Утверждаю
Врио начальника Главного управления
МЧС России по Республике Башкортостан
полковник
______________ В.Ш.Хисамутдинов
24 декабря 2010 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
И ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ПРИВЛЕЧЕНИЮ СИЛ И СРЕДСТВ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ДЛЯ ТУШЕНИЯ
ПОЖАРОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
I. СОЗДАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ И ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к основным видам пожарной охраны относится:
государственная противопожарная служба;
муниципальная пожарная охрана;
ведомственная пожарная охрана;
частная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана.
Основными задачами пожарной охраны являются:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городского округа являются вопросами местного значения (подп. 9 п. 1 ст. 14 и подп. 10 п. 1 ст. 16). Одним из таких вопросов является создание, реорганизация и ликвидация подразделений муниципальной пожарной охраны, установление численности этих подразделений и контроль за их деятельностью.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования.
Вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Следует отметить, что статья 18 указанного Федерального закона, устанавливающая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, не относит к полномочиям субъектов Российской Федерации регулирование вопросов добровольной пожарной охраны.
Анализ текста Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статьи 10, 11.1, 12.1, 13 и 19) не дает оснований считать создание муниципальной пожарной охраны обязательным для муниципальных образований. Муниципальная пожарная охрана может быть создана муниципальными образованиями добровольно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Муниципальные подразделения пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления (приложение № 1)
, целесообразно на базе подразделений противопожарной службы создание единой пожарно-спасательной службы, способной комплексно реагировать на различные деструктивные события и чрезвычайные ситуации любого характера и масштаба.
В таблице № 1
представлен вариант нормирования общего количества технических и кадровых ресурсов подразделений пожарно-спасательной службы в поселениях в зависимости от численности населения и площади территории населенного пункта.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
В каждом муниципальном образовании (включая сельские поселения) должны быть созданы добровольные пожарно-спасательные формирования, укомплектованность которых техническими и кадровыми ресурсами должна, в первую очередь, зависеть от расстояния до ближайшего места дислокации подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации или муниципальной пожарной охраны и состояния подъездных дорог к поселениям муниципального образования, защищаемых добровольной пожарной охраной.
Пример урегулирования муниципальным образованием вопросов, связанных с организацией обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселений представлен в приложении № 2
.
Пример создания подразделений добровольной пожарной охраны на территории муниципальных образований, а также регистрации добровольных пожарных указан в приложении № 3
.
В таблице № 2
представлены оценочные нормативы укомплектования добровольных пожарно-спасательных формирований техникой и личным составом в сельских муниципальных образованиях.
Организацию служебной деятельности муниципальной пожарной охраны целесообразно проводить в соответствии с нормативными правовыми актами, применяемыми в системе Государственной противопожарной службы МЧС России.
Для определения численности личного состава муниципальной пожарной охраны, создаваемой в муниципальном образовании, предлагаем методику расчета, основанную на оценке соотношения площади обслуживаемой территории муниципального образования и численности проживающего населения на данной территории.
Исходя из тактических возможностей создаваемых подразделений муниципальной пожарной охраны предлагаем определять численность из расчета 1 единица личного состава муниципальной пожарной охраны на 200 человек населения населенных пунктов, расположенных в радиусе 12 километров.
В создаваемых подразделениях муниципальной пожарной охраны организуется круглосуточное дежурство личного состава с использованием пожарной техники. Для обеспечения боевой готовности подразделения муниципальной пожарной охраны с учетом минимального количества личного состава - 5 человек предлагаем организовать дежурство одного водителя круглосуточно и одного водителя на 8-часовой рабочий день.
Обеспечение муниципальных пожарных специальной формой одежды и пожарно-техническим вооружением предлагаем производить согласно действующим нормам.
Подразделение обеспечивается телефонной и радиосвязью.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ДЛЯ ТУШЕНИЯ
Строительство сараев, гаражей и других построек (пристроек) должно осуществляться только после получения в установленном порядке разрешения.
Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения ПО.
На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.
Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.
Места размещения (нахождения) средств ПБ и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по ПБ.
На территориях населенных пунктов, дачных и садовых поселков, общественных и жилых зданий не разрешается оставлять на открытых площадках и во дворах тару (емкости, канистры и т.п.) с ЛВЖ и ГЖ, а также баллоны со сжатыми и сжиженными газами.
На территориях населенных пунктов не разрешается устраивать свалки горючих отходов.
Требования к содержанию частных жилых домов
Скирды (стога), навесы и штабели грубых кормов должны располагаться на расстоянии не менее 50 м до зданий и сооружений.
На стенах жилых домов (калитках или воротах) должны вывешиваться таблички с изображением инвентаря, с которым жильцы этих домов обязаны являться на тушение пожара. У каждого жилого строения должна быть установлена емкость, или бочка с водой, или огнетушитель.
У каждого жилого дома должна находиться приставная лестница, достигающая крыши, а на кровле - лестница, доходящая до конька крыши.
При эксплуатации печей необходимо:
постоянно следить за их исправностью;
стенки печей и дымоходов должны выкладываться из красного кирпича, а в местах пересечения с потолочным перекрытием иметь разделку размером не менее 38 см;
топка печи должна плотно закрываться дверцей с запором;
около печи должен быть предтопочный металлический лист размером не менее 0,5 x 0,7 м (на деревянном или другом полу из горючих материалов).
Печи и дымоходы должны быть обмазаны глиняным раствором и побелены; перед началом отопительного сезона и не реже одного раза в 3 месяца следует очищать дымоходы и печи от сажи.
Не допускается:
применять для розжига печей бензин, растворитель и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
вешать и складировать вблизи печей белье, одежду и другие горючие материалы, а также сушить дрова на них;
высыпать горящую золу из печей вблизи строений;
эксплуатировать печи с наличием в них трещин и разрушений.
Запрещается:
оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям;
располагать топливо, другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;
перекаливать печи.
При эксплуатации электроустановок запрещается:
использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;
обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;
размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
Одновременное включение нескольких электроприборов в электросеть может привести к перегрузке электросети и загоранию электропроводов.
При эксплуатации газовых приборов запрещается:
эксплуатировать неисправное газовое оборудование, а также пользоваться им при утечке газа;
хранить газовые баллоны внутри помещений;
устанавливать (размещать) мебель и другие горючие предметы и материалы на расстоянии менее 0,2 м от бытовых газовых приборов по горизонтали и менее 0,7 м - по вертикали (при нависании указанных предметов и материалов над бытовыми газовыми приборами).
Газовые баллоны (рабочий и запасной) для снабжения газом бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок) должны, как правило, располагаться вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не ближе 5 м от входов в здание.
Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также иметь предупреждающие надписи "Огнеопасно. Газ".
При эксплуатации бытовых керосиновых приборов (керогазов, керосинок, примусов и т.д.) необходимо керосиновые фонари и настольные керосиновые лампы, используемые для освещения помещений, устанавливать на устойчивые основания и эксплуатировать в условиях, исключающих их опрокидывание.
Подвесные керосиновые лампы (фонари) при эксплуатации должны иметь надежное крепление и металлические предохранительные колпаки над стеклами. Расстояние от колпака над лампой или крышки фонаря до горючих (трудногорючих) конструкций перекрытия (потолка) должно быть не менее 70 см, а до стен из горючих (трудногорючих) материалов - не менее 20 см.
Настенные керосиновые лампы (фонари) должны иметь предусмотренные конструкцией отражатели и надежное крепление к стене.
Керосинки, керогазы и примусы должны заправляться топливом в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя. Запрещается заправлять указанные приборы легковоспламеняющимися жидкостями (в том числе бензином, растворителями, спиртами).