Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 января 2009 г. по делу № А33-11714/2008

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Рекламного агентства "Ориентир-М"
к управлению архитектуры администрации г. Красноярска,
о признании незаконным Решения № 3852 от 28.03.2008 об аннулировании разрешений № 19420 от 17.10.2007 и № 8793 от 08.05.2007 на установку рекламных конструкций,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Красноярская железная дорога", закрытого акционерного общества "Железнодорожное рекламное агентство "ЛАЙСА", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Д. - представителя по доверенности от 13.01.2007 (паспорт),
от управления архитектуры администрации г. Красноярска: В. - представителя по доверенности от 17.04.2008 № 7898 (удостоверение),
от департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска: А. - представителя по доверенности от 11.01.2005 № 5 (удостоверение),
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Красноярская железная дорога": Щ. - представителя по доверенности от 11.12.2008 (паспорт),
от закрытого акционерного общества "Железнодорожное рекламное агентство "ЛАЙСА": К. - представителя по доверенности от 06.11.2008 (паспорт),
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,
при объявлении резолютивной части решения 29.01.09, изготовлении полного текста мотивированного решения 29.01.09,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство "Ориентир-М" (далее - общество "Ориентир-М") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к управлению архитектуры администрации г. Красноярска о признании незаконным Решения № 3852 от 28.03.2008 об аннулировании разрешений № 19420 от 17.10.2007 и № 8793 от 08.05.2007 на установку рекламных конструкций.
Определениями суда от 09.09.2008 и от 31.10.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Красноярская железная дорога", закрытое акционерное общество "Железнодорожное рекламное агентство "ЛАЙСА", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю.
Ответчик представил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - управления архитектуры администрации г. Красноярска на надлежащего - управление наружной рекламы администрации г. Красноярска, указав, что в соответствии Положением об управлении наружной рекламы администрации г. Красноярска, утвержденным Распоряжением Главы города от 14.10.2008 № 238-р, в редакции Распоряжения Главы города от 23.12.2008 № 333-р, управление наружной рекламы является правопреемником управления архитектуры в части выполнения функций по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города либо по отказу в их выдаче и по аннулированию.
Заявитель на замену ответчика другим лицом не согласился, заявил о ходатайство о привлечении Управления наружной рекламы администрации г. Красноярска в качестве второго ответчика.
Руководствуясь статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев указанные выше ходатайства суд пришел к выводу об отсутствии оснований для замены управления архитектуры администрации г. Красноярска на управление наружной рекламы администрации г. Красноярска, а также для привлечения управления наружной рекламы администрации г. Красноярска в качестве второго ответчика, о чем было объявлено протокольное определение.
Обществом "Ориентир-М" также было представлено ходатайство о восстановлении установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд с настоящим заявлением. В ходатайстве указано, что Решение № 3852 от 28.03.2008 в адрес общества не поступало, копия указанного Решения передана ответчиком заявителю 31.10.2008.
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Представители департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Красноярская железная дорога", закрытого акционерного общества "Железнодорожное рекламное агентство "ЛАЙСА" поддержали позицию ответчика, сославшись на доводы, изложенные в отзывах на заявление.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15 час. 00 мин. 22.01.09 до 11 час. 30 мин. 29.01.09.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
05.09.2001 между администрацией г. Красноярска (Арендодатель) и обществом "Ориентир-М" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 4598, сроком действия до 30.09.2001, согласно которому Арендодатель предоставил Арендатору на основании разрешения КАиГ на право распространения наружной рекламы от 06.09.2000 № 11050 в аренду земельный участок, кадастровый номер 24:50:07208:0019, оценочная зона 83, расположенный в Свердловском районе по адресу: ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, общей площадью 18 кв.м., для размещения рекламного щита в створе восточного фасада производственного здания.
Дополнительными соглашениями к договору от 27.03.2003, 05.08.2004, 12.10.2005 и от 29.06.2007 срок действия договора продлялся до 31.08.2003, 09.04.2005, 02.07.2006, 28.06.2008 соответственно.
10.04.2008 между сторонами подписано соглашение о расторжении договора № 4598, согласно которому указанный договор расторгнут с 03.03.2008.
10.04.2008 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (Арендодатель) и обществом "Ориентир-М" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 756, сроком действия с 03.03.2008 до 01.03.2009, согласно которому Арендодатель предоставил Арендатору на основании разрешения управления архитектуры администрации г. Красноярска на право распространения наружной рекламы от 08.05.2007 № 8793 в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 0700208:0019, в оценочной зоне 83, расположенный в Свердловском районе г. Красноярска по адресу: ул. Матросова (поворот на ул. Свердловская, в районе путепровода), общей площадью 18 кв.м., для использования в целях установки наземной рекламной конструкции с подсветкой.
06.09.2001 между администрацией г. Красноярска (Арендодатель) и обществом "Ориентир-М" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 4652, сроком действия до 30.09.2002, согласно которому Арендодатель предоставил Арендатору на основании разрешения КАиГ на право распространения наружной рекламы от 04.04.2001 № 3881 в аренду земельный участок, кадастровый номер 24:50:0700210:0025, оценочная зона 83, расположенный в Свердловском районе по адресу: ул. Свердловская, 15 на противоположной стороне дороги, общей площадью 18 кв.м., для размещения рекламного щита в створе восточного фасада производственного здания.
Дополнительными соглашениями к договору от 15.10.2003, от 20.07.2005, от 26.10.2006, от 27.11.2007 и от 18.12.2007 срок действия договора продлялся до 31.08.2004, до 04.11.2005, до 19.01.2007, до 17.01.2008 и до 15.01.2009 соответственно.
02.11.2006 в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска поступило заявление общества "Ориентир-М" о выдаче согласования на дальнейшее размещение рекламной конструкции, необходимого для предоставления в управление по архитектуре администрации на основании заключенного ранее договора № 4598 от 05.09.2001 по адресу: Свердловский район, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую.
Письмом от 30.11.2006 № 36381 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласовал присоединение рекламного носителя к земельному участку.
09.07.2007 в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска поступило заявление общества "Ориентир-М" о выдаче согласования на дальнейшее размещение рекламной конструкции, необходимого для предоставления в управление по архитектуре администрации на основании заключенного ранее договора № 4652 от 06.09.2001 по адресу: Свердловский район, ул. Свердловская, 15 в створе восточного фасада производственного здания, на противоположной стороне дороги.
Письмом от 30.07.2007 № 23862 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласовал присоединение рекламного носителя к земельному участку.
Управлением архитектуры г. Красноярска обществу "Ориентир-М" выданы разрешения на установку рекламных конструкций с подсветкой размером 6.0 х 3.0 м (площадь рекламных поверхностей - 36.0 кв.м.):
- от 17.10.2007 № 19420 по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Свердловская, 15, в створе восточного фасада здания, на противоположной стороне дороги, сроком действия в течение пяти лет,
- от 08.05.2007 № 8793 по адресу: Свердловский район, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловская, в районе путепровода, сроком действия в течение пяти лет.
10.12.2007 в управление архитектуры администрации г. Красноярска поступило письмо филиала "Красноярская железная дорога" ОАО "Российские железные дороги" № НРИ 4\1143 от 04.12.2007 с просьбой аннулировать выданные управлением разрешения на установку рекламных конструкций в полосе отвода Красноярской железной дороги. В письме указано, что земельные участки, на которых установлены рекламные конструкции на основе выданных управлением разрешений на установку рекламных конструкций, переданы в фактическое пользование ОАО "РЖД" в лице Красноярской железной дороги на основании договоров аренды № 50-35, 50-37 и 50-52 от 06.06.2007.
Письмом от 29.12.2007 № 25712 управление архитектуры администрации г. Красноярска запросило у общества "Ориентир-М" согласие собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламных конструкций по указанным адресам. В письме указано, что по информации, поступившей в управление архитектуры администрации города, земельные участки по указанным адресам принадлежат Территориальному управлении. Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Красноярского края и предоставлены в аренду филиалу "Красноярская железная дорога" ОАО "Российские железные дороги".
Письмом от 22.02.2008 № 5890 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отозвал письма о согласовании размещения рекламных конструкций от 30.07.2007 № 23862 и от 30.11.2006 № 36381, указав, что земельные участки, занимаемые рекламными щитами по адресам: ул. Свердловская, 15, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, расположены в полосе отвода железной дороги.
28.03.2008 управлением архитектуры администрации г. Красноярска вынесено решение, изложенное в письме за № 3852, об аннулирований разрешений на установку рекламных конструкций размером 6.0 x 3.0 м:
- от 17.10.2007 № 19420 по адресу: Свердловский район, ул. Свердловская, 15, в створе восточного фасада здания, на противоположной стороне дороги;
- от 08.05.2007 № 8793 по адресу: Свердловский район, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловская, в районе путепровода.
В письме № 3852 от 28.03.2008 указано, что названные выше земельные участки расположены в полосе отвода Красноярской железной дороги, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска письмом от 22.02.2008 № 5890 отозвал письма о согласовании размещения рекламных конструкций от 30.07.2007 № 23862, от 30.11.2006 № 36381, на основании которых были выданы разрешения на установку рекламных конструкций. Письмом от 20.12.2007 № 25712 управление архитектуры администрации города запросило у общества "Ориентир-М" согласие собственника или иного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламных конструкций по указанным адресам. Согласие собственника или иного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламных конструкций по вышеуказанным адресам обществом "Ориентир-М" не представлено.
Полагая, что указанное выше Решение управления архитектуры администрации г. Красноярска об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества "Ориентир-М", последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды № 50-35 от 06.06.2007 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю предоставлен в аренду открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" земельный участок площадью 1466627 кв.м., из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0000000:0019, являющийся федеральной собственностью, расположенный в Свердловском районе, для размещения и эксплуатации магистральных железнодорожных линий и других объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги. Срок действия договора установлен с 06.06.2007 по 05.06.2056.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд нашел требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее ***
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд приходит к выводу о том, что заявление общества "Ориентир-М" удовлетворению не подлежит на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Конструкция приведенных правовых норм обусловливает возможность определения материально-правовой природы указанного трехмесячного срока на обращение в суд. Установление названного срока содействует устранению неустойчивости, неопределенности в публичных правоотношениях, что присуще любому сроку.
При этом следует разграничивать процессуальное право на обращение в суд (соответственно, срок на подачу заявления в процессуально-правовом смысле) и материальное право на обращение в суд (соответственно, срок на обращение в суд в материально-правовом смысле).
Процессуальное право на обращение в суд имеет каждое лицо, считающее, что его право нарушено. Однако, в случае пропуска рассматриваемого материально-правового срока лицо теряет право на рассмотрение заявления в материально-правовом смысле.


Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации строго регламентируют срок, в течение которого заинтересованное лицо может обратиться в суд за защитой прав и законных интересов, нарушенных ненормативными правовыми актами, решениями и действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
В случае пропуска данного срока заявление не подлежит рассмотрению судом по существу.
Из материалов дела следует, что оспариваемое Решение № 3852 вынесено 28.03.2008.
В представленном ходатайстве общество "Ориентир-М" указало, что Решение № 3852 от 28.03.2008 в адрес общества не поступало, копия указанного Решения передана ответчиком заявителю 31.10.2008.
В суд с настоящим заявлением общество "Ориентир-М" обратилось 02.09.2008.
Каких-либо документов, подтверждающих тот факт, что общество узнало о наличии оспариваемого Решения только 31.10.2008, заявитель не представил.
Вместе с тем, из пояснений ответчика и представленных им документов следует, что оспариваемое Решение ранее направлялось в адрес общества "Ориентир-М". Так, в судебное заседание представлено письмо общества "Ориентир-М" № 815 от 07.07.2008, адресованное управлению архитектуры администрации г. Красноярска, в котором указано, что Решение № 3852 от 28.03.2008 является незаконным, т.к. договоры аренды земельных участков № 756 и № 4652 не прекращены и имеют юридическую силу, в связи с чем, отсутствуют законные основания для аннулирования разрешений.
Однако документов, подтверждающих дату получения заявителем оспариваемого решения, ответчик не представил, как и не представил доказательств того, что оспариваемое решение было получено заявителем до 02.06.2008.
В связи с изложенным суд не может сделать безусловный вывод о том, что заявитель нарушил трехмесячный срок обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании Решения управления архитектуры администрации г. Красноярска от 28.03.2008 № 3852.
Порядок распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации рекламных конструкций установлен Федеральным законом "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006.
Согласно части 1 статьи 19 указанного Закона распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с часть 5 указанной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
В силу части 6 указанной статьи в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частями 5.1 - 5.5 настоящей статьи.
Согласно части 9 указанной статьи установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу части 11 названной статьи к указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются:
1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
В силу части 13 названной статьи орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 14 указанной статьи решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.
Согласно части 15 указанной статьи решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 17 статьи 19 Закона разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
В силу части 18 названной статьи органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:
1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;
2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;
3) в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена;
4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;
5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) в случае нарушения требований, установленных частями 9.1 и 9.3 настоящей статьи.
Частью 19 названной статьи установлено, что решение об аннулировании разрешения может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его получения.
Порядок подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Красноярска установлен Положением о порядке подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории г. Красноярска, утвержденным Постановлением администрации г. Красноярска от 14.11.2006 № 900.
Согласно пункту 1.4 названного Порядка установка рекламных конструкций на территории города допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение) по договору с собственником или иным указанным в частях 5 - 7 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
В силу пункта 1.5 Порядка выдачу разрешений на установку рекламных конструкций осуществляет управление архитектуры администрации города (далее - управление).
Согласно пункту 2.2 Порядка юридическое или физическое лицо (далее - заявитель), желающее получить разрешение, обращается в управление с заявлением, к которому прилагается, в том числе подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" законного владельца недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции (далее - согласие на присоединение), если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (представляется в оригинале).
В силу пункта 2.4 Порядка при поступлении заявления, соответствующего требованиям пункта 2.2 настоящего Положения, управление в течение месяца уведомляет заявителя о согласовании размещения рекламной конструкции или об отказе в выдаче разрешения.
Пунктом 2.6 Порядка установлено, что управление самостоятельно осуществляет согласование заявленного размещения рекламной конструкции с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка после представления заявителем в установленный срок документации, определенной пунктом 2.5 настоящего Положения, и получения согласований, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, управление в течение двух месяцев принимает решение о выдаче разрешения. Разрешение выдается сроком на пять лет.
В силу пункта 2.16 Порядка решение об аннулировании разрешения принимается управлением:
- в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;
- в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;
- в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена;
- в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В силу статьи 2 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии пунктом 6 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 611, в границах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах железнодорожного транспорта наружную рекламу. Такая реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и не угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 11 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации № 26Ц от 15.05.1999, в пределах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах федерального железнодорожного транспорта наружную рекламу юридических и физических лиц.
Размещаемая в пределах полосы отвода наружная реклама не должна служить препятствием для нормального функционирования железнодорожного транспорта, ухудшать видимость, снижать уровень безопасности движения и экологическую чистоту объектов железнодорожного транспорта, а также должна отвечать другим специальным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Железные дороги осуществляют в пределах своей компетенции проверку состояния рекламы, размещаемой в полосе отвода.
Из материалов дела следует, что земельные участки, расположенные по адресам: ул. Свердловская, 15, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, на которых в соответствии с разрешениями № 19420 от 17.10.2007 и № 8793 от 08.05.2007, выданными управлением архитектуры администрации г. Красноярска обществу "Ориентир-М", разрешено установить рекламные конструкции, являются собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 28.06.2004) и переданы Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю в аренду открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" по договору аренды № 50-53 от 06.06.2007 для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода.
Указанные земельные участки переданы в аренду открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" до выдачи управлением архитектуры разрешения № 19420 от 17.10.2007, до заключения 10.04.2008 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрацией г. Красноярска и обществом "Ориентир-М" договора аренды земельного участка № 756, до выдачи 30.07.2007 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласования № 23862 о присоединение рекламного носителя к земельному участку.
Кроме того, материалами дела, в том числе письмом департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 07.09.2006 № 22044 подтверждается, что указанные земельные участки по состоянию на 06.09.2006 (т.е. до заключения дополнительного соглашениями к договору от 29.06.2007 о продлении до 28.06.2008 срока действия договора аренды земельного участка № 4598, заключенного между администрацией г. Красноярска и обществом "Ориентир-М"; до заключения дополнительного соглашения к договору от 26.10.2006 о продлении до 19.01.2007 срока действия договора аренды земельного участка № 4652, заключенного между администрацией г. Красноярска и обществом "Ориентир-М"; до выдачи 30.11.2006 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласования № 36381 о присоединение рекламного носителя к земельному участку; до выдачи управлением архитектуры разрешения от 08.05.2007 № 8793) были предоставлены ФГУП "Красноярская железная дорога", правопреемником которого явилось открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Обращаясь с заявлениями о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на указанных земельных участках, общество "Ориентир-М" не приложило к заявлению согласие открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на размещение обществом "Ориентир-М" рекламных конструкций на указанных земельных участках, принадлежащих открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". К заявлению были приложены согласования департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции от 30.07.2007 № 23862 и от 30.11.2006 № 36381.
В связи с установлением факта принадлежности указанных земельных участков на праве аренды открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (после получения письма филиала "Красноярская железная дорога" открытого акционерного общества "Российская железная дорога" от 04.12.2007 № НРИ 4\1143), управление архитектуры администрации г. Красноярска письмом от 29.12.2007 предложило обществу "Ориентир-М" представить согласие собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламных конструкций по указанным адресам. Соответствующее согласие заявителем в управление архитектуры администрации г. Красноярска представлено не было.
Письмом от 22.02.2008 № 5890 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отозвал письма о согласовании размещения рекламных конструкций от 30.07.2007 № 23862 и от 30.11.2006 № 36381, указав, что земельные участки, занимаемые рекламными щитами по адресам: ул. Свердловская, 15, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, расположены в полосе отвода железной дороги, в связи с чем, управлением архитектуры администрации г. Красноярска было принято оспариваемое решение.
Таким образом, из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что разрешения № 19420 от 17.10.2007 и № 8793 от 08.05.2007 на установку рекламных конструкций по адресам: ул. Свердловская, 15, ул. Матросова, поворот на ул. Свердловскую, были выданы управлением архитектуры администрации г. Красноярска при отсутствии согласия законного владельца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на размещение обществом "Ориентир-М" рекламных конструкций на указанных земельных участках, расположенных в полосе отвода железной дороги.
В связи с тем, что заявителем договор с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" на размещение рекламных конструкций на указанных земельных участках, расположенных в полосе отвода железной дороги, не заключался, согласие открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на размещение обществом "Ориентир-М" рекламных конструкций на указанных земельных участках представлено не было, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение управления архитектуры администрации г. Красноярска соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 198, ст. ст. 200 - 201 АПК РФ арбитражный суд рассматривает оспариваемые решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, на момент его вынесения, руководствуясь теми доказательствами и документами, которыми располагал соответствующий орган или должностное лицо при вынесении оспариваемого решения.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные акты, действия и решения государственных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Рекламного агентства "Ориентир-М" о признании незаконным Решения управления архитектуры администрации г. Красноярска № 3852 от 28.03.2008 об аннулировании разрешений № 19420 от 17.10.2007 и № 8793 от 08.05.2007 на установку рекламных конструкций.
Проверено на соответствие Федеральному закону "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 № А33-11714/2008-03АП-868/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29.01.2009 по делу № А33-11714/2008
<Разрешения на установку рекламных конструкций на земельных участках выданы в отсутствие согласия законного владельца земельных участков, договор с которым на размещение рекламных конструкций не заключался, в связи с чем суд пришел к выводу, что оспариваемое решение об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru