Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2010 г. № 520

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
АВИАТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В целях повышения эффективного и безопасного функционирования авиационной отрасли Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) (Винокуров С.В.), Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.), Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Осипов М.А.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Новиков В.А.):
2.1. При разработке и осуществлении мероприятий, касающихся вопросов развития авиационной отрасли Республики Саха (Якутия), руководствоваться положениями Концепции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия).
2.2. Учесть положения Концепции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия) при разработке подпрограммы "Воздушный транспорт" республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на период 2012 - 2015 годы и основные направления до 2018 года".
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Скрыбыкина А.Н.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 25 ноября 2010 г. № 520

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ АВИАТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ВВЕДЕНИЕ

Концепция развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Концепция) разработана в целях формирования приоритетов, обоснования оптимальных организационно-экономических форм и механизмов обеспечения развития авиатранспортного комплекса в интересах эффективного и безопасного авиаобслуживания населения и экономики региона.
Концепция разработана в рамках исполнения распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2010 года № 338-р "О разработке Концепции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)" в соответствии со следующими документами:
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года;
Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 г.г.)";
Федеральной целевой программой "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 г.г.)";
Федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года";
Транспортной стратегией Республики Саха (Якутия);
Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2030 года;
Республиканской целевой программой "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы и основные направления развития до 2015 года".

1. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
АВИАТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Особенности условий функционирования


Предприятия республиканской собственности (ГУП "Аэропорт "Якутск", ОАО "Авиакомпания "Якутия" и ОАО "Авиакомпания "Полярные авиалинии") действуют с учетом своей производственно-технологической специализации как самостоятельные рыночные структуры, ориентированные на выстраивание собственной маркетинговой стратегии позиционирования на конкурентном авиатранспортном рынке. В то же время с учетом их высокой социальной значимости для экономики и населения республики они получают от своего собственника - Республики Саха (Якутия) легитимно обоснованную финансовую поддержку в части выполнения социально значимых перевозок (через механизмы их бюджетного субсидирования) и инвестиций в модернизацию материально-технической базы (через механизмы реализации республиканских целевых программ развития транспортного комплекса).
Несмотря на то, что в предшествующие годы ряд авиационных структур республики постигла хозяйственная неудача (банкротство), выбранные в настоящее время механизмы функционирования организаций воздушного транспорта республиканской собственности, основанные на рациональном балансе (сочетании) их рыночной самостоятельности и бюджетной поддержки решения социально значимых задач, позволили достичь важных позитивных результатов: стабилизировать финансово-экономическое состояние, поддерживать устойчивое функционирование и динамичное развитие.
Мирнинское авиационное предприятие, являющееся структурным подразделением и, соответственно, корпоративной собственностью акционерной компании "АЛРОСА", по своему механизму деятельности является не рыночной структурой, а "авиатранспортным цехом" крупнейшей в мире алмазодобывающей компании. Финансовый механизм деятельности авиапредприятия включает покрытие на бесприбыльной основе затрат на авиаперевозки, услуги для структур АК "АЛРОСА", а также изъятие в фонды АК "АЛРОСА" полученной от работы со сторонними заказчиками прибыли либо покрытие из средств АК "АЛРОСА" убытка, полученного по работам со сторонними заказчиками. Собственные рыночные стимулы к развитию и повышению эффективности у Мирнинского авиапредприятия в значительной мере ослаблены.
С учетом международного и российского опыта развития авиатранспортного бизнеса, проведенного анализа рыночных тенденций и сопоставления эффективности различных организационно-экономических механизмов деятельности предприятий авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия) рекомендуется следующая структура функционирования основных звеньев авиатранспортного комплекса республики:
- Крупные и средние аэропорты:
Якутск - самостоятельное юридическое лицо, основной собственник - субъект Российской Федерации, в качестве миноритарных акционеров или арендаторов в перспективе может привлекаться частный бизнес;
Мирный - самостоятельное акционерное общество, в рамках предлагаемого реформирования авиатранспортного комплекса акционеры - Республика Саха (Якутия) и Акционерная компания "АЛРОСА".
- Местные аэропорты (включая часть из них, входящих в состав Мирнинского авиапредприятия) - функционирование в составе единого федерального казенного аэропортового предприятия. При этом возможно рассматривать выделение в самостоятельную структуру аэропорта (аэропортов) в зоне интенсивного освоения природных ресурсов с привлечением в качестве инвесторов корпоративных структур, реализующих в регионе долгосрочные инвестиционные проекты.
- Авиакомпания - основной республиканский магистральный и международный авиаперевозчик, развивающийся в направлении превращения в одну из крупнейших сетевых российских авиакомпаний, основной собственник - субъект РФ.
- Авиакомпания - основной оператор на местных воздушных линиях и авиационных работах в регионе, основной собственник - субъект РФ.
Частный бизнес на принципах конкурентного развития и прав равного доступа к рыночному обслуживанию располагает возможностями развития в секторе малой авиации и выполнения авиационных работ, обслуживая специализированные сегменты рынка воздушных перевозок и авиационных работ республики.
Основные необходимые организационные меры и механизмы обеспечения реализации предложенной Концепции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия):
1. Развитие материально-технической базы авиатранспортного комплекса, включающей парк авиационной техники и объекты наземной инфраструктуры (капвложения и инвестиции). Государственная поддержка реализации Концепции может осуществляться по следующим основным направлениям: предоставление государственных гарантий; предоставление инвестиционных налоговых кредитов предприятиям и организациям; стимулирование развития лизинга авиационной и наземной техники авиапредприятий в части возмещения затрат по лизингу; прямые затраты из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на капитальные вложения.
2. Меры государственного регулирования и управления по повышению транспортной и тарифной доступности воздушных перевозок. Совершенствование механизмов субсидирования социально значимых воздушных перевозок на местных, региональных и магистральных направлениях (в части государственного субсидирования перевозок из аэропортов арктической зоны Республики Саха (Якутия) через узловые аэропорты республики ("Якутск", "Мирный", "Полярный", "Нерюнгри") до городов европейской части России по схеме сквозного тарифа.
3. Структурно-имущественное реформирование и совершенствование экономических механизмов функционирования субъектов хозяйственной деятельности в сфере воздушного транспорта Республики Саха (Якутия) в целях повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности авиатранспортного комплекса республики. Создание специализированных крупных авиакомпаний путем консолидации активов существующих авиапредприятий.
В рамках данного мероприятия Концепции необходимо осуществить: разработку ТЭО целесообразности выделения аэропортового комплекса "Мирный" в самостоятельное аэропортовое предприятие; разработку ТЭО целесообразности выделения аэропортового комплекса (комплексов) <*> в самостоятельное аэропортовое предприятие (с привлечением заинтересованных крупных инвесторов); разработку ТЭО передачи местных аэропортов Мирнинского авиапредприятия АК "АЛРОСА" в федеральное казенное предприятие "Аэропорты Севера"; подготовку ТЭО юридической сделки по участию АК "АЛРОСА" в акционерном капитале ОАО "Авиакомпания "Якутия", ОАО "Авиакомпания "Полярные авиалинии"; определение формы оплаты приобретаемых пакетов акций.
--------------------------------
<*> Варианты - Ленск, Талакан

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Реализация рассмотренных в Концепции механизмов развития авиатранспортного комплекса обеспечит:
а) повышение конкурентоспособности гражданской авиации Республики Саха (Якутия) на основе укрупнения региональных летно-технических и аэропортово-производственных комплексов и повышения их инвестиционной привлекательности за счет совершенствования организации и консолидации авиационного бизнеса, перехода к современным формам и механизмам участия крупных корпораций в развитии и поддержании функционирования авиатранспортного комплекса региона (в качестве акционера организаций воздушного транспорта).
Консолидация авиаперевозчиков позволит создать единую магистральную авиакомпанию со стартовым объемом перевозок пассажиров более 1,2 млн. пассажиров в год (которая станет настоящим лидером авиации республики и одновременно имеет реальные шансы войти первую десятку ведущих российских авиакомпаний) и единую внутрирегиональную авиакомпанию со стартовым объемом перевозок более 140 тыс. пассажиров в год; в аэропортовой сфере одной из важных целевых задач является увеличение количества региональных аэропортов, оснащенных взлетно-посадочной полосой с искусственным покрытием;
б) ускорение темпов роста и обновления парка современными, эффективными по расходу топлива воздушными судами и инвестиционной активности укрупненных предприятий авиатранспортного комплекса в соответствии с растущим рыночным спросом на воздушные перевозки и авиационные работы, повышение на этой основе эффективности и инновационной направленности процессов модернизации производственного потенциала и экономической эффективности деятельности авиатранспортного комплекса республики.
До 2015 года будет обеспечено увеличение удельного веса самолетов современных типов в парке авиакомпаний региона до уровня не ниже 50%;
в) рост авиационной подвижности, повышение качества авиатранспортного обслуживания населения и отраслей экономики, сдерживание роста авиатарифов на социальных маршрутах, улучшение транспортной доступности территорий региона и в том числе объемов перевозок по социально значимым авиалиниям.
В 2020 - 2025 годах будет обеспечено повышение средней авиационной подвижности населения до уровня не ниже 2 поездок в год на 1 жителя Республики Саха (Якутия) по сравнению со средней авиационной подвижностью населения в 2009 году 1 поездка в год.




Официальная публикация в СМИ:
"Якутские ведомости", № 78, 08.12.2010


Постановление Правительства РС(Я) от 25.11.2010 № 520
"Об утверждении Концепции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)"

Постановление
Концепция развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
Введение
1. Состояние и основные тенденции развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
Особенности условий функционирования авиатранспортного комплекса
Основные современные тенденции развития российского авиатранспортного рынка
Текущее состояние и основные проблемы развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
Аэропортовая деятельность
Производственные показатели аэропортовой деятельности в Республике Саха (Якутия)
Таблица 1
Авиакомпании и парк воздушных судов
Обобщенные производственные показатели деятельности авиакомпаний Республики Саха (Якутия)
Таблица 2
Информация о парке воздушных судов (ВС) авиакомпаний
Таблица 3
Обеспечение транспортной доступности на внутриулусных и магистральных направлениях
2. Основные проблемы (вызовы) в развитии авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
Таблица 4. Динамика и структура перевозок пассажиров на транспортной работе в 2000 - 2009 г.г.
3. Цели и задачи развития авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
4. Прогнозные условия реализации Концепции
Таблица 5. Прогноз перевозок воздушного транспорта до 2030 года
Таблица 6. Перспективный состав парка воздушных судов авиакомпаний, базирующихся в Республике Саха (Якутия), на период 2020 - 2030 годы
5. Аспекты реформирования авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия)
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru