Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 декабря 2010 г. № 558-р

В целях обеспечения эффективной реализации исполнительными органами государственной власти Рязанской области полномочий по организации транспортного обслуживания населения, организации устойчивой и безопасной работы предприятий транспортного комплекса, повышения качества и доступности предоставляемых услуг по перевозке пассажиров:
1. Утвердить Концепцию развития пригородного и городского пассажирского транспорта Рязанской области на 2011 - 2015 годы (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (Ш.Г.Ахметов) учитывать положения Концепции при реализации мер по развитию транспортного комплекса Рязанской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области учитывать положения Концепции при формировании программ развития пассажирского транспорта на территории муниципальных образований.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Губернатор Рязанской области
О.И.КОВАЛЕВ





Приложение
к распоряжению
Правительства Рязанской области
от 24 декабря 2010 г. № 558-р

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ПРИГОРОДНОГО И ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

Общие положения

Состояние и развитие транспорта имеют для Рязанской области большое значение. Транспорт, наряду с другими отраслями экономики, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных и экономических целей.
В Рязанской области важнейшая роль принадлежит социально-значимым видам пассажирского транспорта - автомобильному, городскому электрическому и пригородному железнодорожному.
Транспортное обслуживание населения этими видами транспорта в целом характеризуется как стабильное, потребности жителей области в передвижениях в основном удовлетворяются.
В первое десятилетие экономических реформ на транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. Созданы основы правовой базы в сфере транспорта, отвечающей новым социально-экономическим условиям. Разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, в целом создана адекватная рыночным условиям система государственного регулирования транспортной деятельности. На территории Рязанской области в основном завершена приватизация транспортных организаций.
Вместе с тем, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным.
В условиях развивающейся экономики транспорт региона не только обеспечивает потребность экономики и населения в перевозках, но и служит материальной базой формирования социально-экономического развития региона, то есть экономика формирует общественный заказ на транспортную систему, а последняя обеспечивает возможность формирования более эффективного экономического пространства.
Комплексный подход к планированию работы пассажирского транспорта призван обеспечить потребности инновационного развития экономики Рязанской области в конкурентоспособных качественных транспортных услугах. При этом обеспечение доступности транспортных услуг для населения является одной из приоритетных целей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р.

1. Обоснование необходимости разработки Концепции

1.1. Анализ функционирования пригородного и городского пассажирского транспорта Рязанской области.
Эксплуатационная длина путей сообщения по состоянию на начало 2010 года составляла 9996,0 км, в том числе автомобильные дороги - 8186,0 км (82%), железнодорожные пути - 1514,0 км (15%), троллейбусные линии - 296,0 км (3%).
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 7695,8 км, из них 7333,3 км, или 95,3%, с твердым покрытием.
Рязанская область характеризуется развитой сетью автомобильных дорог, связывающих между собой 70,1% сельских населенных пунктов региона. По плотности дорожной сети 185,2 км на 1000 кв. км область занимает четвертое место по Центральному федеральному округу.
По состоянию на 01.09.2010 на территории Рязанской области функционируют 5 автовокзалов, 17 пассажирских автостанций и 8 кассовых пунктов общей площадью 2,8 тыс. м2 и суммарной вместимостью 1,4 тыс. пассажиров.
Рынок перевозок пассажиров в Рязанской области представлен предприятиями и организациями автомобильного, городского электрического и железнодорожного транспорта.
В Рязанской области во всех видах сообщений функционирует 504 автобусных маршрута, в том числе 119 городских (из них в городе Рязани действуют 14 троллейбусных маршрутов), 310 пригородных и 75 междугородных.
Протяженность всех автобусных и троллейбусных маршрутов превышает 20 тысяч километров.
В настоящее время полномочия по организации транспортного обслуживания населения в соответствии с действующим законодательством осуществляются центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области в сфере транспорта (пригородные и междугородные межмуниципальные маршруты автомобильного транспорта, пригородное железнодорожное сообщение) и 29 муниципальными образованиями области (городские и пригородные внутримуниципальные маршруты).
Ежемесячно пассажирским автомобильным и городским электрическим транспортом перевозится свыше 17 млн. пассажиров, пассажирооборот составляет 105 млн. пассажирокилометров.

Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обеспечивают: Московская, Юго-Восточная, Куйбышевская и Горьковская железные дороги - филиалы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"). Объем движения пригородных поездов в сутки составляет 59 пар.
За последние несколько лет наблюдается снижение объемов перевозок пассажиров от 1 до 9% в год, связанное с ростом количества автомобилей в личном пользовании граждан, сокращением количества муниципальных социально-значимых маршрутов с низким пассажиропотоком вследствие уменьшения расходов местных бюджетов на транспортное обслуживание населения, а также перераспределением объемов перевозок пассажиров между автомобильным и железнодорожным транспортом, отставание роста доходных ставок от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства, низкими инвестиционными возможностями транспортных организаций, трудностями с привлечением долгосрочных заемных средств, неразвитостью механизмов государственно-частного партнерства.
Значительное влияние на мобильность населения оказывает интенсивная автомобилизация общества. Только за один 2008 год количество легковых автомобилей в собственности граждан возросло по сравнению с 2007 годом на 69225 единиц и составило 294403 автомобиля.
Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек постоянного населения области на 1 января 2009 года составило 254,3 штуки. По этому показателю Рязанская область среди регионов Центрального федерального округа занимает 2-е место, уступая только Москве.
С учетом сокращения численности постоянного сельского населения области преимущественное развитие в последнее время получили перевозки пассажиров в городском сообщении.
На сегодняшний день услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом оказывает 344 перевозчика, в том числе 62 юридических лица и 282 индивидуальных предпринимателя.
В городе Рязани функционируют 2 муниципальных предприятия: пассажирского транспорта - МУП города Рязани "Рязанская автоколонна 1310", городского электрического транспорта - МУП города Рязани "Управление Рязанского троллейбуса".
В Рязанской области осуществляется комплекс мер по обеспечению доступности транспортных услуг для ветеранов, инвалидов и других граждан льготных категорий. Действуют социальные проездные билеты, стоимость которых в настоящее время составляет 220 рублей, что значительно ниже, чем стоимость аналогичных полных билетов.
В 2009 году транспортными организациями реализовано гражданам свыше 740 тысяч социальных проездных билетов, объем перевозок пассажиров по этим билетам составил свыше 33 млн. человек.
На компенсацию расходов перевозчиков, связанных с перевозкой граждан льготных категорий, из федерального и областного бюджетов в 2009 году направлено свыше 66 млн. рублей, на 2010 год предусмотрены финансовые средства в размере 146 млн. рублей, что в 2,2 раза выше по сравнению с прошлым годом.
Реализуются мероприятия по обновлению подвижного состава пассажирского транспорта. В 2009 году приобретены 21 автобус и 13 троллейбусов по программе софинансирования из федерального, областного бюджетов и бюджетов муниципальных образований. В 2010 году по аналогичной программе - 12 автобусов и 10 троллейбусов. За счет собственных средств перевозчиков приобретается 70 - 80 единиц автобусов ежегодно.
Проводится постоянная работа по совершенствованию отношений с перевозчиками, которые базируются на договорной основе, совершенствованию нормативной правовой базы, оптимизации маршрутной сети, повышению качества предоставляемых услуг.
Со всеми перевозчиками заключаются договоры, оформляется необходимая документация, проводится обязательное комплексное обследование всех маршрутов на предмет их безопасного функционирования.
1.2. Основные проблемы развития пригородного и городского пассажирского транспорта.
В результате проведения анализа функционирования отдельных видов пригородного и городского транспорта общего пользования Рязанской области можно сделать вывод о том, что общей проблемой развития пассажирского транспорта является отсутствие межвидовой увязки перевозок пассажиров различными видами транспорта. Вместе с тем, согласованное развитие пассажирского транспортного комплекса также предполагает решение проблем по отдельным его видам.
1.2.1. Автомобильный (городской и пригородный) и городской электрический пассажирский транспорт.
В последние годы обострился вопрос обеспечения безопасности дорожного движения. За 8 месяцев текущего года общее количество ДТП составило 1348 (+4,1% к аналогичному периоду прошлого года (АППГ), количество погибших - 203 человека (+6,3% к АППГ), раненых - 1856 человек (+8,3% к АППГ). При этом с участием автобусов зафиксировано 48 ДТП (+14,3% к АППГ), в том числе по вине водителей автобусов 24 ДТП (+26,3% к АППГ), с участием троллейбусов зафиксировано 119 ДТП (+15,5% к АППГ), в том числе по вине водителей троллейбусов - 59 ДТП (+40,5% к АППГ). При общем положительном относительном показателе на пассажирском лицензируемом транспорте (количество ДТП на 10 тыс. автобусов) по сравнению с регионами Центрального федерального округа (за 8 месяцев 2010 г. - 40,3), что ниже среднего значения по Центральному федеральному округу - 58,5, уровень аварийности в 2010 году повысился.
Одной из основных проблем наземного транспорта общего пользования Рязанской области продолжают оставаться недостаточные темпы обновления парка подвижного состава. С учетом срока полезного использования большинства используемых в области автобусов и троллейбусов (от 7 до 10 лет) и количества эксплуатируемого пассажирского транспорта ежегодно должно приобретаться не менее 200 автобусов и 20 троллейбусов.
В условиях отсутствия в большинстве муниципальных образований перспективных планов развития инфраструктурные ограничения усиливают проблемы развития транспорта. Степень износа автовокзалов и автостанций Рязанской области в среднем составляет более 50%, инфраструктура городского электрического транспорта нуждается в скорейшей реконструкции. Изношенность сети автомобильных дорог составляет 88%. В городских округах с относительно развитой маршрутной сетью отсутствуют или недостаточно развиты системы организации и координации движения пассажирского транспорта.
Развитие рынка перевозок пассажиров предполагает совершенствование структуры и качества управления транспортными процессами. В то же время в ходе реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения органы исполнительной власти муниципальных образований области испытывают трудности в нормативном, организационном и кадровом обеспечении данной работы, что не позволяет им оптимально планировать расходы местных бюджетов на указанные цели.
1.2.2. Пригородный железнодорожный пассажирский транспорт.
Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года на период сохранения монопольного положения ОАО "РЖД" в перевозочной деятельности государством гарантируется право получения услуг железнодорожного транспорта по регулируемым тарифам. В то же время с отнесением полномочий по организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на уровень субъектов Российской Федерации до конца не сформированы принципы и методики формирования государственного заказа на осуществление перевозок пассажиров по регулируемым тарифам.
В целях совершенствования и развития управления железнодорожными пассажирскими перевозками требуется создание эффективного механизма взаимодействия ОАО "РЖД" с исполнительными органами государственной власти Рязанской области. Отсутствие данного механизма не позволяет объективно планировать транспортную работу железных дорог исходя из потребностей области в перевозках, в условиях конкуренции с другими видами пассажирского транспорта.
Одновременно в совместной работе железных дорог и Правительства Рязанской области следует уделять большое внимание вопросам обеспечения безопасности перевозок на объектах железнодорожной инфраструктуры (вокзалы, станции, переезды).

2. Основные цели и задачи Концепции

Целью развития пригородного и городского пассажирского транспорта Рязанской области является обеспечение эффективной реализации исполнительными органами государственной власти Рязанской области полномочий по организации транспортного обслуживания населения с межвидовой увязкой перевозок пассажиров различными видами транспорта путем повышения качества и доступности предоставляемых услуг по перевозке пассажиров и одновременным созданием условий для устойчивой и безопасной работы организаций пассажирского транспорта.
Для достижения поставленной цели в ближайшей перспективе необходимо решить следующие основные задачи:
- повышение качества управления пассажирским транспортом с внедрением инновационных технологий;
- обеспечение безопасности и качества перевозок пассажиров;
- повышение конкурентоспособности и эффективности работы организаций пассажирского транспорта, удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки пассажиров;
- обновление подвижного состава для перевозки пассажиров;
- создание оптимальных резервов в развитии транспортной инфраструктуры.
Задачи, определенные Концепцией, необходимо решать с учетом:
- основных положений федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих направления развития транспортной системы Российской Федерации на долгосрочную перспективу (Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года);
- высоких темпов развития в сфере информационных технологий;
- выгодного географического расположения Рязанской области и неравномерного распределения на ее территории производительных сил;
- демографической ситуации в Рязанской области;
- положения на рынке энергоносителей и материальных ресурсов.

3. Основные направления развития пригородного и
городского пассажирского транспорта

Основой обеспечения развития всех видов пригородного и городского пассажирского транспорта общего пользования на территории Рязанской области является совершенствование нормативной правовой базы по организации транспортного обслуживания населения.
В целях обеспечения межвидовой увязки перевозок пассажиров различными видами транспорта необходимо провести анализ действующего расписания движения и распределения пассажиропотоков городского электрического транспорта, автобусов городского и пригородного сообщения и пригородных поездов в пересадочных узлах железных дорог. Координацию работы железнодорожного и автомобильного транспорта общего пользования целесообразно проводить с учетом состояния и развития сети железных и автомобильных дорог общего пользования, а также предложений органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Рязанской области.
Формирование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность пригородного и городского пассажирского транспорта, необходимо осуществлять с учетом следующих направлений:
3.1. Автомобильный (городской и пригородный) и городской электрический пассажирский транспорт.
3.1.1. Развитие объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, диспетчерские центры, дорожно-транспортная инфраструктура).
3.1.2. Повышение эффективности управления транспортным комплексом (организация дорожного движения с учетом перспективных планов развития городских территорий, использование на транспорте средств навигации, подготовка специалистов в области управления транспортом общего пользования, обеспечение информационной прозрачности деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области и органов местного самоуправления).
3.1.3. Обеспечение доступности услуг транспорта (организация перевозок на социально-значимых маршрутах с малым пассажиропотоком, повышение адресности оказания дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан по проезду наземным пассажирским транспортом).
3.1.4. Разработка комплекса мер, направленных на предоставление равного доступа на рынок перевозок (совершенствование конкурсных процедур и условий формирования маршрутной сети).
3.1.5. Создание условий для устойчивой, эффективной и безопасной работы организаций пассажирского транспорта (подготовка и переподготовка водителей, смотры-конкурсы профессионального мастерства, государственные и муниципальные программы по стимулированию обновления подвижного состава, реализация политики по переводу автотранспорта на альтернативные виды топлива).
3.1.6. Внедрение системы оплаты проезда с использованием современных информационных технологий.
3.2. Пригородный железнодорожный пассажирский транспорт.
3.2.1. Создание эффективного механизма взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области и ОАО "РЖД" путем совершенствования договорных отношений.
3.2.2. Реализация совместных с ОАО "РЖД" инвестиционных проектов на объектах транспортной инфраструктуры на территории Рязанской области.
3.2.3. Обеспечение доступности услуг транспорта (сезонное снижение тарифов, скидки по проезду отдельным категориям граждан областного регистра льготников).
3.2.4. Оптимизация количества пригородных поездов, осуществляющих движение по территории Рязанской области, с учетом потребностей населения в перевозках.
3.2.5. Обеспечение безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

Заключение

Реализацию основных направлений развития различных видов пригородного и городского пассажирского транспорта Рязанской области центральным исполнительным органам государственной власти Рязанской области и органам местного самоуправления муниципальных образований целесообразно осуществлять путем разработки соответствующих проектов долгосрочных целевых программ с использованием программно-целевого метода.
По итогам реализации положений Концепции в Рязанской области будет сформирована эффективная система управления различными видами пассажирского транспорта, создан конкурентный рынок организаций транспорта общего пользования.




Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", № 249, 28.12.2010


Распоряжение Правительства Рязанской области от 24.12.2010 № 558-р
<Об утверждении Концепции развития пригородного и городского пассажирского транспорта Рязанской области на 2011 - 2015 годы>

Распоряжение
Приложение. Концепция развития пригородного и городского пассажирского транспорта Рязанской области на 2011 - 2015 годы
Общие положения
1. Обоснование необходимости разработки Концепции
2. Основные цели и задачи Концепции
3. Основные направления развития пригородного и городского пассажирского транспорта
Заключение

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru