Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 декабря 2010 г. № 3-59-10

Калининградский областной суд в составе председательствующего Костикова С.И.
при секретаре П.Н.Ю.
с участием прокурора Смирнова Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Л.Ф. об оспаривании постановления Правительства Калининградской области от 28 ноября 2008 года № 769 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 39:14:010139:0002 и 39:14:010359:0003 (Приложение, таблица № 1, порядковые номера 636, 3616), расположенных в Балтийском муниципальном районе,

установил:

К.Л.Ф. обратилась в суд с названым выше заявлением, указав, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:8, общей площадью 13 739 кв. м., расположенного в городе Балтийске в районе очистных сооружений, с целевым назначением - для организации питомника декоративных культур, на основании договора аренды от 31 июля 2003 года № 9, зарегистрированного Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Калининградской области 09 февраля 2004 года и действующего до 31 июля 2013 года. Арендодателем земельного участка является администрация Балтийского городского округа (в настоящее время МО "Балтийский муниципальный район").
Кадастровая стоимость земельного участка в 2009 году составила 822 286 рублей. Рассчитанная на ее основе арендная плата составляла 16 445,72 рублей за год.
26 апреля 2010 года она получила от арендодателя расчет арендной платы на 2010 год, в соответствии с которым арендная плата за земельный участок была обозначена в сумме 1 793 878,50 рублей в результате повышения кадастровой стоимости земельного участка до 89 693 925,24 рублей.
Оказалось, что постановлением Правительства Калининградской области от 28 ноября 2008 года № 769 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области. Данное постановление было опубликовано в газете "Калининградская правда" № 223 от 29.11.2008 года, а также на официальном сайте Правительства Калининградской области и вступило в силу со дня его официального опубликования (п. 4 постановления).
Арендуемый ею участок с кадастровым номером 39:14:000000:8 является единым землепользованием, состоящим из двух обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 39:14:010139:2 и 39:14:010359:3. Поэтому в постановлении Правительства Калининградской области № 769 (Приложение № 1, таблица № 1) содержатся сведения о кадастровой стоимости данных участков, кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 39:14:010139:2 составляет 26 397 396,04 рублей (порядковый номер в приложении 636), а с кадастровым номером 39:14:010359:3 - 63 296 529,2 рублей (порядковый номер в приложении 3616). Таким образом, совокупная кадастровая стоимость арендуемого ею участка составила 89 693 925,24 рубля.
Арендуемый ею земельный участок необоснованно был отнесен к 5 группе видов использования. Недостоверные данные по указанным участкам были включены в постановление Правительства Калининградской области от 28 ноября 2008 года № 769 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области".
Таким образом, при определении кадастровой стоимости указанных земельных участков нарушены требования, установленные Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 316 от 08 апреля 2000 года, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В судебном заседании К.Л.Ф. заявленные требования поддержала, дополнив основания ссылками на то, что кадастровая стоимость находящегося у нее в аренде участка необоснованно определялась как кадастровая стоимость двух участков, хотя они составляют единое землевладение, кроме этого не было учтено, что участок находится в санитарной зоне очистных сооружений, что должно понизить его стоимость.
Представитель МО "Балтийский муниципальный район" Ш.Ю.Ю. согласилась с заявленными К.Л.Ф. требованиями, указав, что земельный участок предоставлен заявительнице в аренду для организации питомника декоративных культур, что в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности относится к сельскохозяйственной деятельности, но при формировании перечня земельных участков в составе земель города Балтийска участки, арендуемые К.Л.Ф., были неверно отнесены к 5-ому виду разрешенного использования, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Представитель ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" К.М.А. пояснил, что с их стороны ошибок допущено не было. Они произвели расчет кадастровой стоимости из тех данных, которые им были переданы Управлением Роснедвижимости по Калининградской области (в настоящее время Управление Росреестра по Калининградской области) При оценке земельных участков, кадастровая стоимость которых оспаривается, Калининградским филиалом был применен вид разрешенного использования - 5 (пятый) "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания". В компетенцию Калининградского филиала не входила проверка правильности отнесения земельных участков к той или иной группе видов разрешенного использования.
Представитель Правительства Калининградской области Г.А.Л. и представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области О.И.Г. с заявленными требованиями не согласились, указав, что расчет кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в аренде у заявительницы, произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Права заявительницы могут быть защищены во внесудебном порядке.
Выслушав объяснения заявителя, других лиц, участвующих в деле, исследовав другие доказательства, выслушав заключение прокурора, об оставлении заявления без удовлетворения, суд находит необходимым удовлетворить заявленные требования.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (п. 1); за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (п. 2); кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5).
Согласно п. 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4); государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5); в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков (пункт 8); государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров; результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (п. 9); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10); методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11); при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13).
Во исполнение п. 11 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а приказом от 28 июня 2007 года № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
В целях разъяснения положений вышеупомянутых Методических указаний приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 г. № П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Калининградской области № 769 от 28 ноября 2008 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области, постановление подписано Губернатором Калининградской области, официально опубликовано в газете "Калининградская правда" № 223 от 29.11.2008 г. и на официальном сайте Правительства Калининградской области, вступило в силу со дня его официального опубликования (п. 4 постановления).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят надлежащим органом власти субъекта РФ, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, официально опубликован.
В приложении к указанному нормативному акту в таблице № 1 под № 636 значится земельный участок с кадастровым номером 39:14:010139:0002, для которого определена кадастровая стоимость 26 397 396,04 рублей, под № 3616 значится земельный участок с кадастровым номером 39:14:010359:0003, для которого определена кадастровая стоимость 63 296 529,2 рублей.
Из материалов дела видно и никем это не оспаривается, что указанные земельные участки арендуются К.Л.Ф. как единое землепользование под кадастровым номером 39:14:00-00-00:0008, частями которого они и являются. Участки предоставлены для организации питомника декоративных культур.
Из перечня объектов оценки - земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2007 года, в соответствии с которым и производился расчет кадастровой стоимости, видно, что под номерами 312 и 3310 указаны спорные участки. В графе разрешенное использование значится для организации питомника декоративных культур, а в графе номер вида разрешенного использования - 5.
В соответствии с вышеуказанными Методическими указаниями (п. 1.2) к 5 виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В Типовом перечне видов разрешенного использования (Приложение 2, таблица 1 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 г. № П/0152) указан состав видов разрешенного использования, которые могут быть отнесены к 5 виду. Содержание этого перечня не дает никаких оснований относить участки для организации питомника декоративных культур к 5 виду разрешенного использования.
Более того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденному Приказом Ростехрегулирования 22 ноября 2007 года № 329-ст, декоративное садоводство и производство продукции питомников (код 01.12.2) относится к подклассу 01.1 "Растениеводство" класса 01 "Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях".
В соответствии с названным выше Типовым перечнем видов разрешенного использования к 15 виду (земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования) относятся земельные участки занятые, в том числе и многолетними насаждениями.
Фактически допущенная ошибка была признана Управлением Росреестра по Калининградской области в ответе на обращение К.Л.Ф. (л.д. 27-29).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что при определении кадастровой стоимости земельных участков, арендуемых К.Л.Ф., были использованы недостоверные сведения об указанных объектах недвижимости, что противоречит требованиям названных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Доводы представителя Правительства Калининградской области Г.А.Л. и представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области О.И.Г. о том, что права заявительницы могут быть защищены во внесудебном порядке, с которыми согласился и прокурор, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявления, т.к. они носят процессуальный характер и не могут повлиять на разрешение вопроса по существу. Кроме этого, гражданин сам вправе выбирать способ защиты своих прав, в том числе и гарантированное Конституцией РФ обращение в суд.
Руководствуясь ст. 199 и ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Постановление Правительства Калининградской области от 28 ноября 2008 года № 769 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 39:14:010139:0002 и 39:14:010359:0003 (Приложение, таблица № 1, порядковые номера 636, 3616) признать недействующим с момента принятия.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное решение в окончательной форме принято 13 декабря 2010 года, а не 13 декабря 2007 года.

В окончательной форме решение принято 13 декабря 2007 года.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Калининградского областного суда от 07.12.2010 № 3-59-10
<О признании недействующим Постановления Правительства Калининградской области от 28.11.2008 № 769 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в Балтийском муниципальном районе>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru