Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


Утверждаю
Врио начальника Главного управления
МЧС России по Республике Башкортостан
полковник
______________ В.Ш.Хисамутдинов
24 декабря 2010 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
И ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ПРИВЛЕЧЕНИЮ СИЛ И СРЕДСТВ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ДЛЯ ТУШЕНИЯ
ПОЖАРОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

I. СОЗДАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ И ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к основным видам пожарной охраны относится:
государственная противопожарная служба;
муниципальная пожарная охрана;
ведомственная пожарная охрана;
частная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана.
Основными задачами пожарной охраны являются:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городского округа являются вопросами местного значения (подп. 9 п. 1 ст. 14 и подп. 10 п. 1 ст. 16). Одним из таких вопросов является создание, реорганизация и ликвидация подразделений муниципальной пожарной охраны, установление численности этих подразделений и контроль за их деятельностью.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования.
Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Следует отметить, что статья 18 указанного Федерального закона, устанавливающая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, не относит к полномочиям субъектов Российской Федерации регулирование вопросов добровольной пожарной охраны.
Анализ текста Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статьи 10, 11.1, 12.1, 13 и 19) не дает оснований считать создание муниципальной пожарной охраны обязательным для муниципальных образований. Муниципальная пожарная охрана может быть создана муниципальными образованиями добровольно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Муниципальные подразделения пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления (приложение № 1), целесообразно на базе подразделений противопожарной службы создание единой пожарно-спасательной службы, способной комплексно реагировать на различные деструктивные события и чрезвычайные ситуации любого характера и масштаба.
В таблице № 1 представлен вариант нормирования общего количества технических и кадровых ресурсов подразделений пожарно-спасательной службы в поселениях в зависимости от численности населения и площади территории населенного пункта.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
В каждом муниципальном образовании (включая сельские поселения) должны быть созданы добровольные пожарно-спасательные формирования, укомплектованность которых техническими и кадровыми ресурсами должна, в первую очередь, зависеть от расстояния до ближайшего места дислокации подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации или муниципальной пожарной охраны и состояния подъездных дорог к поселениям муниципального образования, защищаемых добровольной пожарной охраной.
Пример урегулирования муниципальным образованием вопросов, связанных с организацией обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселений представлен в приложении № 2.
Пример создания подразделений добровольной пожарной охраны на территории муниципальных образований, а также регистрации добровольных пожарных указан в приложении № 3.
В таблице № 2 представлены оценочные нормативы укомплектования добровольных пожарно-спасательных формирований техникой и личным составом в сельских муниципальных образованиях.
Организацию служебной деятельности муниципальной пожарной охраны целесообразно проводить в соответствии с нормативными правовыми актами, применяемыми в системе Государственной противопожарной службы МЧС России.
Для определения численности личного состава муниципальной пожарной охраны, создаваемой в муниципальном образовании, предлагаем методику расчета, основанную на оценке соотношения площади обслуживаемой территории муниципального образования и численности проживающего населения на данной территории.
Исходя из тактических возможностей создаваемых подразделений муниципальной пожарной охраны предлагаем определять численность из расчета 1 единица личного состава муниципальной пожарной охраны на 200 человек населения населенных пунктов, расположенных в радиусе 12 километров.
В создаваемых подразделениях муниципальной пожарной охраны организуется круглосуточное дежурство личного состава с использованием пожарной техники. Для обеспечения боевой готовности подразделения муниципальной пожарной охраны с учетом минимального количества личного состава - 5 человек предлагаем организовать дежурство одного водителя круглосуточно и одного водителя на 8-часовой рабочий день.
Обеспечение муниципальных пожарных специальной формой одежды и пожарно-техническим вооружением предлагаем производить согласно действующим нормам.
Подразделение обеспечивается телефонной и радиосвязью.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ДЛЯ ТУШЕНИЯ

Строительство сараев, гаражей и других построек (пристроек) должно осуществляться только после получения в установленном порядке разрешения.
Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения ПО.
На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.
Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.
Места размещения (нахождения) средств ПБ и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по ПБ.
На территориях населенных пунктов, дачных и садовых поселков, общественных и жилых зданий не разрешается оставлять на открытых площадках и во дворах тару (емкости, канистры и т.п.) с ЛВЖ и ГЖ, а также баллоны со сжатыми и сжиженными газами.
На территориях населенных пунктов не разрешается устраивать свалки горючих отходов.

Требования к содержанию частных жилых домов

Скирды (стога), навесы и штабели грубых кормов должны располагаться на расстоянии не менее 50 м до зданий и сооружений.
На стенах жилых домов (калитках или воротах) должны вывешиваться таблички с изображением инвентаря, с которым жильцы этих домов обязаны являться на тушение пожара. У каждого жилого строения должна быть установлена емкость, или бочка с водой, или огнетушитель.
У каждого жилого дома должна находиться приставная лестница, достигающая крыши, а на кровле - лестница, доходящая до конька крыши.
При эксплуатации печей необходимо:
постоянно следить за их исправностью;
стенки печей и дымоходов должны выкладываться из красного кирпича, а в местах пересечения с потолочным перекрытием иметь разделку размером не менее 38 см;
топка печи должна плотно закрываться дверцей с запором;
около печи должен быть предтопочный металлический лист размером не менее 0,5 x 0,7 м (на деревянном или другом полу из горючих материалов).
Печи и дымоходы должны быть обмазаны глиняным раствором и побелены; перед началом отопительного сезона и не реже одного раза в 3 месяца следует очищать дымоходы и печи от сажи.
Не допускается:
применять для розжига печей бензин, растворитель и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
вешать и складировать вблизи печей белье, одежду и другие горючие материалы, а также сушить дрова на них;
высыпать горящую золу из печей вблизи строений;
эксплуатировать печи с наличием в них трещин и разрушений.
Запрещается:
оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям;
располагать топливо, другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;
перекаливать печи.
При эксплуатации электроустановок запрещается:
использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;
обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;
размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
Одновременное включение нескольких электроприборов в электросеть может привести к перегрузке электросети и загоранию электропроводов.
При эксплуатации газовых приборов запрещается:
эксплуатировать неисправное газовое оборудование, а также пользоваться им при утечке газа;
хранить газовые баллоны внутри помещений;
устанавливать (размещать) мебель и другие горючие предметы и материалы на расстоянии менее 0,2 м от бытовых газовых приборов по горизонтали и менее 0,7 м - по вертикали (при нависании указанных предметов и материалов над бытовыми газовыми приборами).
Газовые баллоны (рабочий и запасной) для снабжения газом бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок) должны, как правило, располагаться вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не ближе 5 м от входов в здание.
Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также иметь предупреждающие надписи "Огнеопасно. Газ".
При эксплуатации бытовых керосиновых приборов (керогазов, керосинок, примусов и т.д.) необходимо керосиновые фонари и настольные керосиновые лампы, используемые для освещения помещений, устанавливать на устойчивые основания и эксплуатировать в условиях, исключающих их опрокидывание.
Подвесные керосиновые лампы (фонари) при эксплуатации должны иметь надежное крепление и металлические предохранительные колпаки над стеклами. Расстояние от колпака над лампой или крышки фонаря до горючих (трудногорючих) конструкций перекрытия (потолка) должно быть не менее 70 см, а до стен из горючих (трудногорючих) материалов - не менее 20 см.
Настенные керосиновые лампы (фонари) должны иметь предусмотренные конструкцией отражатели и надежное крепление к стене.
Керосинки, керогазы и примусы должны заправляться топливом в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя. Запрещается заправлять указанные приборы легковоспламеняющимися жидкостями (в том числе бензином, растворителями, спиртами).




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Методические рекомендации МЧС РФ, ГУ МЧС РФ по РБ от 24.12.2010
"Методические рекомендации органам местного самоуправления по созданию муниципальной и добровольной пожарной охраны, привлечению сил и средств подразделений муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров на муниципальном уровне"
(вместе с "Типовым проектом постановления о деятельности муниципальной пожарной охраны", "Типовым проектом постановления об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского (сельского) поселения", "Типовым проектом постановления о деятельности добровольной пожарной охраны", "Типовым проектом постановления о порядке привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории городского (сельского) поселения", "Типовым проектом постановления об организации обучения населения мерам пожарной безопасности и его привлечению к предупреждению и тушению пожаров")

Методические рекомендации
I. Создание муниципальной и добровольной пожарной охраны
II. Организация порядка привлечения сил и средств подразделений муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров на муниципальном уровне
III. Финансирование мер по реализации полномочий органами местного самоуправления в области пожарной безопасности
IV. Гарантии
V. Дополнительные методические материалы
Таблица 1. Вариант нормативов основных ресурсов муниципальной пожарно-спасательной службы
Таблица 2. Оценочные нормативы укомплектования добровольных пожарно-спасательных формирований техникой и личным составом в сельских муниципальных образованиях
Таблица 3. Нормирование минимально допустимого количества технических и кадровых ресурсов противопожарной службы Республики Башкортостан в муниципальных образованиях
Приложение № 1. Типовой проект постановления о деятельности муниципальной пожарной охраны
Приложение. Положение о деятельности муниципальной пожарной охраны
1. Общие положения
2. Основные задачи МПО
3. Основные функции МПО
4. Трудовые отношения в МПО
5. Реорганизация и ликвидация МПО
6. Организация взаимодействия МПО с другими видами пожарной охраны
Приложение № 2. Типовой проект постановления об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского (сельского) поселения
Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского (сельского) поселения
1. Общие положения
2. Основные задачи органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности
3. Функции органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности
Приложение № 3. Типовой проект постановления о деятельности добровольной пожарной охраны
Положение о деятельности добровольной пожарной охраны в границах городского (сельского) поселения
1. Общие положения
2. Организация деятельности ДПО
3. Основные задачи
4. Порядок создания подразделений ДПО и регистрации добровольных пожарных
Реестр добровольных пожарных добровольной пожарной охраны городского (сельского) поселения
Приложение № 4. Типовой проект постановления о порядке привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории городского (сельского) поселения
Приложение № 5. Типовой проект постановления об организации обучения населения мерам пожарной безопасности и его привлечению к предупреждению и тушению пожаров
Рекомендации главам городских (сельских) поселений об организации и порядке обучения населения мерам пожарной безопасности
Журнал учета обучения населения мерам пожарной безопасности по месту жительства
График обучения населения мерам пожарной безопасности
Сведения о ходе обучения населения по участку организатора
Примерная программа проведения обучения мерам пожарной безопасности квартиросъемщиков и владельцев квартир и частных жилых домов
1. Цель проведения
2. Основные причины возникновения пожаров в жилых домах
3. Предупреждение пожаров от основных причин
4. Порядок содержания территорий, чердачных и подвальных помещений
5. Специфические особенности противопожарной защиты жилых домов повышенной этажности
6. Вызов пожарной охраны и действия граждан в случае возникновения пожара
Тематический план группового обучения населения мерам пожарной безопасности по месту жительства
Приложение № 6. Противопожарные мероприятия для муниципального и ведомственного жилого фонда
Меры ПБ для чердачных помещений
Меры ПБ для подвальных и цокольных этажей
Требования к содержанию балконов
Требования к содержанию территории
Требования к содержанию частных жилых домов

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru