Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2009 г. по делу № А79-6166/2009

Резолютивная часть решения объявлена 30.07.2009 года
Полный текст решения изготовлен 06.08.2009 года

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики - Чувашии, 429330, Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Новая, 5
к индивидуальному предпринимателю П. <...>
о взыскании 257.60 руб.
при участии:
от Управления ПФР в Канаш и Канашском районе Чувашской Республики - Чувашии - ведущего специалиста - эксперта юридического отдела С. по доверенности от 10.06.2009 года № 10902-18/2362

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики-Чувашии обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю П. о взыскании 257.60 руб. штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год.
Представитель заявителя поддержал заявление в полном объеме, по изложенным в нем основаниям, просил взыскать с предпринимателя штраф за непредставление в установленные сроки сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год в размере 257.60 руб.
Предприниматель П. в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом по адресу, указанному в заявлении, Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, адресной справке от 13.07.2009 года.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие предпринимателя по имеющимся в деле документам.
Выслушав представителя Пенсионного фонда, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 13.09.2004 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Чувашской Республике.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики-Чувашии проведена проверка своевременности представления предпринимателем сведений за 2008 год, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в ходе которой установлено, что предприниматель указанные сведения в срок не позднее 01.03.2009 в орган Пенсионного фонда не представил.
Результаты проверки оформлены актом от 19.03.2009 № 1000566, которым предприниматель П. приглашен на рассмотрение материалов проверки в 10 час. 00 мин. 10.04.2009 года в здание Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики-Чувашии. Данный акт 19.03.2009 года направлен в адрес предпринимателя П., что подтверждается реестром почтовых отправлений.
Предприниматель П. на рассмотрение материалов проверки не явился.
Начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики-Чувашии, по результатам рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, вынесено решение от 14.04.2009 № 231242380 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 257.60 руб.
Требованием от 14.04.2009 № 1111010812 предпринимателю предложено в добровольном порядке уплатить штраф в сумме 257.60 руб. в срок до 04.05.2009 года. Решение и требование направлены в адрес предпринимателя 14.04.2009 года, что подтверждается почтовым реестром.
Неисполнение предпринимателем указанного требования явилось основанием для предъявления органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления в суд.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно статье 19 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318, установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно, до 1 марта, в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.
Из вышеуказанного следует, что индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять в территориальный орган сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ежегодно до 1 марта. За непредставление в установленные сроки этих сведений индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа, несут ответственность, установленную пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что предприниматель в срок не позднее 01.03.2009 года не представил в Пенсионный фонд относительно себя сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за 2008 год.
Размер ответственности предпринимателя за непредставление сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета напрямую зависит от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Закона (а именно индивидуальные предприниматели), уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
При этом, размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ (пункт 2 статьи 28 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
В соответствии с постановлением Правительства от 07.04.2008 года № 246 "О стоимости страхового года на 2008 год" стоимость страхового года на 2008 год составляет 3 864 руб.
Подпункт 4 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает, что порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 года № 148 размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года на 12. В рассматриваемом случае 3 864 руб./12 = 322 руб.
В случае если рассчитанный на месяц в указанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере.
В данном случае размер фиксированного платежа (322 руб.) превышает минимальный размер фиксированного платежа, установленного статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (150 руб.), следовательно, уплата фиксированного платежа осуществляется в порядке, установленном Правилами.
Согласно пункту 5 Правил уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа (2576 руб.) направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть (1288 руб.) - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Определением от 12.04.2005 № 164-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой смысл указанных выше положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляющий виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).
В силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Поскольку П. родился <...>, на него в силу вышеназванного положения не может быть возложена обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики-Чувашии обоснованно на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" привлекло предпринимателя П. к ответственности в виде штрафа в размере 257.60 руб.
Проверив порядок и сроки обращения в суд с требованием о взыскании указанного штрафа, суд находит их соблюденными.
Предпринимателем не представлены доказательства добровольной уплаты штрафа, в связи с чем, требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Канаш и Канашском районе Чувашской Республики-Чувашии о взыскании штрафа в размере 257.60 руб. подлежит удовлетворению.
Государственную пошлину суд относит на предпринимателя П. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя П., <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 13.09.2004 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Чувашской Республике, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в сумме 257 руб. 60 коп. за непредставление сведений, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за 2008 год, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме <...>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.08.2009 по делу № А79-6166/2009
<Об удовлетворении заявления о взыскании штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru