов (при их наличии в доме), подъездов и придомовой территории; производство ремонта общедолевой собственности обслуживаемого домовладения при фактическом наличии средств на эти цели.
Из перечня обязанностей ГО ЖСК не следует, что оно обязано производить покос травы на придомовой территории. Ремонтировать скамейки, находящиеся у подъездов дома, ГО ЖСК может только при фактическом наличии на это денежных средств.
При этом вне зависимости от того, имеются ли у товарищества собственников жилья денежные средства, именно товарищество обязано обеспечить выполнение установленных требований к содержанию общего имущества многоквартирного дома.
То есть заключение названного договора не свидетельствует о том, что субъектом административного правонарушения становится ГО ЖСК. Лицом, обязанным соблюдать установленные требования, Правила благоустройства, является ТСЖ "Кулинар".
Ассоциация же является обязанным лицом перед ТСЖ "Кулинар", и в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей несет ответственность перед Товариществом в порядке, предусмотренном разделом 5 договора от 30.07.2004.
Кроме того, суд также отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечислены требования к содержанию протокола об административном правонарушении. В частности, в протоколе должно быть отражено событие административного правонарушения.
Из текста протокола от 04.08.2008 № 250 следует, что на придомовой территории не произведен покос травы, скамейки находятся в неудовлетворительном состоянии.
Однако в протоколе не указано, какой норматив высоты травостоя нарушен; содержащийся в протоколе вывод не подтвержден соответствующими измерениями.
Также в протоколе не отражено, в чем именно заключается неудовлетворительное состояние скамеек.
Допрошенный в качестве свидетеля главный специалист-эксперт отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Чебоксары Т., составивший протокол об административных правонарушениях, пояснил, что скамейки возле дома № 17 "А" по пр. Мира в г. Чебоксары самодельные, часть сколочена из досок, скамейки не покрашены.
Однако на основании какого нормативного акта сотрудник Администрации пришел к выводу, что отсутствие краски на скамейках, а также то, что они изготовлены жителями дома самостоятельно, свидетельствует об их неудовлетворительном состоянии, в протоколе не указано. Не названы критерии, по которым можно установить, в удовлетворительном или неудовлетворительном состояния находятся такие элементы благоустройства, как скамейки.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
На основании исследования всех представленных материалов, пояснений представителей лиц, участвующих в деле, допроса свидетеля, суд пришел к выводу, что администрацией Ленинского района г. Чебоксары не представлено достаточных доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения и обоснованность привлечения к административной ответственности ГО ЖСК.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что заявление Чебоксарской городской ассоциации жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары от 06.08.2008 № 594 о привлечении Чебоксарской городской ассоциации жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2002 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.09.2008 по делу № А79-5756/2008
<Об удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2002 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru