Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2010 г. № 4901/03

19 ноября 2010 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<...> - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела управления;
<...> - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт управления;
<...> - член Комиссии, специалист-эксперт управления;
<...> - член Комиссии, специалист-эксперт управления,
рассмотрев дело № 33 от 02.11.2010 по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) обществом с ограниченной ответственностью "О" (далее - ООО "О"),
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "О" - исполняющей обязанности генерального директора <...>,
заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "М" (далее - ООО "М") - генерального директора <...>,

установила:

в ходе проверки специалистами управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в рекламном издании - газете "Ш" (свидетельство управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области ПИ № <...> от <...>) № 27 (подписано в печать 05.10.2010) на 6 странице распространено рекламное объявление под заголовком <...>.
В указанном рекламном объявлении содержится информация об услугах, оказываемых "О", в частности, сообщается следующее: "Можно создать великолепную кожу? Наши дипломированные косметологи говорят "Да"! Только индивидуальные программы ухода за лицом помогут Вам быть поистине неотразимой. Приходите до 30 октября и получите в подарок скидку 10 % на все виды услуг".
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 269 от 16.07.2001 "О введении в действие отраслевого стандарта "Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав" медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость; прием (осмотр, консультация) - производимые по определенному плану действия врача при возникновении у пациента необходимости в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания или синдрома.
Услуги по "косметологии (терапевтической)" и "косметологии (хирургической)" включены в Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, и Перечень работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 № 323.
Согласно вышеуказанным перечням услуги по косметологии относятся к работам (услугам), выполняемым при осуществлении амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи. Осуществление деятельности по оказанию данных услуг (косметология (терапевтическая), косметология (хирургическая)) возможно только при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, в данном случае распространенное на 6 странице рекламного издания - газеты "Ш" № 27 (подписано в печать 05.10.2010) - рекламное объявление под заголовком <...> представляет собой рекламу медицинских услуг - услуг по косметологии.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В указанной рекламе предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию указанных в ней медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов отсутствует.
Таким образом, в распространенном на 6 странице рекламного издания - газеты "Ш" № 27 (подписано в печать 05.10.2010) - рекламном объявлении под заголовком <...> имеются признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившегося в отсутствии в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию и необходимости получения консультации специалистов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Из информации, представленной рекламораспространителем рассматриваемой рекламы и учредителем рекламного издания - газеты "Ш" - ООО "М" (вх. № 5945 от 21.10.2010, № 6017 от 25.10.2010 Новгородского УФАС России), следует, что рекламодателем указанного рекламного объявления является ООО "О". Договор на размещение (распространение) рассматриваемой рекламы не заключался. Макет указанного рекламного объявления был представлен ООО "О" в готовом виде и согласован для размещения в газете "Ш" надлежащим образом (подписан и заверен печатью ООО "О"). Плательщиком по счету № 405 от 04.10.2010 за размещение указанного рекламного объявления в рекламном издании - газете "Ш" - также выступает ООО "О" (письмо бухгалтера ООО "О" от 20.10.2010 об оплате счета до 30.10.2010, акт № 000383 от 20.10.2010). Следовательно, в данном случае рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО "О".
Из письменных объяснений ООО "О" (вх. № 6566 от 18.11.2010 Новгородского УФАС России) и устных пояснений представителя ООО "О", данных на рассмотрении дела, следует, что решение о размещении в газете "Ш" рассматриваемого рекламного объявления принимала и.о. генерального директора ООО "О" <...>, которая ранее не занималась вопросами размещения рекламы, не имеет опыта работы в этой сфере и не обладает достаточными знаниями законодательства Российской Федерации о рекламе.
В сентябре - октябре 2010 года представитель рекламораспространителя неоднократно обращался в ООО "О" с предложением разместить рекламу общества в газете "Ш". <...> согласилась дать рекламное объявление.
Макет рекламного объявления изготовил рекламораспространитель, взяв за основу логотип и цветоформу со старого рекламного объявления ООО "О". <...> не могла предположить, что сотрудники рекламораспространителя могут быть некомпетентны и объявление, составленное специалистами в области рекламы, может не соответствовать требованиям закона.
Макет рассматриваемого рекламного объявления был утвержден <...> "задним" числом уже после выхода газеты "Ш" № 27 (подписано в печать 05.10.2010) по просьбе представителя рекламораспространителя.
<...> полностью признает допущенное нарушение.
Из письменных объяснений ООО "М" (вх. № 6603 от 19.11.2010 Новгородского УФАС России) и устных пояснений представителя ООО "М", данных на рассмотрении дела, следует, что рекламодатель - ООО "О" - предоставил уже заверенный модуль для размещения в газете "Ш" и уже неоднократно размещавшийся в других СМИ, тем самым информируя ООО "М" о том, что подобная информация соответствует Закону о рекламе. Согласно модулю услуги предоставляет оздоровительно-косметологический центр (не медицинский), рекламируются программы ухода за лицом (не лечение), право на осуществление деятельности подтверждалось номером лицензии.
По роду своей деятельности именно ООО "О" владеет информацией о том, являются ли оказываемые им услуги медицинскими и необходимо ли при их рекламировании соблюдение части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Кроме того, как показывает практика, косметология относится к спорным видам услуг. Так, если косметические услуги, такие как гигиеническая чистка лица, массаж лица и шеи, питательные маски для лица и шеи, оказываются не косметологическим подразделением санаторно-курортного учреждения, а в парикмахерской при санатории, эти услуги классифицируются как бытовые.
Отнесение косметологических услуг к медицинским или бытовым требует дополнительных профессиональных знаний, включая знания о статусе рекламодателя. Таким образом, заверенный ООО "О" модуль, его предыдущее размещение в СМИ, а также отсутствие указаний в тексте рекламного объявления на диагностику или лечение позволили ООО "М" ошибочно предполагать о достоверности размещающихся материалов.
Кроме того, со своей стороны ООО "М" нарушение устранило: в газете "Ш" № 29 (подписано в печать 19.10.2010) рассматриваемое рекламное объявление размещено с соблюдением требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Исследовав материалы дела и оценив доводы представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рекламном издании - газете "Ш" № 27 (подписано в печать 05.10.2010) - на 6 странице была размещена реклама услуг, оказываемых ООО "О".
Услуги по косметологии (терапевтической и хирургической) согласно действующим нормативным актам (Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 № 323) являются медицинскими услугами.
При этом из информации, представленной управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Новгородской области (исх. № 800 от 09.11.2010) и комитетом по охране здоровья населения области (исх. № 6197 от 11.11.2010), следует, что услуги по косметологии имеют противопоказания и для их применения и использования необходимо получение консультации специалистов. При этом вопрос о противопоказаниях и получении консультации решается в каждом конкретном случае индивидуально врачом, оказывающим услугу.
ООО "О" осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией № <...> от <...> на осуществление медицинской деятельности на следующие работы и услуги: при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи, - по косметологии (терапевтической); при осуществлении доврачебной медицинской помощи - по сестринскому делу.
Таким образом, в данном случае рассматриваемое рекламное объявление представляет собой рекламу медицинских услуг - услуг по косметологии (терапевтической).
При этом в указанной рекламе предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию указанных в ней медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов отсутствует.
Таким образом, рекламное объявление под заголовком <...>, размещенное на 6 странице рекламного издания - газеты "Ш" № 27 (подписано в печать 05.10.2010), содержит в себе нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в отсутствии в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов.
Требование об указании в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов является обязательным. Данное требование направлено на доведение до потребителей рекламы существенной информации о рекламируемых медицинских услугах и на обеспечение прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет либо рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе), либо рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе при распространении рекламы медицинских услуг, размещенной на 6 странице рекламного издания - газеты "Ш" № 27 (подписано в печать 05.10.2010), содержится в действиях рекламодателя данной ненадлежащей рекламы - ООО "О". При этом в материалах дела имеются доказательства того, что установленное нарушение законодательства о рекламе добровольно устранено (экземпляр газеты "Ш" № 29 (подписано в печать 19.10.2010)).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу Общества с ограниченной ответственностью "О", размещенную в рекламном издании - газете "Ш" № 27 (подписано в печать 05.10.2010) на 6 странице, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением совершенного нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новгородского УФАС РФ от 24.11.2010 № 4901/03
<О нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в отсутствии в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru