АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2010 г. по делу № А79-4230/2010
Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Чебоксарский электроаппаратный завод", г. Чебоксары,
о признании незаконным и отмене постановления Чувашской таможни от 05.05.2010 по делу об административном правонарушении № 10406000-31/2010,
при участии:
от заявителя - Е. по доверенности от 29.03.2010 № 211-Д-216, Т. по доверенности от 01.06.2010 № 211-Д-285,
от Чувашской таможни - А. по доверенности от 11.01.2010 № 06, И. по доверенности от 11.01.2010 № 05,
установил:
закрытое акционерное общество "Чебоксарский электроаппаратный завод" (далее - ЗАО "ЧЭАЗ", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Чувашской таможни от 05.05.2010 по делу об административном правонарушении № 10406000-31/2010. Этим постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявитель считает указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены составные части предохранителей, которые требуют выполнения комплекса производственных операций для придания им вида готовой продукции и доведения до потребителя. По мнению заявителя, при ввозе составных частей предохранителей не требуется представления в таможенный орган сертификата соответствия требованиям пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложены в заявлении.
Представители Чувашской таможни в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснили, что на территорию Российской Федерации ввозились автоматические выключатели, а не запасные части к ним. Это следует из представленных Обществом документов, в том числе внешнеторгового контракта, спецификаций к нему, грузовой таможенной декларации. При этом сертификат соответствия продукции требованиям пожарной безопасности выдан Обществу только в 2010 году.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 30.08.2005 между закрытым акционерным обществом "Чебоксарский электроаппаратный завод" и Шеньянской торговой компанией с ограниченной ответственностью "BETER", КНР, заключен контракт № 2005 BTL-51 на куплю-продажу партий товаров в соответствии со спецификациями, которые являются неотъемлемыми частями контракта.
По данному контракту ЗАО "ЧЭАЗ" в период с 04.08.2009 по 28.12.2009 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации предохранители автоматические однополюсные резьбовые (автоматические выключатели) в разобранном виде по грузовым таможенным декларациям (далее ГТД) № 10406030/030709/0001599, № 10406030/040809/0001960, № 10406030/120809/0002060, № 10406030/210909/0002492, № 10406030/111109/0003253, № 10406030/071209/0003594, № 10406030/281209/0003909.
В ГТД Обществом заявлен код товара по ТН ВЭД России 8536201008.
При проведении проверки комплектов документов к ГТД таможенным органом установлено, что Общество не представило в таможенный орган сертификат соответствия автоматических выключателей требованиям пожарной безопасности.
Определением Чувашской таможни от 22.03.2010 в отношении ЗАО "ЧЭАЗ" возбуждено дело об административном правонарушении № 10406000-31/2010.
21.04.2010 должностным лицом таможенного органа в отношении ЗАО "ЧЭАЗ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Постановлением Чувашской таможни от 05.05.2010 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) товары подлежат обязательному декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу.
Согласно пункту 1 статьи 124 Кодекса декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным названным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации (пункт 2 статьи 124 Кодекса).
Основные сведения, указываемые в таможенной декларации, установлены в пункте 3 статьи 124 Кодекса. В таможенной декларации, согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 124 Кодекса, декларант может указать основные сведения о товаре, в частности, наименование, описание товара, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 131 Кодекса при декларировании товаров представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В рассматриваемом случае Общество в грузовых таможенных декларациях, декларируя товары, указало их как предохранители автоматические однополюсные резьбовые (автоматические выключатели) в разобранном виде на напряжение 220 вольт, которым соответствует код ТН ВЭД 8536201008 (спецификации к контракту от 30.08.2005 № 2005 BTL-51).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 № 241 утвержден Список продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В данный список включены и автоматические выключатели с кодом ТН ВЭД 8536201008, то есть с тем же кодом, который указало Общество при декларировании товара.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 № 241 вступило в силу с 01.05.2009.
Следовательно, на данную продукцию должен быть получен сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Представленный сертификат соответствия продукции требованиям ГОСТ 9098-78 от 25.06.2009 не подтверждает соответствие ввезенной продукции требованиям пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Надлежащий сертификат соответствия № C-CN.ПБ25.В.00245 получен Обществом только 04.03.2010 (т. 1, л.д. 20).
Таким образом, Общество при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации автоматических выключателей не представило в таможенный орган сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности на указанную продукцию.
В соответствии с частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд пришел к выводу о наличии вины общества в совершении административного правонарушения. Общество обязано было знать, что в случае ввоза в Российскую Федерацию автоматических выключателей после 01.05.2009 необходимо представление соответствующего сертификата соответствия.
Довод Общества о том, что на самом деле ввозимая продукция является составными частями к автоматическим выключателям, сами выключатели производятся Обществом, поэтому товар не должен классифицироваться по коду ТН ВЭД 8536201008, судом не принимается.
В спецификациях к контракту от 30.08.2005 № 2005 BTL-51 указано, что предметом контракта являются предохранители автоматические однополюсные резьбовые (автоматические выключатели) в разобранном виде, код ТН ВЭД 8536201008.
В ГТД Общество указывало ввозимый товар именно как автоматические выключатели, а не запасные части к ним.
Из имеющихся в деле инвойсов также следует, что ввозятся предохранители автоматические резьбовые (ПАР) в разобранном виде. Какие-либо иные дополнительные части при сборке данных автоматических выключателей Обществом не используются.
Согласно пункту 2а Основных правил интерпретации ТН ВЭД России (постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 718) комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранное изделие.
Из сертификата соответствия № C-CN.ПБ25.В.00245 видно, что изготовителем выключателей автоматических переменного тока (переключатели автоматические однополюсные резьбовые) типов ПАР-10, ПАР-16, ПАР-25 является не ЗАО "ЧЭАЗ", а компания "WE№ ZHOU JI№ GLIA№ G ELECTRICAL CO., LTD", Китай.
Таким образом, ввезенная Обществом продукция является готовым изделием (несобранным), а не комплектующими частями к продукции, выпускаемой Обществом.
Следовательно, ЗАО "ЧЭАЗ" было обязано предоставить в таможенный орган соответствующие сертификаты на товар.
Нарушений норм КоАП РФ при проведении административного расследования и привлечении общества к административной ответственности таможенным органом не допущено.
Протокол об административном правонарушении от 21.04.2010 составлен в присутствии полномочных представителей ЗАО "ЧЭАЗ", действовавших на основании доверенностей от 20.04.2010 (т. 2, л.д. 66, 67, 71 - 77).
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество уведомлено Таможней письмом от 22.04.2010 № 20-31/2887 (т. 2, л.д. 80, 100).
Суд не считает совершенное правонарушение малозначительным, поскольку необходимые сертификаты соответствия не были представлены Обществом неоднократно после 01.05.2009, при оформлении семи ГТД в течение с 04.08.2009 по 28.12.2009.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в сфере пожарной безопасности, поэтому не признается судом малозначительным.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления ЗАО "ЧЭАЗ" не имеется.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Чебоксарский электроаппаратный завод" отказать.
На решение суда в течение десяти дней с момента его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.