Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2010 г. по делу № А79-1990/2010

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2010 года.

Арбитражный суд в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Д., г. Чебоксары,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, г. Чебоксары,
о признании недействительным решения от 15.12.2009 № 01/09-07599; признании за ИП Д. права пользования в границах земельного участка, расположенного по адресу - г. Чебоксары, пл. Красная, д. 5/2, а также земельным участком по договору аренды № 79/1555-Л от 05.04.2001; о признании кадастровой ошибки и об обязании исправить кадастровую ошибку в сведениях о земельном участке; образовании земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 21:01:020102:004; обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка согласно межевому плану от 04.12.2009;
к Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, г. Чебоксары
о признании незаконным отказа Министерства имущества ЧР в согласовании земельного участка;
при участии:
от заявителя - С. (дов. от 21.03.2008);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - А. (дов. от 16.07.2010);
от Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики - П. (дов. 10.01.2010);
от государственного учреждения культуры "Чувашский национальный музей" - К. (дов. от 12.01.2010);

установил:

индивидуальный предприниматель Д. (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Роснедвижимости по Чувашской Республике о признании недействительным решения от 15.12.2009 № 01/09-07599; признании незаконным отказа Министерства имущества ЧР в согласовании земельного участка согласно межевому плану от 04.12.2009, выполненному ООО "Земля"; признании наличия кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 21:01:020102:4 по факту объектов недвижимости: здания "Музея пива", здания "Помещения № 1" и земельного участка по договору аренды № 79/1555-Л от 05.04.2001 г. площадью 106 кв. м; признании за ИП Д. права пользования в границах земельного участка, расположенного по адресу - г. Чебоксары, пл. Красная, д. 5/2, а также земельным участком по договору аренды № 79/1555-Л от 05.04.2001; обязании Управление Роснедвижимости по ЧР исправить кадастровую ошибку в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 21:01:020102:44; образовании земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 21:01:020102:44; обязании Управление Роснедвижимости по ЧР осуществить государственный кадастровый учет земельного участка согласно межевому плану от 04.12.2009.
Заявитель указал, что ранее нанесенные границы прилегающих территорий были определены неверно, что привело к наложению друг на друга части земельного участка ГУК "Чувашский национальный музей" на существующие здания Музея пива и помещения № 1, принадлежащие предпринимателю. Заявитель считает, что имеет право пользования спорными земельными участками, находящимися в собственности Чувашской Республики, как собственник объектов недвижимости, которые расположены на данных земельных участках.
Подробно требования предпринимателя изложены в заявлении и дополнениях к нему.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительным решение Управления Роснедвижимости по ЧР от 15.12.2009 г. № 01/09-07599 об отказе в осуществлении кадастрового учета; признать незаконным отказ Министерства имущества ЧР в согласовании земельного участка согласно межевому плану от 04.12.2009 г., выполненному ООО "Земля"; признать наличие кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 21:01:02 01 04:0004 по факту нахождения объектов нахождения объектов недвижимости: здания "Музея пива", здания "Помещение № 1" и земельного участка по договору аренды № 79/1555-Л от 05.04.2001 г. площадью 106 кв. м, а также наличием погрешности при межевании до 1,5 м; признать за ИП Д. право пользования в границах земельного участка площадью 4 401 кв. м, с кадастровым номером 21:01:02 01 02:0004 и расположенного по адресу: г. Чебоксары, площадь Красная, д. 5/2, для эксплуатации и осуществления предпринимательской деятельности здания Музея пива и помещения № 1, а также земельным участком по договору аренды № 79/1555-Л земельного участка от 05.04.2001 г. площадью 106 кв. м следующими земельными участками: 1) участок № 1 (часть единого и неделимого здания Музея пива) площадью 52 кв. м, 2) участок № 2 (часть единого и неделимого здания Музея пива) площадью 39 кв. м, 3) участок № 3 (часть единого и неделимого здания Музея пива) площадью 3 кв. м, 4) участок № 4 (часть единого и неделимого помещения № 1) площадью 7 кв. м; 5) участок № 5 (части единого и неделимого здания Музея пива, Помещения № 1 и по договору аренды № 79/1555-Л земельного участка от 05.04.2001 г., площадью 106 кв. м) площадью 40 кв. м. Всего 141 (сто сорок один) кв. м; обязать Управление Роснедвижимости по ЧР исправить кадастровую ошибку в сведениях о земельном участке с кадастровым номеров 21:01:02 01 02:0004 по факту наличествования объектов недвижимости: здания "Музея пива", здания "Помещения № 1" и земельного участка по договору аренды № 79/1555-Л от 05.04.2001 г. площадью 106 кв. м; образовать земельный участок площадью 141 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 21:01:020102:0004 (путем уточнения границ земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020102:4 и 21:01:020102:95, 21:01:020102:6 и 21:01:020102:95; обязать Управление Роснедвижимости по ЧР осуществить государственный кадастровый учет земельного участка согласно межевому плану от 04.12.2009 г., выполненному ООО "Земля".
Определением суда от 17.05.2010 произведена замена ответчика - Управление Роснедвижимости по Чувашской Республике заменено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
В судебном заседании представителем заявителя заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в части заявленного требования о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики в согласовании земельного участка согласно межевому плану от 04.12.2009, выполненному ООО "Земля". Также заявителем заявлено ходатайство о приобщении документов к материалам дела (письменное ходатайство № 712 от 28.10.2010).
Представитель заявителя пояснил, что претензий к Министерству имущественным и земельным отношений Чувашской Республики у заявителя больше не имеется, так как с ним достигнуты определенные соглашения по предоставлению земельного участка. По остальным требованиям ответчиком выступает Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, все оставшиеся требования предъявлены к нему. Управление должно было своевременно увидеть кадастровую ошибку.
Суд на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает отказ от иска в части заявленного требования о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики в согласовании земельного участка согласно межевому плану от 04.12.2009, выполненному ООО "Земля", так как отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В части данного требования дело подлежит прекращению на основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Управления просил в удовлетворении заявления отказать в связи со следующим.
По результатам рассмотрения представленных документов, на основании п. п. 2, 3 ч. 2 и п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре 15.12.2009 было вынесено решение № 01/09-07599 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка.
В представленных документах отсутствуют соглашение между собственниками - Минимуществом Чувашской Республики, администрацией г. Чебоксары и физическим лицом о перераспределении границ между земельными участками с кадастровыми номерами 21:01:020102:4, 21:01:020102:6, 21:01:020102:95.
Объект недвижимости, о котором представлено заявление о постановке на государственный кадастровый учет, образуется из объекта недвижимости, в отношении которого подобные действия по преобразованию не допускаются, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре является безусловным основанием для отказа в постановке на государственный кадастровый учет заявленного земельного участка.
На основании п. 1 ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 данной статьи.
При этом межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В представленном межевом плане отсутствует Акт согласования границ земельного участка оформленный в установленном порядке (поскольку уточняется граница земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020102:4, 21:01:020102:6, 21:01:020102:95).
В межевом плане имеется письменный отказ собственника земельного участка с кадастровым номером 21:01:020102:4 на изменение границ их земельного участка и увеличением размера и конфигурации земельного участка с кадастровым номером 21:01:020102:95.
Отсутствие указанного согласования согласно п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре также является безусловным основанием для отказа в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка заявителя.
На основании изложенного решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 15.12.2009 № 01/09-07599 является законным и обоснованным.
Также заявитель требует признания кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 21:01:020104:4 по факту нахождения объектов недвижимости: здания "Музея Пива", здания "Помещение № 1" и земельного участка по договору аренды № 79/1555-Л от 05.04.2001 площадью 106 кв. м.
Однако данное требование не корректно, с точки зрения действующего законодательства не осуществимо и подлежит уточнению.
В состав сведений государственного кадастра недвижимости входят указанные в ч. 1 и ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведения об уникальных характеристиках об объекте недвижимости, а также дополнительные сведения.
Между тем, заявитель не указывает, в каких сведениях суд должен признать наличие кадастровой ошибки. В связи с чем, указанное требование является неопределенным и не несущим каких-либо правовых последствий.
По указанным требованиям Управление является ненадлежащим ответчиком, поскольку работы по межеванию земельных участков не проводит. Указанные работы проводятся на основании заключаемых договоров подряда на выполнение соответствующих работ, при этом ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ в соответствии со ст. 761 Гражданского кодекса РФ несет подрядчик.
Поскольку заявитель считает границы земельного участка с кадастровым номером 21:01:020104:4 определенными ошибочно, он вправе требовать признания факта наличия кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ указанного земельного участка. В связи с чем обязательным является указание в иске о том, какие границы земельного участка с кадастровым номером 21:01:020104:4 (с указанием координат X и Y характерных точек границ в которых выявлена ошибка) определены неверно и какие границы должны быть установлены по результатам исправления кадастровой ошибки.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Представитель Чувашского национального музея просил в удовлетворении заявления отказать, так как заявитель не представил нарушений прав и законных интересов, основания для признания права пользования отсутствуют.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике, ООО "Земля", Общественно-государственная организация "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", ОАО "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии", Администрация города Чебоксары в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом. На основании статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
21.08.2007 право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 21:01:02 01 02:0004 площадью 4401 кв. м зарегистрировано за ГУК "Чувашский национальный музей", о чем выдано свидетельство серии 21 АА № 289464.
По договору купли-продажи № 23-12/2005 от 23.12.2005 предприниматель Д. приобрел у ОАО "ЧПФ "Букет Чувашии" недвижимое имущество - здание Музея Пива, назначение - нежилое, трехэтажное кирпичное (литера А) с одноэтажным кирпичным пристроем (литера А1), кирпичным подвалом (литера А2), двумя кирпичными тамбурами (литеры а1, а2), общей площадью 341,4 кв. м; три здания летних декоративных домиков; оборудование, инвентарь, экспонаты; а также право требования денежной суммы в размере 493149 руб. 65 коп. от ЧРОГО "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо"
Право собственности предпринимателя Д. на здание Музея пива зарегистрировано Управлением Федеральной Регистрационной службы по Чувашской Республике.
На основе мирового соглашения от 06.05.2006, заключенного с ЧРОГО "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" и утвержденного определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.05.2006 по делу № А79-3167/2006, акта приема-передачи от 10.05.2006 за Д. зарегистрировано право собственности на объект недвижимости: помещение № 1, расположенное в нежилом одноэтажном кирпичном пристрое к нежилому трехэтажному кирпичному зданию с пристроями, подвалом, тамбуром: назначение - нежилое; площадь 108,6 кв. м, этаж - 1, адрес: г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 9а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 21 АА № 189374 от 23.08.2006 (т. 2 л.д. 60, 73 - 81).
Администрацией города Чебоксары ОАО "ЧПФ "Букет Чувашии" в соответствии с договорами аренды земельного участка № 58/1123-Л от 25.02.2000 и № 79/1555-Л от 05.04.2001 предоставлены во временное пользование на условиях аренды: земельный участок общей площадью 130 кв. м с кадастровым номером 21:01:02 01 02:0002 для эксплуатации здания Музея пива в г. Чебоксары по ул. К.Маркса, д. 7; земельный участок общей площадью 100 кв. м с кадастровым номером 21:01:02 01 02:0025 и земельный участок площадью 106 кв. м с кадастровым номером 21:01:02 01 02:0005 для эксплуатации ранее установленных летних декоративных домиков в г. Чебоксары по ул. К.Маркса, 11 а.

Право ЧРОГО "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" на использование земельного участка площадью 1483 кв. м с кадастровым номером 21:01:02 01 02:0006 подтверждено договором аренды № 206/461-Л от 21.11.1997, заключенным с Администрацией города Чебоксары.
На основании договора № 273-ЛЮ купли-продажи земельного участка от 04.05.2009, заключенного между Администрацией города Чебоксары и Д., 08.06.2009 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания музея пива, общая площадь 236 кв. м, адрес объекта: г. Чебоксары, б-р К.Ефремова, д. 6, кадастровый номер 21:01:020202:95.
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:020202:95 образован в результате преобразования путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020102:2 и 21:01:020102:5, ранее предоставленные в аренду ОАО "ЧПФ "Букет Чувашии".
Из заключения эксперта филиала ФГУП "Средневолжское аэрогеодезическое предприятие" - экспедиция № 138 (т. 6 л.д. 84 - 96), оформленного в рамках проведенной экспертизы, следует, что здание Музея пива, расположенное по адресу: г. Чебоксары, б-р К.Ефремова, д. 6, на дату приобретения его предпринимателем Д. по договору купли-продажи от 23.12.2005, заключенному с ОАО "ЧПФ "Букет Чувашии" нарушало границы земельного участка ГУК "Чувашский национальный музей" между межевыми знаками № № 71-67, 75-65. Площади земельных участков, нарушающих границы земельного участка ГУК "Чувашский национальный музей", составляют: участок № 1- 52 кв. м, участок № 2 - 39 кв. м.
Площади земельных участков, нарушающих границы земельного участка ГУК "Чувашский национальный музей", на дату приобретения предпринимателем Д. у ЧРОГО "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" помещения № 1 составляют: участок № 3 - 3 кв. м, участок № 4 - 7 кв. м (между межевыми знаками № № 67 - 69, 75 - 65).
Площади земельных участков, нарушающих границы земельного участка ГУК "Чувашский национальный музей" существующим зданием, составляют: участок № 5 - 100 кв. м, участок № 6 (участки № 2 + № 3) - 41 кв. м.
Из карты (план) границ земельного участка ГУК "Чувашский национальный музей", являющейся приложением к землеустроительной экспертизе, видно, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:02 01 02:0004 накладывается и рассекает часть здания ЧРОГО "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" между точками 67-82-38-83 и между точками 77-90-65-148-63-280-282.
04.12.2009 представитель индивидуального предпринимателя Д., обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № 2101/104/09-6401, с приложением Межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020102:95, 21:01:020102:6 и 21:01:020102:4.
По результатам рассмотрения представленных документов 15.12.2009 Управлением Роснедвижимости по Чувашской Республике было вынесено решение № 01/09-07599 об отказе в осуществлении кадастрового учета, так как в представленных документах отсутствует соглашение между собственниками - Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Администрацией города Чебоксары и индивидуальным предпринимателем Д.
Индивидуальный предприниматель не согласился в вынесенным решением и обжаловал его в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 части 2, пункт 2 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, а не пункт 3 части 2, пункт 2 части 5.

Как указано в пункте 3 части 2, пункте 2 части 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
В соответствии с частью 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс) образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Как указано в статье 11.7 Земельного кодекса перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев: 1) перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 2) образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса.
В случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса.
В предоставленных в Управление Роснедвижимости по Чувашской Республике документах отсутствовало соглашение между собственниками - Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, администрацией г. Чебоксары и индивидуальным предпринимателем Д. о перераспределении границ между земельными участками с кадастровыми номерами 21:01:020102:4, 21:01:020102:6, 21:01:020102:95.
В связи с тем, что необходимое соглашение о перераспределении границ не было представлено заявителем, суд приходит к выводу, что Управление Роснедвижимости по Чувашской Республике правомерно отказало в осуществлении кадастрового учета.
В связи с тем, что оспариваемый отказ не противоречит требованиям закона и не нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявленные требования о признании о признании недействительным решения Управления Роснедвижимости по ЧР от 15.12.2009 г. № 01/09-07599 и обязании Управления Роснедвижимости по ЧР осуществить государственный кадастровый учет земельного участка согласно межевому плану от 04.12.2009 г., выполненному ООО "Земля" удовлетворению не подлежат.
Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости или, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Материалы дела свидетельствуют, что заявитель просит исправить кадастровую ошибку путем корректировки границ и перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020102:4 и 21:01:020102:95.
Однако в данном случае границы данных земельных участков прошли процедуру государственного учета, в связи, с чем корректировка спорной границы земельных участков невозможна без изменения площади смежного ранее учтенного земельного участка. Доказательств обратного суду не представлено. В данном случае имеется спор о праве, в связи с чем, не допускается изменение границ земельного участка путем обязания исправить кадастровую ошибку.
Кроме того, предпринимателем не указано, какие границы земельного участка с кадастровым номером 21:01:020104:4 (с указанием координат X и Y характерных точек границ в которых выявлена ошибка) определены неверно и какие границы должны быть установлены по результатам исправления кадастровой ошибки. На необходимость представления данных сведений было указано в определении суда от 17.05.2010 года.
На основании изложенного, требования предпринимателя о признании наличия кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 21:01:02 01 04:0004 по факту нахождения объектов нахождения объектов недвижимости: здания "Музея пива", здания "Помещение № 1" и земельного участка по договору аренды № 79/1555-Л от 05.04.2001 г. площадью 106 кв. м, а также наличием погрешности при межевании до 1,5 м; обязании исправить кадастровую ошибку в сведениях о земельном участке с кадастровым номеров 21:01:02 01 02:0004 по факту наличествования объектов недвижимости: здания "Музея пива", здания "Помещения № 1" и земельного участка по договору аренды № 79/1555-Л от 05.04.2001 г. площадью 106 кв. м удовлетворению не подлежат.
Предпринимателем заявлено исковое требование о признании за индивидуальным предпринимателем Д. право пользования в границах земельного участка площадью 4 401 кв. м, с кадастровым номером 21:01:02 01 02:0004 и расположенного по адресу: г. Чебоксары, площадь Красная, д. 5/2, для эксплуатации и осуществления предпринимательской деятельности здания Музея пива и помещения № 1, а также земельным участком по договору аренды № 79/1555-Л земельного участка от 05.04.2001 г. площадью 106 кв. м следующими земельными участками (по землеустроительной экспертизе: 1) участок № 1 (часть единого и неделимого здания Музея пива) площадью 52 кв. м, 2) участок № 2 (часть единого и неделимого здания Музея пива) площадью 39 кв. м, 3) участок № 3 (часть единого и неделимого здания Музея пива) площадью 3 кв. м, 4) участок № 4 (часть единого и неделимого помещения № 1) площадью 7 кв. м; 5) участок № 5 (части единого и неделимого здания Музея пива, Помещения № 1 и по договору аренды № 79/1555-Л земельного участка от 05.04.2001 г., площадью 106 кв. м) площадью 40 кв. м. Всего 141 (сто сорок один) кв. м.
В соответствии с статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Предметом земельных отношений может быть земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет.
Материалы дела свидетельствуют, что межевание спорных земельных участков не производилось, границы участков в установленном порядке не утверждались, кадастровый учет не произведен.
В заключении эксперта № А79-4655/2007, на которое ссылается ответчик, площадь земельного участка № 5 составляет 100, 47 кв. м, а не 40 кв. м как указано заявителем, в связи с чем невозможно определить границы участка № 5.
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют правовые основания для отнесения спорных земельных участков № 1 - 5 к видам (объектам) гражданских правоотношений, следовательно, и для удовлетворения требований о признании права пользования.
Кроме того, в данном случае иск предъявлен к ненадлежащему ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике. Спор о праве пользования уже рассматривался Арбитражным судом Чувашской Республики в деле № А79-6336/2009.
В соответствие со статьей 11.2 Земельного кодекса образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Из заключения эксперта филиала ФГУП "Средневолжское аэрогеодезическое предприятие" - экспедиция № 138, оформленного в рамках проведенной экспертизы по делу № А79-4655/2007, следует, что здание Музея пива, расположенное по адресу: г. Чебоксары, б-р К.Ефремова, д. 6, на дату приобретения его предпринимателем Д. по договору купли-продажи от 23.12.2005, заключенному с ОАО "ЧПФ "Букет Чувашии" нарушало границы земельного участка ГУК "Чувашский национальный музей" между межевыми знаками № № 71-67, 75-65. Площади земельных участков, нарушающих границы земельного участка ГУК "Чувашский национальный музей", составляют: участок № 1 - 52 кв. м, участок № 2 - 39 кв. м.
Площади земельных участков, нарушающих границы земельного участка ГУК "Чувашский национальный музей", на дату приобретения предпринимателем Д. у ЧРОГО "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" помещения № 1 составляют: участок № 3 - 3 кв. м, участок № 4 - 7 кв. м (между межевыми знаками № № 67 - 69, 75 - 65).
Площади земельных участков, нарушающих границы земельного участка ГУК "Чувашский национальный музей" существующим зданием, составляют: участок № 5 - 100 кв. м, участок № 6 (участки № 2 + № 3) - 41 кв. м.
Решением суда по делу по делу № А79-4655/2007 установлено, что заявителем проведена реконструкция здания Музея пива без наличия разрешительной документации.
В результате осуществления работ по переустройству недвижимого имущества произошел выход здания Музея пива за пределы земельного участка с кадастровым номером 21:01:020102:95. Ориентировочная площадь части земельного участка с кадастровым номером 21:01:020102:4, занятого частью объекта недвижимости - зданием Музея пива, между точками 4-7-8-9-10-11-12-13-14 - (до пересечения линий между точками 36-35 и точками 37-4), составляет 37,95 кв. м.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя об образовании земельного участка площадью 141 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 21:01:020102:0004, так как суду не представлены доказательства наличия права индивидуального предпринимателя Д. на земельный участок площадью 141 кв. м. Данное исковое требование предъявлено к ненадлежащему ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике. Ответчиками по данной категории дел должны выступать смежные землепользователи.
Расходы по государственной пошлине по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на истца, который освобожден от ее уплаты в силу п. 2 ч. 2 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 150, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

прекратить производство по делу в части заявленного требования о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики в согласовании земельного участка согласно межевому плану от 04.12.2009, выполненному ООО "Земля".
Индивидуальному предпринимателю Д. в удовлетворении остальных заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.11.2010 по делу № А79-1990/2010
<О прекращении производства по делу в части заявленного требования о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики в согласовании земельного участка согласно межевому плану>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru