Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2010 г. по делу № А13-3900/2010

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 19 мая 2010 г.
Арбитражный суд Вологодской области в составе: председательствующего Хвостова Е.А., судей Борисовой Ю.А., Селивановой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лелиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Вологодской области о признании Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения "Красавино", утвержденного решением Совета городского поселения "Красавино" от 27.01.2009 № 1, частично не соответствующим закону и недействующим,
при участии от заявителя - Иволга О.В. по удостоверению № 096099,

установил:

заместитель прокурора Вологодской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Совету городского поселения "Красавино" о признании отдельных норм Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения "Красавино", утвержденного решением Совета городского поселения "Красавино" от 27.01.2009 № 1 (далее - Порядок), не соответствующими закону и недействующими.
С учетом уточнения заявленных требований прокурор просит признать абзац второй пункта 3.5 Порядка не соответствующим статьям 3, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; абзацы шестой, седьмой пункта 3.5, абзацы четвертый, пятый пункта 3.6, абзацы четвертый, пятый пункта 4.6, абзацы четвертый, пятый пункта 6.8, абзацы второй, третий пункта 6.9 Порядка - не соответствующими статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 15 Федерального закона № 131-ФЗ; абзац четвертый пункта 3.5 Порядка - не соответствующим статье 17.1 Закона № 135-ФЗ, статье 15 Федерального закона № 131-ФЗ; пункт 5.4 Порядка - не соответствующим статьям 3, 296, 298 ГК РФ, статье 15 Федерального закона № 131-ФЗ и недействующим.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что отдельные нормы Положения противоречат нормам ГК РФ, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", приняты с превышением установленных законом полномочий, так как гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать акты, регулирующие гражданские правоотношения.
В судебном заседании представитель прокурора поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Совет городского поселения "Красавино" в отзыве на заявление сообщил, что оспариваемый Порядок будет приведен в соответствие с действующим законодательством.
В соответствии с частью 8 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствует рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
Совет городского поселения "Красавино" о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителя заявителя, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, решением Совета городского поселения "Красавино" от 27.01.2009 № 1 утвержден Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения "Красавино".
Указанный Порядок является нормативным правовым актом, который содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Порядок в действующей редакции опубликован в газете "Советская мысль" от 01.04.2009 № 25.
Оспариваемый Порядок регулирует отношения, связанные с управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения "Красавино", закрепленным за муниципальными предприятиями, муниципальными казенными предприятиями и учреждениями, а также не закрепленным за муниципальными предприятиями, муниципальными казенными предприятиями или учреждениями, составляющими муниципальную казну городского поселения "Красавино".
Так, согласно абзацу второму пункта 3.5 Порядка арендная плата по договору аренды, заключенному в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, перечисляется арендатором в бюджет поселения ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца.
Согласно статье 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, дает согласие предприятию на распоряжение недвижимым имуществом. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
За пределами прав, перечисленных в указанной статье, собственник не вправе распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципального предприятия, и определять порядок распределения и поступления доходов от распоряжения таким имуществом.
Таким образом, вышеуказанная норма Порядка затрагивает права и законные интересы муниципальных предприятий и не соответствует нормам ГК РФ.
Абзацами шестым, седьмым пункта 3.5 Порядка предусмотрено, что для принятия решения о передаче в аренду недвижимого имущества предприятия потенциальный арендатор представляет в администрацию поселения документы, предусмотренные абзацем шестым настоящего пункта Порядка. Администрация поселения обязана в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о передаче недвижимого имущества предприятия в аренду либо об отказе в этом.
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 3.6 Порядка для принятия решения о согласовании передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества предприятия потенциальный ссудополучатель представляет в администрацию поселения документы, предусмотренные абзацем четвертым настоящего пункта Порядка. Администрация поселения обязана в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о согласовании передачи недвижимого имущества предприятия в безвозмездное пользование либо об отказе в этом.
Абзацы четвертый, пятый пункта 4.6 Порядка устанавливают, что для принятия решения о согласовании передачи в безвозмездное пользование имущества казенного предприятия потенциальный ссудополучатель представляет в администрацию документы, предусмотренные абзацем четвертым настоящего пункта Порядка. Администрация поселения обязана в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о согласовании передачи имущества казенного предприятия в безвозмездное пользование либо об отказе в этом.
В соответствии с абзацами четвертым, пятым пункта 6.8 Порядка для принятия решения о передаче имущества казны в аренду и заключения договора аренды потенциальный арендатор представляет в администрацию поселения документы, предусмотренные пунктом 4.5 Порядка. Администрация поселения обязана в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о передаче имущества казны в аренду и подготовить проект договора аренды либо об отказе в этом.
Согласно абзацам второму, третьему пункта 6.9 Порядка для принятия решения о передаче имущества казны в безвозмездное пользование и заключения договора безвозмездного пользования потенциальный ссудополучатель представляет в администрацию поселения документы, предусмотренные пунктом 4.6 настоящего Порядка. Администрация поселения обязана в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о передаче имущества казны в безвозмездное пользование и подготовить проект договора безвозмездного пользования либо об отказе в этом.
Следовательно, вышеуказанные нормы Порядка допускают передачу муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также входящего в состав казны района, в аренду и безвозмездное пользование на основании обращения потенциального арендатора или ссудополучателя по решению администрации поселения без проведения торгов.
Суд считает, что указанные нормы Порядка не соответствуют статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в силу которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного, а также не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Абзац четвертый пункта 3.5 Порядка устанавливает, что форму предоставления права аренды недвижимого имущества (целевое выделение объекта, аукцион) и существенные условия договора аренды определяет администрация городского поселения "Красавино".
Суд полагает, что положения указанного абзаца также противоречат статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой заключение договоров аренды недвижимого имущества производится по результатам проведенных конкурсов или аукционов. Указанным Законом не предусмотрено такой формы предоставления права аренды недвижимого имущества, как целевое выделение объекта, и не установлено право органов местного самоуправления на определение иных форм предоставления недвижимого имущества в аренду, кроме торгов.
В соответствии с пунктом 5.4 Порядка в случае необходимости продажи закрепленного за муниципальным учреждением имущества такое имущество изымается в порядке, предусмотренном пунктом 5.3, и его продажа осуществляется администрацией городского поселения "Красавино" в порядке, установленном законодательством о приватизации.
Из смысла указанной нормы следует, что орган местного самоуправления вправе изъять имущество, закрепленное за учреждением, в целях его продажи независимо от обстоятельств использования данного имущества учреждением.
Вместе с тем права собственника и учреждения по распоряжению закрепленным за учреждением на праве оперативного управления имуществом установлены статьями 296, 298 ГК РФ. В соответствии с частью 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и только после этого распорядиться им по своему усмотрению. Согласно части 1 статьи 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Следовательно, в силу части 2 статьи 296, части 1 статьи 298 ГК РФ до изъятия излишнего, неиспользуемого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете, не вправе отчуждать и иным способом распоряжаться соответствующим имуществом как собственник, так и учреждение.
Кроме того, в силу части 1 статьи 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Данная статья не относит к гражданскому законодательству и иным актам, содержащим нормы гражданского права, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения. Вместе с тем представительные органы местного самоуправления вправе издавать нормативные акты, распределяющие права и обязанности между различными органами местного самоуправления по распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, оспариваемые заявителем нормы Порядка приняты Советом городского поселения "Красавино" с превышением полномочий, предусмотренных законодательством.
Руководствуясь статьями 167, 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

решил:

признать абзац второй пункта 3.5 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения "Красавино", утвержденного решением представительного органа местного самоуправления - Совета городского поселения "Красавино" от 27.01.2009 № 1, не соответствующим статьям 3, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим.
Признать абзацы шестой, седьмой пункта 3.5; абзацы четвертый, пятый пункта 3.6; абзацы четвертый, пятый пункта 4.6; абзацы четвертый, пятый пункта 6.8; абзацы второй, третий пункта 6.9 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения "Красавино", утвержденного решением представительного органа местного самоуправления - Совета городского поселения "Красавино" от 27.01.2009 № 1, не соответствующими статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующими.
Признать абзац четвертый пункта 3.5 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения "Красавино", утвержденного решением представительного органа местного самоуправления - Совета городского поселения "Красавино" от 27.01.2009 № 1, не соответствующим статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим.
Признать пункт 5.4 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения "Красавино", утвержденного решением представительного органа местного самоуправления - Совета городского поселения "Красавино" от 27.01.2009 № 1, не соответствующим статьям 3, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Е.А.ХВОСТОВ

Судьи
Ю.А.БОРИСОВА
Ю.В.СЕЛИВАНОВА




Официальная публикация в СМИ:
"Вестник ВАС РФ", Приложение, IV квартал 2010 года, стр. 145


Решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.05.2010 № А13-3900/2010
<О признании отдельных норм Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения "Красавино", утвержденного решением Совета городского поселения "Красавино" от 27.01.2009 № 1, не соответствующими закону и недействующими>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru