Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2010 г. по делу № 921-ФАС52-ТР-10-03/10-09

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

- Гребнев Ю.Н.    - председатель   комиссии,    заместитель    руководителя
                    управления;

- Дитятьев А.В.   - член  комиссии,   ведущий   специалист-эксперт   отдела
                    контроля естественных монополий;

- Довгаль Р.Ю.    - член комиссии, заместитель начальника  отдела  контроля
                    естественных монополий;

- Марков М.Б.     - член  комиссии,   ведущий   специалист-эксперт   отдела
                    контроля естественных монополий, -

с участием:

- М.М.В.     - представителя  ОАО  "Н"  (доверенность от 31.12.2009 № 604);

- М.М.Л.     - представителя  ОАО  "Н"  (доверенность от 22.12.2009 № 432);

- Л.К.А.     - представителя ОАО "НТЭК" (доверенность от 09.12.2008 № 185);

- Б.Н.И.     - заявителя, -

рассмотрев дело № 921-ФАС52-ТР-10-03/10-09 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Н", (<...>, город Нижний Новгород, <...>, ИНН <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление Б.Н.И. (далее - Заявитель) на действия открытого акционерного общества "Н" (далее - ОАО "Н", Ответчик), выразившиеся в незаконном приостановлении подачи газа жителям деревни Мордвинцево города Нижнего Новгорода.
В ходе рассмотрения документов и материалов в действиях ОАО "Н" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган принял решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Н", о чем на основании части 4 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Управлением издан приказ от 23.10.2009 № 483 "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
На заседании комиссии Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении в территориальный орган ФАС России.
Представитель Ответчика не отрицал факта того, что после окончания ремонтных работ газ в жилые дома, расположенные в деревне Мордвинцево города Нижнего Новгорода, был пущен в первую очередь тем лицам, которые заключили договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, так как подача ресурса осуществляется в полностью исправленное оборудование; факт нарушения антимонопольного законодательства не признал.
Определением от 18.12.2009 № 03/10924 к рассмотрению дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечены следующие физические лица, обладающие сведениями об обстоятельствах, связанных с приостановлением подачи газа в деревне Мордвинцево города Нижнего Новгорода: М.И.А. (603152, город Нижний Новгород, <...>); М.Т.Е. (603152, город Нижний Новгород, <...>); О.В.В. (603152, город Нижний Новгород, <...>); П.Г.И. (603152, город Нижний Новгород, <...>); С.В.М. (603152, город Нижний Новгород, <...>).
Определением от 18.12.2009 № 03/10924 к рассмотрению дела № 921-ФАС52-ТР-10-03/10-09 в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО "НТЭК" (далее - ОАО "НТЭК").
Комиссия, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, опросив лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, проанализировав материалы дела, приходит к следующему.
1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ОАО "Н" является газораспределительной организацией (газотранспортной организацией), оказывающей услуги по транспортировке газа лицам, газопроводы (газовое оборудование) которых технологически присоединены к газораспределительной сети ОАО "Н".
Услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к естественно-монопольному виду деятельности (статья 4 Федерального закона "О естественных монополиях").
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по транспортировке газа по трубопроводам осуществляются хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии.
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" ОАО "Н" как субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводам, географическими границами которого является территория, охваченная присоединенными газораспределительными сетями данного общества.

Таким образом, действия ОАО "Н" могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Б.Н.И. является собственником индивидуального жилого дома № 54 в деревне Мордвинцево Приокского района города Нижнего Новгорода.
Между Б.Н.И. и ОАО "НТЭК" заключен публичный договор на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд.
Между ОАО "НТЭК" и ОАО "Н" заключен договор от 31.12.2008 № 33-23-1885-10/2008/01-16-0111/09Д на оказание услуг по транспортировке газа населению. В соответствии с пунктом 2.1 данного договора ОАО "НТЭК" обязуется передавать в сети ОАО "Н" на выходе из ГРС Нижегородской области, а ОАО "Н" - принимать и непрерывно транспортировать газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в согласованных объемах. Соответственно поставка газа Б.Н.И. осуществляется ОАО "НТЭК" по газораспределительным сетям ОАО "Н".
23.06.2009 в центральную аварийно-диспетчерскую службу ОАО "Н" поступило сообщение об утечке газа во фланцевом соединении газопровода высокого давления (заявка № 902/5325).
23.06.2009 ОАО "Н" подготовлен план производства работ по ремонту фланцевых соединений на газопроводе высокого давления, включающий в себя ремонт двух участков распределительного газопровода низкого давления в деревнях Ближнее Константиново и Мордвинцево города Нижнего Новгорода.
Согласно наряду-допуску на проведение газоопасных работ в газовом хозяйстве от 25.06.2009 № 223, работы по ремонту фланцевых соединений на газопроводе высокого давления проведены в период с 25.06.2009 до 26.06.2009.
ОАО "Н" уведомило жителей деревни Мордвинцево о производстве ремонтных работ путем вывешивания объявлений на жилых домах, остановках общественного транспорта и других общественных местах. Из представленного в материалы дела объявления следует, что "нагорным отделением ОАО "Н" в деревне Мордвинцево будут производиться работы по ремонту наружного газопровода высокого давления. При производстве работ газоснабжение будет приостановлено в период с 25.06.2009 по 26.06.2009".
В соответствии с планом производства работ по ремонту фланцевых соединений на газопроводе высокого давления и в соответствии с пунктом 3.6.1 договора на оказание услуг по транспортировке газа населению ОАО "Н" уведомило поставщика газа - ОАО "НТЭК" - о приостановлении подачи газа в деревне Мордвинцево в период с 25.06.2009 по 26.06.2009 в связи с ремонтом газопровода высокого давления (телефонограмма от 23.06.2009).
Как следует из заявления в Нижегородское УФАС России, после окончания ремонтных работ газ в жилые дома деревни Мордвинцево не был пущен ОАО "Н" по причине отсутствия у потребителей договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Комиссией по рассмотрению настоящего дела для подтверждения обстоятельств, изложенных в заявлении, опрошены лица, которые располагают сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах. М.Т.Е., П.Г.И., С.В.М. подтвердили факт того, что 26.06.2009, после проведения ремонтных работ газопровода высокого давления газоснабжение не было восстановлено тем потребителям, которые не предъявили представителям ОАО "Н" заключенный со специализированной организацией договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Комиссией установлено, что поставщик газа - ОАО "НТЭК" - предварительно не уведомляло ни Б.Н.И., ни других жителей деревни Мордвинцево о возможном приостановлении подачи газа по причине отсутствия договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.
Комиссией также установлено, что ОВД по Приокскому району города Нижнего Новгорода в порядке статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации проводилась проверка по аналогичному заявлению жителей деревни Мордвинцево Приокского района города Нижнего Новгорода о прекращении газоснабжения.
В материалах проверки ОВД по Приокскому району города Нижнего Новгорода содержатся объяснения жителей деревни Мордвинцево Приокского района города Нижнего Новгорода о событиях, связанных с газоснабжением деревни Мордвинцево.
В данных материалах проверки также имеются объяснения представителя Ответчика (К.А.Н.), который пояснил, что "пуск газа в жилые дома производился при наличии у владельцев заключенного договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. Всем жителям, у кого были заключены договоры на техническое обслуживание, пуск газа был произведен 26.06.2009, остальным жителям пуск газа производился по мере заключения договоров. Пуск газа производился незамедлительно после подачи заявления на заключение договора".
Таким образом, материалами дела подтверждается факт того, что пуск газа после проведения ремонтных работ производился не всем жителям деревни Мордвинцево, а лишь тем, у кого заключен договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Между тем в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила), поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из принципа обеспечения бесперебойности поставки газа.
В соответствии с пунктом 47 Правил поставщик газа вправе без предварительного уведомления абонента приостановить подачу газа в случае аварии в газораспределительной сети.
Согласно пункту 21 Правил абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
В соответствии с пунктом 45 Правил поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией. Согласно пункту 46 тех же Правил, до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Направление первого уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа осуществляется не позднее чем за 40 календарных дней, а второго - не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
В соответствии с пунктом 3.9 договора, заключенного между ОАО "НТЭК" и ОАО "Н" на оказание услуг по транспортировке газа населению, ОАО "Н" производит приостановление подачи газа потребителям только по письменному распоряжению поставщика газа и не имеет права самостоятельно ограничивать и прекращать подачу газа.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что работы по устранению аварийной ситуации на газопроводе закончены 26.06.2009. Между тем пуск газа произведен Ответчиком тем абонентам, которые имели заключенный договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении; тем абонентам, у которых договоры отсутствовали, поставка газа фактически была прекращена.
Комиссией установлено, что ОАО "НТЭК" не направляло гражданам, проживающим в деревне Мордвинцево города Нижнего Новгорода и не имеющим договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, уведомления о приостановлении подачи газа и его причинах, а также не давало соответствующего распоряжения ОАО "Н".
С учетом вышеизложенного ОАО "Н" обязано было возобновить подачу газа всем абонентам ОАО "НТЭК" сразу же после окончания ремонтных работ, вне зависимости от наличия заключенного со специализированной организацией договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Таким образом, действия ОАО "Н", выразившиеся в прекращении газоснабжения жилых домов деревни Мордвинцево города Нижнего Новгорода после проведения ремонтных работ на газопроводе, являются незаконными и ущемляют интересы потребителей газа, поскольку в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан приостановление подачи газа по причине отсутствия у абонента заключенного со специализированной организацией договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении возможно при условии обязательного предварительного уведомления абонента и только по распоряжению поставщика газа.
Нарушение ОАО "Н" указанных правовых норм свидетельствует о злоупотреблении Ответчиком своим доминирующим положением, что является недопустимым в силу части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия выдает предписание ответчику по делу.
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать открытое акционерное общество "Н" (<...>, город Нижний Новгород, <...>, ИНН <...>) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать открытому акционерному обществу "Н" (<...>, город Нижний Новгород, <...>, ИНН <...>) предписание о недопущении действий, которые могут привести к ущемлению интересов потребителей природного газа и нарушению антимонопольного законодательства: в случае приостановления подачи газа по основанию подпункта "е" пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, руководствоваться положениями пункта 46 указанных Правил.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 12 марта 2010 г. по делу № 921-ФАС52-ТР-10-03/10-09

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

<...>
Открытому акционерному обществу "Н", (<...>, город Нижний Новгород, <...>, ИНН <...>) не допускать действий, которые могут привести к ущемлению интересов потребителей природного газа и нарушению антимонопольного законодательства: в случае приостановления подачи газа по основанию подпункта "е" пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, руководствоваться положениями пункта 46 указанных Правил.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского УФАС РФ.


Решение Нижегородского УФАС РФ от 12.03.2010 по делу № 921-ФАС52-ТР-10-03/10-09
(вместе с предписанием Нижегородского УФАС РФ от 12.03.2010 № 921-ФАС52-ТР-10-03/10-09)
<О признании действий газораспределительной (газотранспортной) организации, выразившихся в незаконном приостановлении подачи газа в жилые дома, нарушением законодательства о защите конкуренции>

Решение
Предписание Нижегородского УФАС РФ от 11.10.2010 № 1049-ФАС52-КТ-41.11-09/10-10(241-ИК)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru