Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2010 г. по делу № 3-147-2010

Пермский краевой суд
в лице председательствующего судьи Бузмакова С.С.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Федоровой Е.С., настаивавшей на заявленном требовании, представителя Правительства Пермского края Ш., возражавшей против удовлетворения заявления, рассмотрел 12 августа 2010 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании противоречащим закону и недействующим пункта 3.2 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Пермском крае, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 7.10.2009 года № 694-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 7.05.2010 года № 215-п),

установил:

7.10.2009 года Правительством Пермского края принято Постановление № 694-П "Об утверждении порядков установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае". Постановление опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 12.10.2009 года № 40 и вступило в законную силу.
Указанным Постановлением утверждены:
Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае;
Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае.
Постановлением Правительства Пермского края от 7.05.2010 года № 215-п "О внесении изменения в Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2009 № 694-п "Об утверждении порядков установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае" внесены изменения в Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае, в соответствии с которыми пункт 3.2 названного Порядка изложен в следующей редакции: возведенные с нарушением настоящего Порядка в пределах полос отвода объекты капитального строительства признаются в установленном порядке самовольной постройкой, а в отношении лиц, их построивших, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации
Постановление Правительства Пермского края от 7.05.2010 года № 215-п опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 17.06.2010 года № 19 и вступило в законную силу 28 мая 2010 года.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим пункта 3.2 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае (далее - Порядка), полагая, что оспариваемая норма противоречит положениям части 1 статьи 3 и статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК Российской Федерации), так как Правительством края фактически введено новое основание для признания постройки самовольной, не предусмотренное гражданским законодательством, принимая во внимание, что субъект Российской Федерации не вправе регулировать гражданские отношения, отнесенные к ведению Российской Федерации.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор краевой прокуратуры Федорова Е.С. заявленное требование поддержала.
Представитель Правительства Пермского края Ш. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемая норма не входит в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации, так как Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 7.10.2009 года № 694-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 7.05.2010 года № 215-п), устанавливает особый режим использования земельных участков, расположенных в полосах отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, что согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК Российской Федерации) определяет правовой режим использования земель. Пункт 3.2 Порядка полностью соответствует подпункту 8 пункта 1 статьи 1, подпункту 2 пункта 1 статьи 40 и абзацу второму статьи 42 ЗК Российской Федерации. Кроме того, положения Постановления от 7.10.2009 года № 694-п (в редакции Постановления от 7.05.2010 года № 215-п) не регулируют гражданские правоотношения в части определения самовольной постройки, а носят бланкетный характер с отсылкой на соответствующие нормы гражданского законодательства путем использования формулировки "установленный порядок".
Заслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно пункту 1 статьи 3 названного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Абзацем вторым статьи 3.1 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ названы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в их числе - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Под дорожной деятельностью в силу пункта 6 статьи 3 названного Федерального закона понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Из анализа указанных выше правовых норм следует, что действующее законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности не регулирует отношения, связанные с самовольной постройкой объектов в границах полос отвода автомобильных дорог, и не устанавливает ответственности лиц, осуществивших самовольную постройку.
Самовольной постройкой в соответствии со статьей 222 ГК Российской Федерации является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными нормативными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Согласно пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 3 ГК Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В нарушение указанных законоположений оспариваемой нормой фактически введены новые основания для признания постройки самовольной, не предусмотренные гражданским законодательством, так как в соответствии с пунктом 3.2 Порядка самовольными постройками признаются возведенные с нарушением настоящего Порядка в пределах полос отвода объекты капитального строительства.
Таким образом, Правительство Пермского края как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимая постановление, которым утвержден Порядок, в оспариваемой первым заместителем прокурора Пермского края части вышло за пределы своих полномочий.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу изложенного выше требование заявителя подлежит удовлетворению.
Доводы Правительства Пермского края в обоснование возражений по заявленному требованию со ссылкой на положения ЗК Российской Федерации, являются несостоятельными, так как Порядок в оспариваемой части не регулирует отношения по режиму использования земельных участков в пределах полос отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Пермском крае, а, как указано выше, устанавливает основания признания расположенной в полосе отвода постройки самовольной. Пункт 3.2 Порядка носит бланкетный характер лишь в части слов "в установленном порядке" и "принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 3.2 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Пермском крае, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 7.10.2009 года № 694-п "Об утверждении порядков установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Пермском крае" (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 7.05.2010 года № 215-п).
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий
БУЗМАКОВ О.С.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Пермского краевого суда от 12.08.2010 по делу № 3-147-2010
<О признании недействующим пункта 3.2 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Пермском крае, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2009 № 694-п (ред. от 07.05.2010)>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru