Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2010 г. по делу № А43-17015/2010-1-482

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 ноября 2010 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Л.В.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Ольнев О.Н. по доверенности от 26.05.2010 г.;
от заинтересованного лица: Прытков О.Н. по доверенности от 24.06.2010 г.;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Закрытого акционерного общества "ФормМат", п. Гидроторф Балахнинский район Нижегородской области (далее - Заявитель, Общество) о признании незаконным решения Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее министерство) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка лесного фонда в квартале № 136, выделах 8, 9, 11, 12 защитных лесов Бурцевского лесничества площадью 12,6905 га, имеющего кадастровый номер 52:17:0030301:134, изложенное в письме № 319/04-4158 от 25.06.2010 г.
В обосновании заявленного требования общество указало, что без получения испрашиваемого земельного участка в аренду предприятие прекратит свою деятельность, поскольку планом развития горных работ на 2010 год на земельном участке в квартале № 136 выдел 21 лесопарковой части зеленой зоны лесов первой группы (защитных лесов), арендуемом обществом, предусмотрена полная выработка песков.
Сославшись на статью 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Кодекса) Общество считает, что ссылка Министерства на часть 1 статьи 105 Кодекса, в целях регулирования рассматриваемых отношений, неосновательна.
Министерство не согласилось с позицией Заявителя, считает, что испрашиваемый в аренду обществом лесной участок не может быть предоставлен, поскольку расположен в защитных лесах (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - зеленая зона) и относится к покрытой лесом площади.
В судебном заседании представитель Заявителя поддержал требование.
Представитель Министерства требование Общества отклонил.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим отклонению, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Общество, на основании лицензии на право пользование недрами серия НЖГ № 01181 ТЭ и на основании горно-отводного акта от 12.09.2008 г. № 76, осуществляет добычу формовочных песков Бурцевского месторождения на участке недр, расположенном в 12 кв. к юго-западу от г. Балахна Нижегородской области.
Участок недр имеет статус горного отвода.
Срок действия лицензии и горно-отводного акта до 14.10.2013 г.
18.05.2010 года Общество обратилось в Министерство с заявлением предоставить в аренду лесной участок лесного фонда в квартале № 136 выдела 8, 9, 11, 12 защитных лесов Бурцевского лесничества площадью 12,6905 га, имеющий кадастровый номер 52:17:0030301:134.
Письмом от 25.06.2010 г. № 319/04-4158 Министерство отказало Обществу в предоставлении лесного участка, сославшись на часть 1 статьи 105 Кодекса, указав, что испрашиваемый в аренду лесной участок расположен в защитных лесах (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - зеленая зона) и относится к покрытой лесом площади.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996).
На основании частей 1, 2 статьи 10 Кодекса леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 105 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 названного Кодекса.
К таким лесам относятся, в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 указанной статьи Кодекса).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации к землям природоохранного назначения относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий).
На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункта 2 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 21 Кодекса, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. В этих целях допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В статье 25 Кодекса установлены виды использования лесов, одним из них является выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Согласно пункту 4 статьи 43 Кодекса, порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой Порядок, предусматривающий использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых, предусмотрен Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 24.04.2007 № 109 "Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых" (далее - Порядок), по смыслу пункта 10 которого допускается предоставление в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых и лесных участков в охранных зонах и санитарно-защитных зонах.
В соответствии с пунктом 8 Порядка в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
Исходя из вышеизложенного названным Порядком предусмотрена возможность использования для целей геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых нелесных участков, а также лесных участков, не покрытых лесной растительностью.
Согласно Акту натурального технического обследования лесного участка № 16 от 25.12.2009 г., испрашиваемый обществом участок расположен в зеленой зоне защитных лесов Бурцевского участкового лесничества Балахнинского районного лесничества общей площадью 12,6905 га, в квартале 136, выделах 8, 9, 11, 12.
Общая площадь участка покрытого лесом составляет 12,6905 га.
03.08.2009 г. Комиссией в составе руководителей Балахнинского лесничества, Балахнинского межрайонного отдела по экологическому контроля, генерального директора ЗАО "ФормМат" (заявитель), Главы администрации Балахнинского муниципального района, управления архитектуры и градостроительства администрации Балахнинского муниципального района, Балахнинского территориального (районного) отдела управления недвижимости по Нижегородской области, проведено обследование испрашиваемого обществом лесного участка, по результатам которого составлен акт выбора лесного участка № 3.
Согласно составленному указанной Комиссией Акту, (заключение) "Комиссия в результате обследования считает возможным использование участка с целью разработки Бурцевского месторождения формовочных песков по природоохранным, санитарных, противопожарным, градостроительным требованиям, на основании рабочего проекта разработки Бурцевского месторождения формовочных песков от 2000 гг. и его корректировки от 2005 г., при условии перевода земельного участка площадью 12.6905 га, расположенного в квартале 136, выделах 8, 9, 11, 12 Бурцевского участкового лесничества в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2009 г. № 543 утверждены "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов".
В соответствии с пунктом 28 названного Приказа использование лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесах и лесах, расположенных на особо защитных участках лесов, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регламентирующими осуществление видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, а также с учетом настоящих Особенностей.
Согласно пункту 33 Приказа в зеленых зонах запрещается, в том числе разработка месторождений полезных ископаемых.
В силу пункта 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации юридические лица обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Указанной нормой установлена всеобщая обязанность соблюдения требований действующего законодательства.
В связи с чем, при осуществлении предпринимательской деятельности юридические лица обязаны соблюдать требования законов, в частности, лесного законодательства.
Кроме того, пунктом 4 статьи 12 Кодекса предусмотрено освоение защитных лесов только в целях сохранения, в том числе, водоохранных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Обосновывая необходимость вырубки деревьев в защитных лесах в целях эксплуатации объектов разработки месторождений полезных ископаемых, если строительство, реконструкция, эксплуатация таких объектов не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации, Заявитель ссылается на необходимость применения к нему положений части 1 и 5 статьи 21 Кодекса.
Вместе с тем данная позиция общества является ошибочной, в связи с тем, что указанная статья носит общий характер, и не учитывает специфику правового регулирования эксплуатации земель, расположенных на территории защитных лесов.
При наличии в законодательстве ограничений относительно использования лесов только их целевым назначением, а также в силу прямого запрета на осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, четко определенных случаев возможной вырубки и иного использования таких лесов, суд находит действия Министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении Обществу земельного участка лесного фонда, соответствующим требованиям положений Лесного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения требования Заявителя.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на Заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "ФормМат", п. Гидроторф, Балахнинский район, Нижегородской области, отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
Г.И.МУСТАФАЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской области.


Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.11.2010 по делу № А43-17015/2010-1-482
В удовлетворении заявления о признании незаконным решения территориального органа Министерства экологии и природных ресурсов об отказе в предоставлении в аренду земельного участка лесного фонда отказано, так как спорный земельный участок расположен в зоне защитных лесных насаждений.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru