Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2010 г. по делу № А33-1680/2010

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 июня 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего: судьи Крицкой И.П.,
судей: Ахметовой С.В., Шайхутдинова Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия Шушенского района "Тепловые и электрические сети"
к Каптыревскому сельскому Совету депутатов Шушенского района
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: администрация Шушенского района
о признании недействующими Решений от 23.11.2009 № 199-Н "Об отмене Решения № 198-Н от 21.05.2009 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 23.11.2009 № 200-Н "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 23.12.2009 № 219-Н "О внесении дополнений и изменений в Решение Совета от 23.11.2009 № 200-Н "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг",
при участии: прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Балыковой Е.А. на основании служебного удостоверения,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серовой Э.С.,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие Шушенского района "Тепловые и электрические сети" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Каптыревскому сельскому Совету депутатов Шушенского района (далее - ответчик, Совет) о признании недействующими Решений от 23.11.2009 № 199-Н № "Об отмене Решения № 198-Н от 21.05.2009 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 23.11.2009 № 200-Н "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 23.12.2009 № 219-Н "О внесении дополнений и изменений в Решение Совета от 23.11.2009 № 200-Н "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (с учетом заявления об уточнении требований, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Шушенского района Красноярского края.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчиком и третьим лицом представлены в дело письменные отзывы, в которых изложены возражения относительно требований заявителя. Оспариваемые нормативные правовые акты ответчик и третье лицо считают соответствующими закону и не нарушающими права заявителя.
Дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Красноярского края.
Прокурором Красноярского края представлено в дело заключение, в соответствии с которым прокурор полагает необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
12 ноября 1993 года за № 816 администрацией Шушенского района зарегистрировано муниципальное унитарное предприятие "Шушенские тепловые и электрические сети".
Постановлением администрации Шушенского района от 05.09.2008 № 1110 муниципальное унитарное предприятие "Шушенские тепловые и электрические сети" переименовано в муниципальное унитарное предприятие Шушенского района "Тепловые и электрические сети", утвержден устав муниципального унитарного предприятия Шушенского района "Тепловые и электрические сети".
Согласно пункту 2.1 устава, целями и предметом деятельности предприятия являются удовлетворение общественных потребностей в электрической и тепловой энергии и получение прибыли.
Письмом за № 432 от 14.04.2009 предприятие обратилось к Главе Каптыревской сельской администрации с заявлением о рассмотрении и утверждении нормативов расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилых домов с. Каптырево равным 0,0532 Гкал/кв. м в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 21.05.2009 № 198-Н "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" утвержден норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилых домов с. Каптырево в размере 0,0532 Гкал/кв. м.
Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 23.11.2009 № 199-Н "Об отмене Решения № 199-Н от 21.05.2009 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" указанное Решение № 198-Н отменено по протесту прокурора Шушенского района. Данное Решение опубликовано в газете "Сельчанка" № 10 от 23.11.2009.
Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 23.11.2009 № 200-Н "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" утвержден на отопительный период 2009 - 2010 годов ранее действующий норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилых домов на территории Каптыревского сельсовета равным 0,0330 Гкал/кв. м. Данное Решение опубликовано в газете "Сельчанка" № 10 от 23.11.2009.
Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 23.12.2009 № 219-Н "О внесении изменений и дополнений в Решение Совета от 23 ноября 2009 г. № 200-Н "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" внесены следующие изменения в указанное Решение № 200-Н: в пункте 1 слово "Утвердить" исключено, изложено в новой редакции: "Оставить" далее по тексту; в пункте 2 после слов "равным 0,0330 Гкал/кв. м" добавить слова "утвержденный органами местного самоуправления муниципального образования Шушенский район". Данное Решение опубликовано в газете "Сельчанка" № 18 от 25.12.2009.
Заявитель считает оспариваемые Решения противоречащими пунктам 14, 15, 16, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 29, статье 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом рассмотрение дел об оспаривании таких нормативных актов отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в арбитражный суд решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Статьей 43 названного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) нормативные правовые акты.
Следовательно, федеральное законодательство относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов - решений представительных органов местного самоуправления.
Таким образом, данное дело подведомственно арбитражному суду.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и полномочиями органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила и имеющие индивидуальный характер.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом. Аналогичные вопросы в границах муниципального района отнесены к вопросам местного значения муниципального района пунктом 4 части 1 статьи 15 данного Закона.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их оформлению определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила № 306).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 306 под "нормативом потребления коммунальных услуг" понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. "Уполномоченные органы" - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
Пунктами 8, 12, 13, 15 - 18 Правил № 306 предусмотрены нижеследующие условия и порядок установления нормативов и их изменения.
Так, указанными нормами предусмотрено, что установление нормативов потребления производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Срок рассмотрения результатов определения и расчета нормативов потребления коммунальных услуг составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченные органы проводят анализ представленных материалов и при необходимости запрашивают дополнительные сведения с обоснованием запроса. В случае если при подготовке материалов не соблюдены требования, установленные настоящими Правилами, соответствующий уполномоченный орган возвращает материалы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных средствах массовой информации с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что оспариваемые Решения приняты ответчиком в пределах полномочий данного органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что оспариваемое Решение Каптыревского сельского Совета депутатов от 23.11.2009 № 199-Н "Об отмене Решения № 198-Н от 21.05.2009 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" принято Советом в связи с удовлетворением протеста прокурора Шушенского района.
Решением Совета "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" № 198-Н на основании обращения муниципального унитарного предприятия Шушенского района "Тепловые и электрические сети" утвержден норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилых домов с. Каптырево в размере 0,0532 Гкал/кв. м.
Основанием для опротестования прокурором Решения № 198-/Н явилось нарушение Каптыревским сельским Советом депутатов процедуры принятия нормативного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения представительного органа местного образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 6 Устава Каптыревского сельского Совета депутатов представительный орган состоит из 10 депутатов, следовательно, за принятие нормативного правового акта проголосовать должно не менее 6 депутатов.
Прокуратурой Шушенского района на основании протокола сессии Каптыревского сельского Совета депутатов от 21.05.2009 установлено, что на данной сессии Совета присутствовало 6 депутатов. При голосовании по указанному вопросу голоса депутатов разделились следующим образом: 5 - "за", 1 - "против".
Выявление факта принятия Решения № 198-Н в отсутствие предусмотренного законом кворума явилось основанием для принесения прокурором Шушенского района протеста на Решение Каптыревского сельского Совета депутатов от 21.05.2009 № 198-Н.
Данный протест прокурора принесен в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
По результатам рассмотрения протеста прокурора Советом правомерно и обоснованно принято Решение от 23.11.2009 № 199-Н об отмене опротестованного прокурором акта.
22 ноября 2009 года Советом принято Решение № 200-Н об утверждении на отопительный период 2009 - 2010 годов ранее действующих нормативов расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилых домов на территории Каптыревского сельсовета равных 0,0330 Гкал/кв. м.
23 декабря 2009 года Советом принято Решение № 219-Н о внесении изменений и дополнений в Решение № 200-Н от 23.11.2009.
Решением Совета от 23.11.2009 № 200-Н в редакции Решения Совета от 23.12.2009 № 219-Н установлено, что на отопительный период 2009 - 2010 годов оставлен ранее действующий норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв. м общей площади жилых домов на территории Каптыревского сельсовета, утвержденный органами местного самоуправления муниципального образования Шушенский район.
Указанный норматив расхода тепловой энергии в размере 0,0330 Гкал/кв. м установлен пунктом 1 приложения № 1 к Постановлению администрации Шушенского района № 450 от 18.06.2003 "О нормативах потребления коммунальных услуг, поставляемых населению района" (в редакции Постановлений от 10.11.2004 № 820 и от 01.11.2005 № 579) и действовал до принятия Каптыревским Советом депутатов Решения № 198-Н от 21.05.2009.
Постановление администрации Шушенского района № 450 от 18.06.2003 действовало на территории Каптыревского сельсовета, в установленном порядке не обжаловалось и не признавалось недействующим.
Поскольку Решение № 198-Н от 21.05.2009 принималось Советом по инициативе предприятия, в дальнейшем оно правомерно отменено Советом Решением № 199-Н от 23.11.2009, а после отмены данного Решения предприятие с новой инициативой об изменении нормативов в Совет в установленном порядке не обращалось, Совет правомерно по своей инициативе оставил прежний размер нормативов по ранее действующему на его территории нормативу.
Довод заявителя о том, что норматив потребления в размере 0,0330 Гкал/кв. м определен методом, не предусмотренным пунктом 20 Правил № 306, суд считает несостоятельным, поскольку данный размер нормативов действовал в предыдущие периоды и не изменялся оспариваемыми по настоящему делу Решениями Совета. При этом заявитель считает, что такие нормативы должны быть повышены и составлять предложенный им размер.
Согласно пункту 13 Правил № 306 основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Наличие указанных оснований для изменения (повышения) нормативов потребления по инициативе уполномоченного органа материалами дела не подтверждается.
Таким образом, принятие оспариваемых Решений № 200-Н и № 219-Н не требовало предварительного расчета норматива по методикам, установленным Правилами № 306.
Суд проверил оспариваемые Решения Совета на соответствие пункту 16 Правил № 306, о нарушении которого приведен довод заявителем.
В соответствии с пунктом 16 Правил № 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Максимальный срок действия нормативов не установлен.
Размер оспариваемого норматива 0,0330 Гкал/кв. м был установлен Постановлением администрации Шушенского района от 18.06.2003 № 450, Решением Каптыревского сельского Совета депутатов от 23.11.2009 № 200-Н (в редакции Решения Совета от 23.12.2009 № 219-Н) действие ранее утвержденного норматива продлено на отопительный сезон 2009 - 2010 годов. Следовательно, срок действия нормативов составляет не менее 3 лет, что соответствует пункту 16 Правил № 306.
Суд проверил оспариваемые решения Совета на их соответствие Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов указанным Законам судом не установлено.
Также суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу о недоказанности заявителем нарушения оспариваемыми Решениями Совета прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей или создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать в удовлетворении заявленных требований муниципального унитарного предприятия Шушенского района "Тепловые и электрические сети" о признании недействующими Решений от 23.11.2009 № 199-Н № "Об отмене Решения № 198-Н от 21.05.2009 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 23.11.2009 № 200-Н "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 23.12.2009 № 219-Н "О внесении дополнений и изменений в Решение Совета от 23.11.2009 № 200-Н "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Проверено на соответствие Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Разъяснить, что решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий судья
И.П.КРИЦКАЯ
Судьи
С.В.АХМЕТОВА
Е.М.ШАЙХУТДИНОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.06.2010 по делу № А33-1680/2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Решений Каптыревского сельского Совета депутатов Шушенского района Красноярского края от 23.11.2009 № 199-Н, от 23.11.2009 № 200-Н, от 23.12.2009 № 219-Н>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru