ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2010 г. по делу № 33-2815
(извлечение)
Ж.Е., Ж.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери В.М.., обратились в суд с названным заявлением, указывая, что с 1999 года их семья: отец - Ж.Е., мать - Ж.Л., дочь - Ж.И., внучка - В.М., 1997 года рождения, имеют статус вынужденных переселенцев. В установленном законом порядке они ежегодно обращались в УФМС России по Воронежской области для продления срока действия статуса. Решением УФМС России по Воронежской области от 05.10.2009 г. им было отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и изъяты удостоверения соответствующего образца со ссылкой на п. 4 ст. 5, п. 2 ст. 9 ФЗ "О вынужденных переселенцах". Свои требования заявители мотивировали тем, что отказ в продлении действия статуса является незаконным, поскольку они с территории РФ не выезжали, жилья в собственность не приобрели, беспроцентной ссуды на приобретение жилья не получали, безвозмездных субсидий, земельного участка для строительства жилья им не выделялось. Они занимают жилое помещение, расположенное в здании общежития по адресу <...>, жилой площадью 20,8 кв. м, где норма площади меньше установленной ЖК РФ и решением
Воронежской городской Думы № 102-И от 07.07.2005 г. В их собственность в порядке приватизации указанное помещение не передано. В связи с изложенным заявители просили суд: признать действия УФМС России по Воронежской области об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца незаконными; обязать УФМС России по Воронежской области продлить срок действия статуса с выдачей удостоверения установленного образца.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 16.12.2009 г. признаны действия УФМС России по Воронежской области об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Ж.Е., Ж.И., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней В.М. незаконными. Судом постановлено обязать УФМС России по Воронежской области продлить срок действия статуса вынужденного переселенца Ж.Е., Ж.И., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней В.М. с выдачей удостоверения установленного образца.
В кассационной жалобе УФМС России по Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции правильным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 5 ФЗ "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено и подтверждается имеющимися материалами дела, что с 29.06.1999 года в соответствии с протоколом Миграционной службы Воронежской области Ж.Е., Ж.И., В.М. предоставлен статус вынужденных переселенцев. Срок действия статуса ежегодно продлевался, и в последний раз был продлен до 29.06.2009 г. 29.06.2009 г. заявители обратились в УФМС России по Воронежской области для продления срока действия статуса вынужденных переселенцев. Протоколом № 86 от 05.10.2009 г. в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца было отказано, поскольку в УФМС поступили сведения о том, что жилое помещение, занимаемое семьей Ж-вых находится в жилом доме, статус общежития с которого снят Постановлением администрации г/о г. Воронеж от 04.04.2007 № 390. Препятствий в приватизации жилого помещения не имеется, и с Ж.Е. заключен договор социального найма № 46 от 28.08.2008 года. УФМС принято решение об утрате статуса на основании п. 4 ст. 5 и п/п 2 п. 2 ст. 9 Закона РФ "О вынужденных переселенцах".
В соответствии с п. п. 20, п. 25 "Административного регламента ФМС по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца...", утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.12.2007 г. № 465, при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен: при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно п. 41 "Положения о жилищном благоустройстве вынужденных переселенцев", жилое помещение для постоянного проживания предоставляется, как правило, в виде отдельной квартиры с учетом норм предоставления жилья, установленных жилищным законодательством.
Тщательно исследовав все представленные по делу доказательства применительно к требованиям законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что компетентными органами мер к обустройству, в том числе жилищному обустройству по месту жительства семьи заявителей принято не было. Жилое помещение было получено Ж.Е. в ведомственном малосемейном общежитии в связи с трудовыми отношениями и являлось предметом спора в суде, на момент отказа в продлении статуса имелись препятствия в его приватизации, которые на дату вынесения решения суда не устранены. В жилом помещении площадью 38,9 кв. м, проживают фактически две семьи - 4 человека, в том числе ребенок-инвалид с детства В.М.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что заявители с 2001 года состоят в списке граждан на получение жилья и до настоящего времени не улучшили своих жилищных условий, суд пришел к правильному выводу о признании обжалуемых действий УФМС России по Воронежской области незаконными, как нарушающих права заявителей, в том числе жилищное их право, закрепленное Законом РФ "О вынужденных переселенцах".
Решение по существу является верным, соответствует фактическим материалам дела, установленным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы кассационной жалобы УФМС России по Воронежской области в основном сводятся к субъективному толкованию норм материального права. Эти доводы для сути вынесенного судом решения никакого правового значения не имеют, они не опровергают выводов суда и не могут послужить основанием к отмене его решения (ст. 362 ГПК РФ).